Сэр Бобби Робсон: закат легендарной эпохи

Сэр Роберт Уильям Робсон
18.02.1933 – 31.07.2009

Бывший футболист и тренер сборной Англии.

Игрок:

“Фулхэм”: 1950-1956 (152 игры, 68 голов)

“Вест Бромвич Альбион”: 1956-1962 (239, 56)

“Фулхэм”: 1962-1966 (192, 9)

Ванкувер Роялс”: 1967-1968
За
сборную Англии провел 20 матчей (4 гола).

Менеджер:

“Фулхэм”: 1968

“Ипсвич”: 1969-1982

Сборная Англии: 1982-1990

ПСВ “Эйдховен”: 1990-1992

“Спортинг” (Лиссабон): 1992-1993

“Порту”: 1994-1996

“Барселона”: 1996-1998 (1997-1998 – технический директор)

ПСВ: 1998

“Ньюкасл”: 1999-2004

Трофеи:

С “Ипсвичем”: Кубок Англии – 1978, Кубок УЕФА – 1981;

с ПСВ: Чемпион Голландии 1991 и 1992 годов;

с “Порту”:
Кубок Португалии – 1994, Суперкубок Португалии – 1994, чемпион Португалии 1995 и 1996 годов;

с “Барселоной”:
Кубок Кубков – 1997, Кубок Испании – 1997.

В жизни каждого из нас есть незнакомые нам люди, которые дороги. Дороги тем, что мы, не зная их лично, чувствуем насколько они свои. Тем, что мы, возможно, никогда даже не видя их живьем, чувствуем, насколько они настоящие. Тем, что их поступки и манеры, настолько нам близки, что мы не можем не восхищаться человеком, даже не зная его. Тем, что… Да просто дороги – и все тут. И когда они чего-то добиваются, мы радуемся, как дети, а когда они уходят, мы грустим так, будто это наша личная потеря. Это и есть наша личная потеря – потеря того, кто занимал какое-то место в душе.

31 июля 2009 года. Мир огорошила новость о тихой смерти сэра Бобби Робсона. Причем именно огорошила. Несмотря на то что всем было хорошо известно о его болезни, но отчего-то все мы беспечно полагали, что он снова выйдет победителем из пятой по счету борьбы с раком. Почему огорошила? Есть люди, которые кажутся вечными. У каждого, разумеется, свои кумиры. Для меня, например, все тренеры и игроки Британии старой формации вечны. Даже при полном осознании их невечности. В общем, при всем понимании неизбежности происходящего это был шок, причем такой же тихий и спокойный, как и смерть одного из настоящих тренеров настоящей эпохи. Добрый дедушка Бобби Робсон, как сказала бы одна девушка.

Что знаем мы о сэре Бобби Робсоне? Конечно, в первую очередь вспоминается сборная Англии. Сборная, которая не добилась громких успехов, но, пожалуй, именно его, Робсона, сборная вошла в историю как последняя красивая национальная сборная Англии. Нет, разумеется, далеко не все последующие составы были уродливы, но настоящая Англия с ее бесшабашностью и свойственной ей одной утонченной безалаберностью последний раз показала себя миру именно при Робсоне.

Англия, моя Англия
Была ли сборная Робсона успешной? Поскольку в случае с Англией ориентация на трофеи изначально является ущербной (будем называть вещи своими именами – сборная гениальных алкоголиков вряд ли ставила перед собой цель добыть какой-нибудь кубок: плевать она хотела на остальной мир с его устоями и выходила на поле совсем с другими задачами), то по многим признакам команда сэра Бобби была даже очень успешной. Главный статистический показатель Робсона-тренера – всего одно поражение в 28 квалификационных матчах, которые он провел. Случилось оно 21 сентября 1983 года на “Уэмбли”, когда единственный гол Симонсена с пенальти принес победу Дании, а англичане в итоге остались за бортом Евро-1984. Тогда же благородный наставник хотел покинуть пост главной команды, однако чиновники решили не торопиться с увольнением. Потом был чемпионат мира – 1986 с его знаменитым четвертьфиналом Аргентина – Англия и скандальной “рукой Божьей” в исполнении Диего Марадоны. То, что аргентинская звезда через 5 минут отметилась гениальными индивидуальными действиями, в одиночку обыграв едва ли не полкоманды британцев и протолкнув мяч в ворота Шилтона, вряд ли смягчает его вину за активную работу руками. А ведь в конце матча Гари Линекер отквитал один мяч, а это могла быть совсем другая история. Тем не менее, Аргентина выиграла тот чемпионат, а после четвертьфинальной игры благородный во всем Робсон был категоричен: “Это не рука Божья. Это рука мерзавца. Бог не имеет ничего общего с этим. В этот день Марадона упал в моих глазах навсегда”.

