Василий РАЦ: «Я благодарен судьбе, что мне посчастливилось быть частью той команды»

Василий РАЦ: "Я благодарен судьбе, что мне посчастливилось быть частью той команды"Один из главный творцов триумфа киевского “Динамо” в Кубке Обладателей Кубков 1986 года, Василий Рац, ровно 30 лет спустя все так же ярко помнит те эмоции и переживания, которые испытывал в то время. В финальном поединке он начинал все три голевые атаки своей команды, с его передач было забито множество голов и на пути к решающему матчу.

 

— Василий Карлович, накануне финального матча вся Европа уже знала о страшной катастрофе, произошедшей на Чернобыльской АЭС. С каким настроением подходила к финальному поединку на “Жерлане” команда и вы лично?

 

— На следующий день после Чернобыльской аварии мы играли с московским “Спартаком” на Республиканском стадионе в Киеве. Никто ничего не знал о случившемся, мы даже не подозревали об этом. Но когда летели в Лион на финальный матч уже даже в самолете руководство нас начало предупреждать, чтобы мы говорили с журналистами только о футболе, но и они еще не понимали, о чем речь и что там на самом деле произошло.

 

Когда мы прилетели в Лион, в аэропорту нас встретило большое количество журналистов. Однако вопросы все звучали не о финальном поединке, а о Чернобыле. Мы уходили от этих вопросов, не понимая, что же там произошло. Уже приехав в гостиницу и включив телевизоры, на всех каналах мы увидели новости об аварии на ЧАЭС и на французском, и на английском языках. Только тогда мы узнали, что произошла страшная трагедия.

 

Естественно, те ребята, у которых были семьи и родители в Киеве, начали звонить в Киев, чтобы как можно быстрее отправлять их в другие города. У меня ситуация была иной — мои родители жили в Закарпатье, а я тогда еще не был женат.

 

Валерий Васильевич тогда сказал нам, что раз сложилась такая ситуация, произошла такая трагедия, единственное, чем мы могли помочь — это выйти на финальный матч и сделать все возможное для победы, чтобы принести нашим людям радость.

 

— Финальный матч собрал на стадионе “Жерлан” 50 тысяч зрителей. Для вашей команды это не было чем-то необычным, ведь на домашние матчи “Динамо” стабильно собирался стотысячник. Тем не менее, тяжело было играть без поддержки своих болельщиков?

 

— Когда мы приехали на стадион, как обычно за час до игры мы первым делом оставили вещи в раздевалке и вышли на поле, чтобы проверить газон. Еще за час до игры трибуны были практически заполнены, при этом везде были только флаги и болельщики мадридского “Атлетико“. Думаю, процентов 90 зрителей составляли болельщики из Испании, процентов семь-восемь — французские любители футбола, и оставшиеся пару процентов — представители советского посольства. Мы понимали, что стадион будет болеть за наших соперников, но лично меня это еще больше стимулировало показать такую игру, чтобы зрители после финального свистка аплодировали уже нам.

 

— На деле так и произошло?

 

— Да. Перед матчем безоговорочным фаворитом считалось “Атлетико“, которое в то время, как и сейчас, было на одном уровне с “Барселоной” и мадридским “Реалом“. В Испании доминировали три команды. Это уже потом был период, когда “Атлетико” превратилось в середнячка. И только недавно, когда команду возглавил Диего Симеоне, она вернулась на тот уровень, что был у нее в 86-м году.

 

Не только болельщики, но и пресса были уверены в победе мадридцев. Просматривая местные газеты, мы узнали, что каждый игрок “Атлетико” в случае победы получит по 10 тысяч долларов. Мы же за эту игру должны были получить 550 или 600 долларов. Естественно, когда видишь такую разницу, задумываешься, неужели они настолько сильнее. Однако уже выходя на поле, мы об этом не думали, думали только о победе. Мы доказали, что деньги не все решают.

 

Наша команда тогда была на пике формы. Начинала создаваться она в 84-м году, так что мы играли вместе уже кто год, а кто и два. Большинство ребят пришло с низших дивизионов. Все горели желанием что-то выиграть, все были голодными до побед. 2 мая мы находились близко к желанной цели, мы вышли и провели этот матч как единое целое.

