Александр ЗАВАРОВ: “Никогда не был оторван от Украины”

       Приход этого 43-летнего специалиста на пост главного тренера харьковского “Металлиста” – одно из самых примечательных событий украинского межсезонья. Знаменитый в прошлом полузащитник киевского “Динамо” и сборной СССР, последние 15 лет проживший во Франции, теперь оказался востребован на родине.

МОЮ ТРЕНЕРСКУЮ ЛИЦЕНЗИЮ НИГДЕ НЕ ПРИЗНАЮТ

       – На постсоветском пространстве Заварова помнят как выдающегося игрока. Но совсем не знают, за исключением разве что Казахстана, где вы в прошлом году совсем недолго поработали с клубом “Женис” из Астаны, как футбольного наставника. А сколь продолжителен ваш тренерский стаж?

       – Лет десять уже набежало. Это если сложить годы, когда я был играющим тренером в “Сен-Дизье”, а затем работал с командами разных возрастов клуба “Нанси”, в котором чуть раньше завершил профессиональную карьеру футболиста.

       – Тренерская лицензия у вас есть?

       – Разумеется. Во Франции она дает мне право быть главным тренером в любом дивизионе, кроме первого. Но в июне собираюсь и этот пробел восполнить: надеюсь успешно сдать экзамены на лицензию высшей категории.

       – Именно по причине отсутствия таковой к вам предъявили претензии швейцарцы, когда купившие было клуб “Виль” Игорь Беланов и Геннадий Перепаденко пригласили своего старого друга на пост главного тренера?

       – Не совсем. В Швейцарии вообще не признают французские тренерские лицензии. Впрочем, они во всех странах Евросоюза считаются недействительными – “в отместку” за решение федерации футбола Франции, которая несколько лет назад постановила не признавать в стране никаких иных лицензий, кроме своих. А в истории с “Вилем” дело по большому счету заключалось не в этом.

       – В чем же тогда?

       – Бюрократические препоны можно было обойти по давно известному в европейском футболе сценарию: формально назначить на пост главного тренера местного человека, а меня назвать спортивным директором и вменить в обязанность подготовку команды. По такому пути мы и пошли, но через какое-то время наш “главный тренер” – старичок по фамилии Мюллер, который был едва ли не вдвое старше меня – неожиданно оказался “нарушителем конвенции”. Он потребовал, чтобы ему дали возможность тренировать команду “не понарошку”. Беланову и Перепаденко не хватило настойчивости и знания всех нюансов ситуации, в которой мы оказались, а вот швейцарцы со своей стороны проявили очень удивившую меня местечковость: они не захотели мириться с тем, что “Вилем” будут командовать украинцы. Хотя спасти команду от вылета в низший дивизион, выиграть Кубок страны, а вместе с ним и путевку в европейский клубный турнир, мы все же ус пели.

ЖАКЕ ОШИБСЯ, ОТПРАВИВ МЕНЯ В КАЗАХСТАН

       – Как вы оказались летом прошлого года в Казахстане?

       – С подачи Эме Жаке.

       – А при чем здесь знаменитый тренер, приведший сборную Франции к золоту чемпионата мира 1998 года?

       – Для меня он еще, между прочим, и бывший тренер “Нанси”. А сейчас Жаке руководит подготовкой тренерских кадров в общенациональном масштабе – своего рода ректор ВШТ. Так вот, Казахстанская федерация футбола обратилась к французам с официальной просьбой прислать тренера для “Жениса”. Когда письмо оказалось в руках у Жаке, он предложил мою кандидатуру: дескать, русскоязычный тренер с французским дипломом – как раз то, что нужно.

       – Мэтр заблуждался?

       – Увы. И я вместе с ним. Поездка в Астану была ошибкой.

       – Почему?

       – Вслед за красноармейцем товарищем Суховым убедился, что Восток – дело тонкое. Тем более для человека, пусть и говорящего по-русски, но прожившего последние полтора десятка лет во Франции.

С ЛИТОВЧЕНКО ОСТАЛИСЬ ДРУЗЬЯМИ

       – За украинским чемпионатом на чужбине следили?

       – Обязательно. Вообще, никогда не ощущал себя оторванным от Украины. Почти каждое лето с женой и детьми ездил в родной Луганск. С удовольствием принимал приглашения сыграть за ветеранов киевского “Динамо” или сборной СССР. Знаю, что на родине меня не забыли. В прошлом году, когда здесь отмечалось 110-летие отечественного футбола, в числе других ветеранов меня наградили орденом “За заслуги перед Отечеством” третьей степени.