Отбор Евро-1988 обозленная Англия прошла на одном дыхании, потеряв в квалификации всего одно очко. Однако на самом турнире не блистала и поехала домой уже после группового турнира. Но апофеозом тренерства Робсона в сборной стал чемпионат мира – 1990, а именно – полуфинал с Германией. Сначала Андреас Бреме не без помощи Пола Паркера, от которого срикошетил мяч, забросил мяч за шиворот Шилтону. Под конец игры Гари Линекер с длинной передачи того же Паркера счет сравнял. Матч прикатился к серии пенальти (эх, как плакала Англия над штангой Криса Уоддла – реальнейший момент британцев), где Стюарт Пирс и Уоддл были не точны. В финал прошла Германия (она же его и выиграла благодаря пенальти все того же Бреме), Англия проиграла Италии матч за 3 место и… закончила существование славной эпохе Бобби Робсона, продлевать контракт с которым Ассоциация отказалась еще до начала турнира.

Завершая тему главной команды, нужно сказать, что оставил в ней свой след и Робсон-игрок. Было это в конце 50-х – начале 60-х. Отметившись отличным дебютом (2 гола в победном матче над Францией – 4:0 – в ноябре 1957-го, Робсон все же проигрывал место в составе другому будущему рыцарю Британской империи – Бобби Чарльтону. Чемпионат мира – 1958 разочаровал игрока, которому удалось-таки пробиться в список избранных, тем, что Англия, как выяснилось, побеждать не собиралась. Британцы закончили свой путь на дополнительном матче за выход из группы – гол Ильина принес победу СССР.

А окончание английской истории и вовсе было почти трагичным. Один из ведущих игроков национальной команды получил травму накануне ЧМ-1962, на турнир не поехал и больше никогда не надевал белую майку.

Первые шаги

Но до сборной Англии Роберту Уильяму Робсону предстояло проделать долгий путь. Юный поклонник Джека Милберна и Лена Шеклтона увлеченно гонял мяч, как только представлялась такая возможность. По субботам он бегал за Langley Park Juniors и, по свидетельству очевидцев, показывал зрелую не по годам игру. Добегался до того, что однажды, в мае 1950 года, на пороге его дома появился Билл Доджин, спрятавший за пазухой профессиональный контракт с “Фулхэмом”. Так Бобби оказался в Лондоне, в своем первом серьезном клубе. Что, кстати, не помешало главе семейства, Филипу Робсону, настоять на том, чтобы сын продолжал работать электриком. В отличие от современной молодежи, представители которой не приняли бы во внимание пожелания отца, Бобби усердно трудился на лондонской выставке Festival of Britain, совмещая работу с вечерними тренировками.

Несмотря на то что через два года “Фулхэм” вылетел из Первого дивизиона, Робсон не спешил покидать клуб. Лишь через 4 года (как раз тогда, когда лондонцы вернулись в элиту) показался на горизонте “Вест Бром” с рекордным для себя в те времена предложением в 25 тысяч фунтов. Команда звезд с неба не хватала, а потому главными достижениями Робсона в “Вест Броме” можно считать выигранную гонку бомбардиров в сезоне-1957/1958 и капитанство, которое Роберт получил в 1960-м.

В 1962 году капитан “Брома” решил вернуться в “Фулхэм”, причиной чему стали финансовые разногласия с руководством “ВБА”. Лондонцы тогда стабильно держались в Первом дивизионе. Стабилен был и Робсон, место которого в основном составе сомнениям не подвергалось. Довольно неожиданным выглядело его решение принять предложение “Ванкувер Роялс” (особенно если учесть, что газеты вовсю трубили об интересе к игроку со стороны “Арсенала”, а также о предложении “Саутенда” стать играющим тренером). За океаном, будем откровенны, не сложилось. Запутанные контрактные условия никак не устраивали англичанина, посчитавшего, что работать так он не может. А тут как раз поступило предложение родного “Фулхэма” возглавить команду…

Менеджерство

Новый виток карьеры Бобби Робсон снова начал в Лондоне. Прослушав тренерские курсы, молодой наставник повел столичный клуб в плавание, однако первая попытка оказалась не самой удачной. “Фулхэм” вылетел во Второй дивизион, а тренера уволили ноябре, когда его команда обосновалась на 8 строке все того же Второго дивизиона без явных признаков к прогрессу. Причем уволили довольно своеобразно – о своей отставке Робсон прочитал в одной из газет.

Приют тренер нашел в “Ипсвиче”, и, как покажет жизнь, весьма удачный приют. Именно тут Бобби Робсон стал настоящим менеджером, каких сегодня уже не выпускает ни одна академия.
(Тут нужно сделать оговорку, что английская манера называть главных тренеров менеджерами родилась не на пустом месте. Сейчас такого уже нет, но тренеры старой закалки занимались не только построением игры своей команды и разработкой тактики, но решали и еще массу важнейших для успешного функционирования клубов вопросов. Учтите, в те времена не принято было набирать полсотни, если не больше, дармоедов, которые отвечают за какой-то архиважный участок работы вроде просмотра перспективных игроков в Азии.)

4 года понадобилось Робсону, чтобы из весьма посредственной команды составить сильный коллектив, занявший по итогам сезона 4 место. Более того, почти 10 лет “Ипсвич” практически не покидал первую шестерку! Если выигрышу Texaco Cup (турнир, который разыгрывали английские и ирландские клубы, не квалифицировавшиеся в еврокубки) в 1973 году можно не придавать особого значения, то победный финал Кубка Англии – 1978, где был повержен “Арсенал” (1:0), дорогого стоит. Как и постоянное участие в европейский турнирах. И конечно, главное достижение “Ипсвича” – победа в Кубке УЕФА в 1981-м.

Тогда-то, собственно, и последовало предложение в сборную. А вот после оной все было уже не так благополучно. Сначала Бобби Робсон отправился в Голландию, где возглавил ПСВ. В клубе тогда было откровенно весело – о том, что существует такое понятие, как дисциплина, игроки имели довольно смутное представление. Самыми громкими были его споры с восходящей звездой Ромарио, который категорически не желал отказываться от своих выходок, скандалил с партнерами и тренерами. Впрочем, даже это не помешало британцу дважды привести “Эйдховен” к чемпионству. А сами чемпионства не помешали руководству уволить наставника ввиду отсутствия результатов на европейской арене.

После Голландии была Португалия. В “Спортинге” Робсон встретился с одним переводчиком. Звали молодого человека Жозе Моуринью… В “Спортинге” тоже отсутствовало понятие о нормальном управлении клубом – игроки покупались без ведома самого Робсона, который каким-то образом все же умудрился вытащить команду на третью строку в первом же сезоне. Однако понятно, что лебедьщукаракание не могло продолжаться вечно, и тренеру указали на дверь как раз в тот момент, когда… “Спортинг” впервые за 15 лет взобрался на первую строку в таблице.

Главный соперник “Порту” быстро подсуетился и позвал Робсона к себе, а с ним и его ассистента Моуринью. Этот клуб стабильно держался на верхушке, однако было над чем поработать и тут. С приходом англичанина в Порту вернулись трофеи. В финале Кубка Португалии – 1994 в тяжелом двухматчевом противостоянии был бит “Спортинг” (0:0, 2:1 – в обоих случаях в дополнительное время), а в 1995-м и 1996-м на шеях игроков затрепетали золотые медали. Притом, что начало второго чемпионского сезона Бобби Робсон вынужден был пропустить – впервые у него обнаружили злокачественную опухоль.

Летом 1996 года Робсон уже был тренером “Барселоны”. Естественно, верный его рыцарь Моуринью оказался при нем (таковым было контрактное требование англичанина). Наставнику до сих пор с благодарностью вспоминают подписание Роналдо, ставшем одним из лидеров той команды, которая обогатила клубный музей Суперкубком Испании – 1996, Кубком Испании и Кубком Кубков в 1997 году. В следующем сезоне “Барсу” принял Луи ван Гаал, и она начала свое становление. Формально при Робсоне, который занял пост этакого генерального менеджера. Однако, думается, его роль становилась все менее значимой, и через год он вернулся в ПСВ. Контракт был не долог – третье место в чемпионате и возвращение на родину.

Возвращение домой
Поначалу Робсон получил должность в Ассоциации, однако совсем скоро “Ньюкасл” пресытился сексуальным футболом Рууда Гуллита и, отправив голландца восвояси, пригласил Робсона возвращать клубу доброе имя. “Сороки”, истощенные экспериментами предыдущего наставника, болтались внизу таблицы, но тренер вытащил клуб на 11 место, что считалось не самым плохим результатом. В это же время мог Робсон снова возглавить сборную: Кевин Киган был изгнан с поста, но руководство “Ньюкасла” не желало, чтобы их тренер совмещал обязанности. Ведь у него была другая задача – спасать “бело-черных”. Дотянул Робсон до четвертого места в сезоне-2001/2002, до третьего в следующем. Казалось, чемпионство, столь долгожданное, не за горами. Однако на этом подъем закончился. Клуб не преодолел квалификационный барьер ЛЧ (не прошли белградский “Партизан”, вылетели в Кубок УЕФА: после блестящей победы над “Мальоркой” – 7:1 по сумме двух встреч, сложной дуэли с ПСВ – 3:2, после чего проиграли полуфинал “Марселю” – 0:2). В следующем году “Ньюкасл” занял в Премьер-лиге пятое место.

В августе 2004 года команда стартовала не лучшим образом, отношения между игроками заметно охладели, и, очевидно, Фредди Шеперду, президенту “Ньюкасла” стало понятно, что Бобби Робсон выжал максимум. Тренер был уволен. И снова он остался недоволен клубной политикой.

Мы не зря делали оговорку о менеджерах. Ему, истинному менеджеру, было совершенно не понятно, почему тренер не участвует в переговорах с игроками, почему не его слово последнее при заключении сделки, почему столь мало внимания уделяется развитию детской академии, работе с молодежным составом и прочие “почему”. Менеджер старой формации не мог быть тренером, которому поставляют футболистов, неведомо кем выбираемых, с неведомо как составленными контрактами, неведомо почему все больше и больше требующими. Робсон не мог быть успешен в новом времени.

В 2006 году он стал консультантом сборной Ирландии, однако не проработал там и двух лет. В общем, карьера тренера на этом закончилась. Остались ли в ней недосказанности? Безусловно. Причины озвучены выше. Истинные английские менеджеры могут выжить только в том клубе, где они давно, и где их слово уже давно считается законом, где навязывание современных атрибутов футбола минимально. Словом, где он, тренер, может сказать, что будет так и никак иначе, и при этом останется на своем посту. Бобби Робсону не повезло – он такой клуб не нашел.

И несмотря на это, сэр Бобби Робсон был одним из самых любимых болельщиками тренеров. Его уважали и любили практически все. За благородство, за истинную английскость, за настоящесть. Вся Англия следила за тем, как он мужественно боролся с раком. Вся Англия рыдала, когда его не стало. И Англия никогда не забудет его – своего благородного футбольного рыцаря. Истинного рыцаря…

Источник: ПРО ФУТБОЛ