«Шахтёр»: коммерция или пиратство?

Источник: Матч

Главное отличие еврокубковых матчей с матчами украинского первенства в том, что еврокубковые игры на данный момент более привлекательны с коммерческой точки зрения, то есть, как это не банально прозвучит, но каждый клуб может на них больше заработать. Совсем недавно перед матчами еврокубков топ-менеджеры «Шахтёра» заявляли о том, что будут бороться с любыми проявлениями билетных спекуляций. Пока еще непонятно, каким образом и какие это даст результаты, но будем уверены, что борьба в этом направлении ведется и деньги болельщиков, заплаченные за билеты, будут работать во благо донецкого клуба. Пока никто не знает, что в себя включают вышеназванные меры, но если они  будут приняты, то «билетным пиратам» следует обходить кассы РСК «Олимпийского» стороной.
Ведь, не секрет, что доходы клуба, тем более в нынешнее финансово нестабильное время – от реализации прав на трансляцию, от реализации билетов, атрибутики, продуктов питания – весьма хорошее подспорье, от которого добровольно никто не откажется.
Сегодняшний день еще раз показал, что ФК «Шахтёр» готов зарабатывать – цена на билеты в игре против «Марселя» значительно увеличена, да и новости официального сайта закликают приобретать футбольную атрибутику, посвященную матчу. Вот только, всегда ли это стремление идет в ногу с законом?
Новость с официального сайта донецкого клуба, посвященная выпуску специальной предматчевой атрибутики – «Шахтёр» и «Олимпик» в одном флаконе» с одной стороны неприметна, а с другой стороны вызывает несколько встречных вопросов. Самый главный из которых: есть ли у донецкого клуба соответствующее трехстороннее соглашение про использование, по крайней мере, двух зарегистрированных торговых знаков в коммерческих целях – логотипа Кубка УЕФА и логотипа «Марселя». То есть, имеет ли право ФК «Шахтёр» официально продавать атрибутику с этими товарными знаками с целью получением прибыли от последующей реализации?
Если такое соглашение имеется и хранится в надежном и хорошо охраняемом месте в клубном офисе, то возникает логичный второй вопрос. А именно – «когда оно было заключено и на каких условиях». Учитывая тот факт, что ФК «Шахтёр» является прозрачной компаний с точки зрения финансовой отчетности, которая регулярно освещает свою финансово-отчетную деятельность, клубу не должно составить труда осветить в прессе, что, дескать, совместная реализация предматчевой атрибутики перед игрой «Шахтёр» – «Марсель» принесла клубу, а также УЕФА и «Марселю» определенное количество денежных знаков. Тем более, что прямых аналогий с матчами Лиги чемпионов против «Барселоны», «Спортинга» и «Базеля», а также игр Кубка УЕФА против «Тоттенхэма» и ЦСКА, провести очень сложно.
В первую очередь, речь идет, конечно, о сохранении авторских прав, а также прав на торговую марку и товарный знак. В данном случае, как все знают, логотипы, торговые марки, символические образцы, являются собственностью правообладателей и не могут быть использованы в коммерческих целях без предварительного согласия или частичной уступки прав. В случае незаконного использования, правообладатель имеет право обратиться в суд для взыскания ущерба с той компании или лиц, которые занимались незаконной деятельностью.
Абсолютно логично, что «Шахтёр» может иметь право на использование в коммерческих целях товарного знака «Кубка УЕФА» по условиям участия в этом турнире, если правообладатели предоставили совместное использование, но вот вопрос о том, каким образом, «Шахтёр» получил право зарабатывать на товарном знаке «Марселя», пока остается без ответа.
Кстати, для интереса можно сравнить ценовые категории. Так, из новости на сайте «Шахтёра» следует, что «шарф обойдется в 55 гривен, стоимость футболки составляет 50 гривен, а вымпела — 35 гривен». Если перевести на французский язык, то есть в евро, получается, что цена шарфа около 5 евро, футболки – 4.5 евро, а вымпела 3 евро. Ради любопытства заходим в электронный бутик «Марселя», расположенный по адресу boutique.om.net. Там официальные клубные шарфы стоят от 9 до 15 евро, цена футболки составляет от 40 до 50 евро.
Для тех, кто был в Европе и посещал матчи европейских команд не секрет, что вся продукция, которая предлагается покупателю, то есть посетителю стадиона, является лицензированной и сертифицированной с сохранением всех прав правообладателя. В нашей стране, пока еще интеллектуальные и неимущественные права, например, клубов и игроков, нарушаются сплошь и рядом во время каждого матча. Отсюда и возник интерес к этой акции и анонсирующей ее новости.
Вопрос: «Шахтёр» по незнанию ведет незаконную коммерческую деятельность, уподобляясь обычным предматчевым «пиратам», либо компания расширяет круг своих коммерческих партнеров и в дальнейшем сотрудничество по совместному использованию прав с европейскими клубами станет традицией? Говоря простым языком, дико интересно узнать: менеджмент «Шахтёра» допускает грубую ошибку, которая может повлечь за собой штрафные санкции, либо клуб сделал серьезный шаг вперед на пути корпоративной коммерциализации и капитализации.


Источник: Матч