 

— “Динамо” обыграло “Атлетико” по всем статьям, забив три красивых мяча. Во всех трех взятиях ворот непосредственное участие взяли вы, начиная те атаки. Какой гол считаете самым лучшим в этом финале?

 

— Все три и сейчас очень хорошо помню. Как первый, когда Заваров добил мяч головой, так и второй, ту знаменитую веерную комбинацию. А третий гол, когда соперники пытались создать положение “вне игры”, стал точкой над “і”. Я отдал длинный пас на Евтушенко, и Вадик реализовал выход один в один. Это был последний удар для “Атлетико“, который дал им понять, что они этот матч уже окончательно проиграли. Все три гола очень хорошие, но я бы особенно выделил второй, веерную комбинацию.

 

Мне приятно, что отмечают мое участие в голах, но для меня главное было, чтобы команда играла и выигрывала. Я благодарен судьбе, что мне посчастливилось быть частью той команды, в которой был такой подбор игроков, у каждого было желание, стремление, цель. И нас в единое целое объединял Валерий Васильевич. Да, даже в той команде также у одних ребят были одни интересы, у других — другие. Это естественно, это везде так. Но когда мы выходили на тренировки или игры, мы были сплоченными, были единым целым. Мы все знали, чего хотим и к чему стремимся.

 

После игры Валерий Васильевич нас поздравил с победой, похвалил, но сказал, что сегодня время праздновать, а с завтрашнего дня начинается новая работа. Нужно это забывать и идти дальше, стремиться к новым целям и задачам.

 

— Первые шаги к трофею были не такими простыми, особенно выездные поединки. В матче с “Утрехтом” в гостях поражение, с “Университатей” ничья… Команда постепенно набирала ход и выходила на свой пик?

 

— Да, это было так. Особенно тяжелой была первая игра с “Утрехтом“. Дело в том, что команда постепенно создавалась. Все-таки чемпионат СССР — это одно, но нам нужно было набираться еврокубкового опыта, нужно было почувствовать этот ритм. В первых матчах было не так просто. Но уже встречи с “Рапидом”, который мы полностью переиграли и в гостях, и дома, стали для нас толчком к тому, чтобы мы прочувствовали свои силы, ощутили, что мы можем много добиться на евроарене. К слову, в то время “Рапид” также был командой высокого уровня, регулярно участвовал в еврокубках.

 

— Какими были первые дни после финала? Что переживала команда, что переживали вы по возвращению домой?

 

— По возвращении на Родину эмоции были неоднозначными. Сразу после игры мы искренне радовались, потому что осознавали, что мы победили не случайно, а обыграли соперника по праву. Мы продемонстрировали хорошую игру, забили красивые мячи. Впереди нас ждала подготовка к чемпионату мира, и большинство игроков, приехав в Москву, сразу отправились в лагерь сборной СССР.

 

Неприятно было то, что когда мы прилетели в аэропорт Москвы, нас практически никто не встречал, ни с Федерации футбола, ни со спорткомитета, ни журналисты, ни болельщики — не было никого. Если хорошо помню, был лишь один московский журналист, который очень уважал “Динамо” и, может быть, пару болельщиков. Было очень неприятно, ведь мы выиграли трофей для страны, казалось бы, все люди должны были радоваться. Но на деле оказалось, что в Москве была неимоверная зависть от того, что Кубок завоевал не “Спартак“, московское “Динамо” или ЦСКА… Мы старались не заострять на этом внимания, ведь знали, что принесли радость киевлянам, нашим настоящим болельщикам.

 

Мы сразу отправились в Новогорск, а те ребята, которых не вызывали в сборную, уехали поездом в Киев. Затем уже в газетах и в новостях мы увидели, как команду встречали в на вокзале Киеве, сколько было людей. Конечно, было бы хорошо, если бы мы все приехали тогда в Киев, ощущения были бы совсем другие. Но достаточно было и того, что мы видели, как встречали наших ребят.

Источник: Официальный сайт ФК «Динамо» (Киев)

Новости партнеров

Комментарии: