«Хиллсборо». 20 лет спустя

В жизни многих клубов, к сожалению, находится место трагедии. Естественно, чем известнее сам клуб, тем резонанснее события, тем больше людей знают о них и, как ни печально, тем большей тайной окутаны те самые события. Когда с великими случается несчастье, складывается впечатление, что ответственность за это больше, хотя на самом деле речь идет о смерти или травмах обычных людей и ошибках точно таких же обычных людей. В мире часто случаются катастрофы, но говорят далеко не обо всех из них. Общее у всех трагедий одно – одни гибнут, а другие всячески пытаются выгородить себя. И чем известнее первые, тем больше стараются вторые.

В жизни многих клубов, к сожалению, находится место трагедии. Естественно, чем известнее сам клуб, тем резонанснее события, тем больше людей знают о них и, как ни печально, тем большей тайной окутаны те самые события. Когда с великими случается несчастье, складывается впечатление, что ответственность за это больше, хотя на самом деле речь идет о смерти или травмах обычных людей и ошибках точно таких же обычных людей. В мире часто случаются катастрофы, но говорят далеко не обо всех из них. Общее у всех трагедий одно – одни гибнут, а другие всячески пытаются выгородить себя. И чем известнее первые, тем больше стараются вторые.

15 апреля 1989 года навсегда вошло в историю «Ливерпуля» черным днем. Не прошло и четырех лет с момента эйзельской трагедии, как на Мерсисайд обрушилось новое несчастье, более масштабное, трагичное и ужасающе-нелепое.
15 апреля 1989 года стадион «Хиллсборо» навсегда приобрел мировую известность, от которой, будь у него право выбора, наверняка отказался. Ведь именно ему суждено было стать последним пристанищем почти сотни людей, среди которых оказалось немало подростков.
15 апреля 1989 года болельщики, которые отправились посмотреть полуфинальный матч Кубка Англии между «Ноттингем Форестом» и «Ливерпулем» и предположить не могли, что битва за выход в финал потребует стольких жертв. Более того, 96 человек так и не узнают, что их любимый клуб не только вышел в финал, но и выиграл его.

(К слову. До сих пор остается некоторой загадкой, почему ливерпульцы, чья численность превышала количество фанатов «Ноттингема», получили меньшую трибуну.)

Как это было
Итак, 15 апреля 1989 года. Полуфинал КА. Время начала матча – 15:00. Болельщикам «Ливерпуля» были выделены места на Лэппингс Лейн (трибуна со стоячими местами, которую от поля отделяла решетка. Возле секторов с сиденьями таких заборов не было, поэтому принимающая сторона сочла невозможным выделить известным дебоширам из Ливерпуля более вместительную трибуну, опасаясь, что фанаты повыскакивают на поле). Организаторы, обеспокоенные невысокой пропускной способностью турникетов и отсутствием их в достаточном количестве, публично (задействованы были теле- и радиоресурсы) обратились к болельщикам с просьбой прийти на стадион заблаговременно во избежание давок и пробок. Более того, безбилетников настоятельно просили к арене не приближаться.
Казалось, все необходимые меры предосторожности были приняты, однако нужно знать английских болельщиков в целом и ливерпульских в частности, чтобы понять: никакая перестраховка не гарантирует порядка.

За 20 минут до начала игры на небольшой площади перед отведенной ливерпульцам трибуной скопилось довольно много людей, каждый из которых, естественно, стремился как можно быстрее попасть на арену. Два входа, разумеется, не могли справиться с этим потоком. А худшим в этой ситуации было то, что стадион оживился, приветствуя вышедшие команды, чего не могли не слышать те, кто пока оставались снаружи.

Когда какой-то мальчонка запрыгнул на киоск, полицейские открыли боковые ворота, в которые тут же просочилось пару десятков фанатов. Но что пару десятков?! За пределами стадиона оставалось приблизительно 5000 болельщиков, которые пытались преодолеть турникеты. Стражи порядка, опасаясь, что в такой давке может погибнуть немало людей, принимают решение открыть ворота, предназначенные для выхода, не оборудованные турникетами (Ворота С), через которые повалила толпа.
В результате такой «заботы» в узком туннеле, ведущем на трибуну, скопилось несколько тысяч фанатов (как раз перед решетчатым забором), на которых напирала идущая толпа. Причем те, кто шли сзади, понятия не имели о том, что происходит впереди. Стюарды, которые должны были следить за наплывом и координировать болельщиков, при необходимости разгружая центральный проход и направляя людей к другим трибунам, где плотность людей была не столь высокой, этого не сделали. Причем внятные объяснения ПОЧЕМУ до сих пор не звучали. И уже вряд ли когда-нибудь прозвучат.
Публика была увлечена только начавшимся матчем и не замечала происходящего. На шестой минуте арбитр под влиянием полиции остановил поединок, поскольку ситуация у ограждения накалилась до предела – чтобы избежать давки, болельщики начали взбираться на забор. Тогда была открыта калитка – часть людей воспользовалась ею, а остальные продолжали карабкаться на решетку. Некоторых втаскивали на Вест Стэнд – трибуну, находящуюся прямо над Лэппингс Лейн.

Поскольку поток не останавливался, люди начали задыхаться. Спасаясь, часть болельщиков прорвалась на поле, однако жертв избежать не удалось – 96 человек погибли, 766 получили ранения.

Несмотря на случившееся, некоторые полицейские все еще держали кордон, чтобы не позволить болельщикам «Ливерпуля» добраться до трибун с фанатами «Ноттингем Форреста». Ливерпульцы пытались прорваться сквозь оцепление, чтобы перенести раненых, однако представители власти отбросили толпу назад.

В тот же день официально было зафиксировано 94 смерти. Через несколько дней в больнице умер 14-летний Ли Николь, а последним напоминанием о трагедии стала смерть Тони Блэнда, который пробыл в коме четыре года и скончался в марте 1993-го.

Отголоски трагедии

I. Первое, что стоит упомянуть, – самые известные мемориалы:

Возле ворот Шенкли, «Анфилд Роуд»
Стадион «Хиллсборо»
Мемориальный камень в Ливерпульском соборе
Камень на пересечении Миддлвуд Роуд, Лэппингс Лейн и Вэдсли Лейн недалеко от стадиона
Перед Кросби Лайбрери. В память о 18 фанатах из Сефтона, погибших на «Хиллсборо». Мемориал представляет из себя клумбу с розами, обрамленных черным гранитом

Разумеется, событие не могло не вызвать общественного резонанса. Было создано множество ТВ-программ, в которых говорилось о слабой организации матча, а также о том, что по непонятным причинам врачам не позволяли добраться до потерпевших. Самой же известной и, мы бы сказали, монументальной реакцией на трагедию стал Доклад Тейлора.

II. Доклад Тейлора
Верховному судье Тейлору было поручено выяснить причины произошедшего. Первый доклад был сделан по горячим следам, а вот вторая работа содержала и рекомендации по безопасности на стадионах. Собственно, она и вошла в историю. Благодаря трудам судьи на аренах убрали ограждения между трибунами и полем (к слову: как раз в это время подобные заграждения начали появляться в Советском Союзе), а также началась повсеместная перестройка – происходил отказ от стоячих мест. Кроме того, как нам кажется, это самая объективная оценка случившегося, поскольку в ней не было попыток переложить вину на фанатов, не вникая в суть проблемы, а было проведено тщательное расследование, которое позволяло не только выявить виновных, но и попытаться предотвратить подобные трагедии в будущем. Тейлор разложил все по полочкам.

1. Действия полиции
Было признано ошибочным решение открыть ворота С, тогда как оптимальным считался вариант перенести начало игры на некоторое время. Полицейские в ответ заявляли, что толпа около стадиона вышла из-под контроля.

2. Готовность стадиона
«Хиллсборо» считался одним из лучших стадионом в стране, однако после трагедии на нем обнаружили множество недоработок. Главным образом, недостаточное количество турникетов на Лэппингс Лейн, что снизило пропускную способность, и недостаточная прочность загораживающих сооружений, из-за чего рухнул забор.
Кроме того, провалились полицейские, не сумевшие адекватно разобраться в ситуации. Под подсчетам, при том количестве турникетов все болельщики с билетами на Лэппингс Лейн попали бы на трибуну к 15:40. Ворота С были открыты для того, чтобы повысить пропускную способность, однако никем не был учтен тот факт, что на трибуну проникнет больше людей, чем она способна вместить.
Трагедия случилась из-за того, что большинство фанатов скопилось в секциях 3 и 4. Обычно полицейские или стюарды отводят поток людей от переполненных зон, но не в этот раз. По некоторым данным, на площади, рассчитанной на 2 000 человек, скопилось около 3 000, что и стало роковым.

3. Другие факторы
Существует предположение (и власти всячески старались за него уцепиться), что поведение ливерпульских болельщиков не могло не закончиться фатально. (Зная о подвигах мерсисайдцев, не особенно этому удивляешься. С другой стороны, понимаешь, что это очень удобная версия – переложить всю вину на болельщиков с изрядно подмоченной репутацией.) В частности, говорилось о чрезмерном потреблении ими алкоголя и о большом количестве фанатов, пытающихся попасть на стадион без билета. Однако Тейлор расценивает эти факторы как второстепенные, утверждая, что пьяных было не так много, как пытаются представить. Кроме того, безбилетников, по данным расследования и свидетельствам очевидцев, тоже было всего ничего.
Полиция, по утверждению семей пострадавших, всячески пыталась переложить ответственность именно на болельщиков. Родственников, которые приходили опознавать тела, расспрашивали, как много выпивал потерпевший. Более того, по утверждению все тех же членов семей погибших, данные в рапортах полицейских были сильно подтасованы – выкидывалась любая информация, которая свидетельствовала не в пользу стражей порядка.

III. Судебные разбирательства
Обвинения были выдвинуты против офицеров полиции Дэвида Дакенфилда и Бернара Мюррэя. В вину первого вменялся приказ открыть дополнительные ворота и его же заявление после случившегося, что фанаты открыли калитку сами. Некоторых полицейских обвиняли в сокрытии улик и подтасовке фактов. Обвинения были сняты, когда Дакенфилд предоставил медицинское заключение о том, что не может находиться под стражей. Процесс против Мюррэя был прекращен из-за того, что считалось несправедливым возлагать всю ответственность на одного человека.
В 1991 году четырехмесячный судебный процесс закончился банальной отмазкой: смерть в результате несчастного случая. Именно так оценили 96 жизней, забранных по причине чьей-то халатности…
Родственники погибших не успокоились и активно продолжали проводить частные расследования, чтобы докопаться до правды. Увы, многого им добиться не удалось: пересмотр обвинений в адрес организаторов (в частности, на стадионе не было предусмотренного регламентом количества карет скорой помощи, да и вызов дополнительных машин был сделан с опозданием; приехавшие же автомобили полицейские заблокировали за пределами стадиона), полицейских и медэкспертов. И… «отсутствие новых данных». В 1998-м дело было закрыто.


IV. The Sun
История с The Sun стала, пожалуй, самой резонансной в этом деле. Одна из самых противоречивых британских газет выдала ряд публикаций с общим заголовком «ПРАВДА», в которых писала исключительно о свинском поведении ливерпульцев, которые, злоупотребив алкоголем, искали приключений. Информация в скандальных статьях несколько расходилась с действительностью, поскольку многие мерсисайдцы сотрудничали с полицией и оказывали помощь пострадавшим.
После публикаций The Sun в Ливерпуле начали бойкотировать газету. Касалось это и новостных агентств, и простых людей, аннулирующих подписку. Доходило до того, ливерпульцы отказывались делать покупки в магазинах, которые продавали издание.
В 1993 году автор статей Келвин Маккензи впервые заговорил о трагедии на «Хиллсборо» и принес извинения, сказав, что в случившемся виноваты офицеры полиции. В 2006-м он отрекся от своих извинений, заявив, что действовал под давлением владельца газеты Руперта Мурдока. В 2004 The Sun, отвечая на критику Уэйна Руни (заявил, что Ливерпуль до сих пор негативно относится к изданию), признала свою ошибку.

V. Реакция клубов
19 апреля 1989 во время полуфинала КЕЧ между «Миланом» и «Реалом» арбитр остановил игру на шестой минуте, чтобы почтить память погибших на «Хиллсборо» минутой молчания, во время которой миланские болельщики исполнили гимн ливерпульских фанатов You’ll Never Walk Alone.
Из-за трагедии встреча «Ливерпуля» и «Арсенала» в АПЛ была отложена до конца сезона. (Она и решила судьбу чемпионства в пользу лондонцев.) Игроки столичного клуба вышли на поле с цветами, которые дарили перед игрой фанатам «красных».

Послесловие
15 апреля 1989 года. Противоречивая история, которая стоила многим жизни. Как водится, покрытая тайнами и недосказанностью, желанием уйти от наказания и не признавать свою вину. Причем мы бы не стали рассматривать ее однобоко. Обе стороны обмениваются взаимными обвинениями, выставляя жертвами именно себя. Думается, доля вины есть на каждом из участников, однако несомненно и то, что низкий уровень организации сыграл в событиях куда большую роль, чем пара пив, выпитых отдельными болельщиками. Однако и в то, что они организованно подбирались к арене, взявшись за руки и беспокоясь о товарищах, тоже верится с трудом. Правда, важно не это. Погибли люди, погибли, будем откровенны, от чьей-то глупости. И не так уж важно, за какой клуб они болели и зачем приехали в Шеффилд. «Хиллсборо» – это трагедия не только Ливерпуля.
Авиакатастрофа 1958 года, в которую попал «МЮ», оказала огромное влияние на гражданскую авиации Британии – именно Мюнхен положил начало усовершенствованию самолетов и повышению безопасности. «Хиллсборо» оказал влияние на британское стадионостроительство и, опять же, способствовал тому, чтобы безопасности уделялось куда большее внимание. Для того чтобы это произошло, должны были погибнуть люди…

Список погибших (в скобках указан возраст):
John Alfred Anderson (62)
Colin Mark Ashcroft (19)
James Gary Aspinall (18)
Kester Roger Marcus Ball (16)
Gerard Bernard Patrick Baron (67)
Simon Bell (17)
Barry Sidney Bennett (26)
David John Benson (22)
David William Birtle (22)
Tony Bland (22)
Paul David Brady (21)
Andrew Mark Brookes (26)
Carl Brown (18)
David Steven Brown (25)
Henry Thomas Burke (47)
Peter Andrew Burkett (24)
Paul William Carlile (19)
Raymond Thomas Chapman (50)
Gary Christopher Church (19)
Joseph Clark (29)
Paul Clark (18)
Gary Collins (22)
Stephen Paul Copoc (20)
Tracey Elizabeth Cox (23)
James Philip Delaney (19)
Christopher Barry Devonside (18)
Christopher Edwards (29)
Vincent Michael Fitzsimmons (34)
Thomas Steven Fox (21)
Jon-Paul Gilhooley (10)
Barry Glover (27)
Ian Thomas Glover (20)
Derrick George Godwin (24)
Roy Harry Hamilton (34)
Philip Hammond (14)
Eric Hankin (33)
Gary Harrison (27)
Stephen Francis Harrison (31)
Peter Andrew Harrison (15)
David Hawley (39)
James Robert Hennessy (29)
Paul Anthony Hewitson (26)
Carl Darren Hewitt (17)
Nicholas Michael Hewitt (16)
Sarah Louise Hicks (19)
Victoria Jane Hicks (15)
Gordon Rodney Horn (20)
Arthur Horrocks (41) Thomas Howard (39)
Thomas Anthony Howard (14)
Eric George Hughes (42)
Alan Johnston (29)
Christine Anne Jones (27)
Gary Philip Jones (18)
Richard Jones (25)
Nicholas Peter Joynes (27)
Anthony Peter Kelly (29)
Michael David Kelly (38)
Carl David Lewis (18)
David William Mather (19)
Brian Christopher Mathews (38)
Francis Joseph McAllister (27)
John McBrien (18)
Marion Hazel McCabe (21)
Joseph Daniel McCarthy (21)
Peter McDonnell (21)
Alan McGlone (28)
Keith McGrath (17)
Paul Brian Murray (14)
Lee Nicol (14)
Stephen Francis O’Neill (17)
Jonathon Owens (18)
William Roy Pemberton (23)
Carl William Rimmer (21)
David George Rimmer (38)
Graham John Roberts (24)
Steven Joseph Robinson (17)
Henry Charles Rogers (17)
Colin Andrew Hugh William Sefton (23)
Inger Shah (38)
Paula Ann Smith (26)
Adam Edward Spearritt (14)
Philip John Steele (15)
David Leonard Thomas (23)
Patrik John Thompson (35)
Peter Reuben Thompson (30)
Stuart Paul William Thompson (17)
Peter Francis Tootle (21)
Christopher James Traynor (26)
Martin Kevin Traynor (16)
Kevin Tyrrell (15)
Colin Wafer (19)
Ian David Whelan (19)
Martin Kenneth Wild (29)
Kevin Daniel Williams (15)
Graham John Wright (17)

Использованы материалы: guardian.co.uk, soccernet.espn.go.com, thisisanfield.com

Источник: ПРО ФУТБОЛ