Кубок УЕФА. Мечты о берегах Босфора

Вы наверняка обратили внимание: любые рассуждения на футбольные темы носят подчеркнуто ассоциативный характер. Всему, что происходит на наших глазах сегодня, память услужливо подыскивает прецеденты из далекого или близкого прошлого, и на этом основании строятся виды на будущее. Любая деталь, включая даже послужной список…

…назначенного на матч арбитра, прежде уже выводившего эти команды на поле против других соперников, по сути, есть игра в ассоциации.

По общепризнанным футбольным канонам результативная ничья, добытая “Шахтером” на динамовском стадионе, должна считаться благом для горняков, да еще подкрепленным совсем свежими воспоминаниями об удачных вояжах в Лондон и Марсель. Но, с другой стороны, в памяти киевлян тоже легко найдется бодрящая параллель: разве такие же 1:1 на своем поле в первом матче с “Валенсией” помешали динамовцам пройти дальше?

Когда толкуют об игровой эволюции донецкого клуба в “эпоху Луческу”, во главу угла ставится примат атаки над обороной, что является очевидным предпочтением румынского специалиста. Видимо, не случайно “Шахтер” стал самой “бразильской” командой на всем постсоветском пространстве – это был сознательный тренерский выбор. Однако сами донецкие бразильцы тоже меняются: Луческу приучил их не только атаковать, но и обороняться практически наравне со всеми. До желанной гармонии еще далеко, и все же налицо позитивные сдвиги: постепенно приходит и становится продуктивным навык командной игры “вторым номером”. Именно этот благоприобретенный в еврокубковых матчах навык, выручивший горняков в Москве, Лондоне и Марселе, помог им и в Киеве, хотя не столь безоговорочно, как можно было предположить, если снова призвать в союзники ассоциативную память.

Даже в наиболее показательном для горняков по выдержке и долготерпению матче на “Велодроме”, где соперники каждые три минуты наносили удар по воротам Пятова (к счастью, в створ попадали редко), “Шахтер” выглядел солиднее, чем в первом тайме киевской встречи. Безусловно, во Франции спокойствие оранжево-черных произрастало на хорошо удобренной почве, которой послужил исход первой игры. Донецкие 2:0 хоть и назывались горняками “скользким счетом”, тем не менее, давали точное представление о том, как следует себя вести в Марселе, чтобы не растерять достигнутый гандикап.

B Киевe все только начиналось, и никаких ориентиров не было. Даже единства мнений по поводу наиболее желательного исхода матча на стадионе имени Валерия Лобановского среди футболистов “Шахтера” не наблюдалось. Дмитрий Чигринский, например, считал, что вполне достаточно будет сохранить свои ворота в неприкосновенности, и сам же по злой иронии судьбы оказался в эпицентре эпизода, приведшего к голу в ворота горняков. Дарио Срна настаивал на первостепенной важности мяча, забитого на чужом поле, и оказался в итоге ближе к истине.

Хотя в первом тайме на фоне футболистов “Динамо”, постоянно стремившихся нагнетать темп и давление на оборонительные редуты “Шахтера”, игра горняков оставляла, прямо скажем, удручающее впечатление. И это при том, что “динамофобией” нынешнее поколение оранжево-черных отнюдь не страдает. До провалов, которые возымели бы для гостей необратимые последствия, дело не дошло, однако нервозность, сопровождавшая каждый маневр “Шахтера”, зашкаливала за все допустимые пределы. Будь динамовцы поудачливее (попади, например, Корреа не в стойку, а в створ ворот), ситуация для “Шахтера” могла перейти из опасной в критическую. Какая расплата за невнятную игру, при которой мяч валился из ног донецких игроков, сделавших полдюжины передач “в никуда”, не говоря уже о памятном и уникальном для матча такого уровня диагональном “пасе” Раца за линию собственных ворот. Недаром Луческу констатировал позже всего лишь 20-процентное исполнение тренерской установки, полученной его подопечными на первый тайм.

В перерыве главному тренеру “Шахтера” наверняка пришлось пустить в ход какие-то психотерапевтические навыки, чтобы успокоить команду и завести ее, наконец. Судя по всему, получилось. Это одно. И второе, не менее важное наблюдение: безупречность замен, которые в нужное время сделал Луческу, превзойдя Юрия Семина в этом разделе тренерской стратегии. Любопытно, что здесь в точности повторились не только фамилии донецких джокеров, выходивших на поле в последнем матче чемпионата страны с “Черноморцем”, но и порядок их явления публике: Гладкий, Виллиан, Левандовски.

Чем не повод снова включить ассоциативную память? Тем паче, что именно Виллиан, как и в игре с одесситами, опять оказался в центре главных событий, снабдив Фернандинью пасом, который обернулся ответным голом в ворота Богуша. Главный тренер “Динамо” назвал этот момент у горняков “единственным в матче”, что можно расценивать как скрытый комплимент в адрес “Шахтера”, которому в прежние времена, случалось, не хватало и полдюжины таких эпизодов, чтобы нанести единственный результативный удар.

Роль охотника, терпеливо сидящего в засаде, по большому счету, новинка в тактическом репертуаре “Шахтера”. Она сначала сработала в Лондоне, потом дважды – в Марселе и теперь вот – в Киеве. Во всех случаях горнякам удавалось “измотать и обескровить соперников, устававших от бесплодности собственных атак. В киевской игре это было особенно очевидно: несмотря на нескладный первый тайм, в итоговом протоколе горняки превзошли динамовцев по времени владения мячом. Сложилось впечатление, что футболистам “Динамо” просто не хватило запаса сил на все 90 минут – стало быть, “Шахтер” оказался в этом матче лучше готов физически.

Как сложится 7 мая в Донецке, предсказать невозможно. Логика двухматчевого регламента вроде бы делает положение “Шахтера” более предпочтительным, однако, степень понимания задач, которые стоят теперь перед каждым из соперников, абсолютно одинакова, что в значительной мере уравнивает шансы украинских грандов. Проще говоря, каждый точно знает, что ему нужно и как себя вести, чтобы достичь желанной цели. Счастливчика ждет фантастический приз: поездка на берега Босфора в ранге финалиста последнего в истории розыгрыша Кубка УЕФА…

 

Источник: Прессинг