       – Кроме “Металлиста” какие-нибудь украинские клубы вам предложения делали?

       – Было дело, но сейчас говорить об этом не имеет смысла.

       – Не интересовались, что побудило руководство харьковской команды обратиться именно к Заварову?

       – С моей стороны было бы нескромно об этом спрашивать.

       – Вы приняли клуб в непростой для него “период полураспада”. В команде случился конфликт, и теперь уже бывший главный тренер Геннадий Литовченко в начале января покинул “Металлист” вместе с восемью игроками. Можете как-то прокомментировать ситуацию?

       – Разумеется, нет. Профессиональная этика не позволяет. Да и не слишком я вникал во все эти перипетии.

       – На ваших отношениях с Литовченко произошедшее никак не сказалось?

       – Нет. Мы с Геной как были друзьями, так и остались. Все-таки не один пуд соли съели вместе в киевском “Динамо”. Я уж не говорю о том, что понимание футбола у нас одинаковое – унаследованное от Валерия Васильевича Лобановского. Так что в смысле организации игры в “Металлисте” мне ничего не придется ломать – только строить.

       – Вы по складу характера тренер-демократ или диктатор?

       – Скорее демократ. Только демократия не может быть беспредельной, тем более в футболе, где крайне важна как игровая, так и бытовая дисциплина. Готов выслушать любого игрока, не возражаю, если он поспорит со мной по каким-то профессиональным вопросам, но последнее слово всегда останется за мной. Поскольку никто, кроме главного тренера, не отвечает за результат.

НЕ НУЖНО ИГРАТЬ “ЗА ИДЕЮ”. ЛУЧШЕ – ЗА ДЕНЬГИ

       – И все-таки неожиданный уход восьми футболистов в межсезонье – серьезная потеря для любого клуба.

       – Серьезная, но не смертельная. По крайней мере мною были получены твердые гарантии от руководства, что “Металлист” пополнится квалифицированными новичками.

       – Каким условиям они должны отвечать?

       – Очень простым: достойная футбольная подготовка и горячее желание играть в Харькове. Речь не идет о патриотизме и преданности клубу в советском толковании этих слов. “За идею” играть не нужно, лучше – за деньги, но играть так, как этого хочу я, главный тренер.

       – Вам наверняка известно, что в вопросах комплектования команд на Украине существуют два диаметрально противоположных подхода. “Шахтер” делает ставку на легионеров, а “Днепр”, наоборот, обходится футболистами с украинскими паспортами. “Металлист” Заварова по какому пути пойдет?

       – Скорее всего, будем придерживаться золотой середины. Как говорится – и вашим, и нашим. Многое будет зависеть от финансовых возможностей клуба. Одно могу твердо пообещать: у меня не будет футболистов, которые болтаются по командам – своим или зарубежным, как перекати-поле. “Металлист” – не отстойник и не помойная яма.

       – Вы уже поработали с новой командой на сборе в турецкой Анталье. Каковы первые впечатления от работы?

       – Убедился, что, несмотря на катаклизмы, которые пришлось пережить “Металлисту”, костяк коллектива сохранился. А в таких случаях говорят: были бы кости, а мясо нарастет.

       – То есть у вас нет ощущения, что начинаете с чистого листа?

       – По-моему, приходящий в новый клуб тренер при любых обстоятельствах начинает с чистого листа. Важно, чем все закончится, какими окажутся финальные аккорды.

       – Турнирная задача в чемпионате Украины, который возобновляется 1 марта, “Металлисту” уже поставлена?

       – В общих чертах. Когда закончим комплектование, речь пойдет и о конкретном месте в таблице. После первого круга “Металлист” занимает седьмое место, что для прошлогоднего “возвращенца” в высшую лигу очень даже неплохо. Будет неправильно, если мы хотя бы не сохраним уже завоеванные позиции.

       – На какой срок вы подписали контракт?

       – Пока на год. Дальше все будет зависеть от выступления “Металлиста”. Не дай бог, конечно, но в случае неудачи я не собираюсь быть обузой для боссов клуба. Мы должны быть честны друг перед другом.

       – Ваши сыновья сейчас имеют отношение к футболу?

       – Поигрывают во Франции на любительском уровне. 22-летний Саша учится в университете, а 16-летний Валера пока еще школьник. Старший сын прошлым летом женился. Между прочим, выбрал, как и папа когда-то, луганчанку. Так что связи с родиной у нас по-прежнему крепкие, хотя жить теперь придется на два дома.

Юрий ЮРИС

Источник: Спорт-Экспресс

Новости партнеров

Комментарии: