Владимир КОВАЛЕВСКИЙ: «Мы прощаемся с Донбасс Ареной!»

Первую пресс-конференцию, посвященную торжественному открытию Донбасс Арены, открыл руководитель Медиацентра стадиона Андрей Бабешко, поприветствовав собравшихся и кратко рассказав о программе работы журналистов. Затем гостям были представлены участники брифинга: Владимир Ковалевский – генеральный директор ООО “Стадион “Шахтер”, Сергей Исаков – главный менеджер проекта и Бильге Атлар – руководитель проекта от генерального подрядчика компании ENKA.

Владимир Ковалевский:
– Я даже не знаю, что сказать. Мы свою работу сделали. У вас есть возможность прийти на стадион, оценить все и составить свое мнение о Донбасс Арене.

Бильге Атлар:
– Хочу поздравить всех вас с большим успехом, который стал возможен благодаря усилиям многих людей на протяжении трех лет. Мы, в свою очередь, благодарим всех, кто нам помогал.

Сергей Исаков:
– Кроме наших турецких коллег, в строительстве были задействованы много украинских и иностранных партнеров, совместную работу которых увязывал генподрядчик. Результат работы всех компаний мы видим сейчас из окон конференц-зала. Действительно, стоит поздравить жителей не только Донецка, но и всей Украины. Нами совместно построено здание, аналогов которому не существует во всей Европе. Это уникальный стадион. При его строительстве выдержаны такие требования УЕФА, которые вступят в силу только в следующем году. Именно поэтому наш стадион должен получить 5 звезд от УЕФА.

– Что из себя представляет стадион, если говорить комплексно? Готова ли Донбасс Арена и ее коллектив к открытию?
В.К.:
Сегодня создана компания ООО “Донбасс Арена”, собран новый коллектив. Возглавлять новую команду будет господин Атаманенко, который работал у нас. Наша компания построила стадион, поставила его на баланс, застраховала и передала в аренду ООО “Донбасс Арена”. На этом мы закончили свою работу, прощаемся со стадионом, а впереди у нас новые проекты.

С.И.: Я хочу добавить, что прощание со стадионом будем происходить постепенно. Мы плотно работаем с коллективом Донбасс Арены, для которого сегодняшнее мероприятие должно стать большим экзаменом. Могу сказать, что этот коллектив готов открыть стадион. Кстати, получить подобный опыт нигде в Украине было невозможно, и многие сотрудники специально ездили за границу. Сегодняшнее мероприятие показательное. Не исключаю, что будет много ошибок, но не ошибается только тот, кто вообще не работает. Мы поможем новому коллективу быстрее изучить все тонкости эксплуатирования Арены.
Стадион – это огромное инженерное сооружение с множеством систем, каждая из которых должна управляться из единого пункта. Быстро научить новую команду всем премудростям такой работы очень сложно. Сегодня вы станете свидетелями работы одной из самых сложных систем. Я говорю о свете. Чтобы этот элемент Шоу состоялся, необходима слаженная работа огромной команды специалистов, ведь в Шоу будут участвовать тысячи осветительных приборов, а управлять ими с помощью одной кнопки невозможно.

–  С какими проблемами Вы столкнулись во время строительства. Готовы ли консультировать строящиеся стадионы в Киеве и Львове?
В.К.:
Трудно советовать что-то строителям, когда каждый считает себя Богом. В такие моменты сразу проявляется характер человека, его отношение к работе и личные качества. Советовать очень трудно, ведь вы же знаете, как у нас относятся к советчикам. Мы знаем, как обстоят дела на этих стадионах, но консультировать мы отказались. Нас всей командой приглашали на строительство киевского стадиона. Мы отказались, потому что у нас есть обязательства перед Донбасс Ареной. Также у нас есть другие проекты, а поднимать больше, чем можешь унести, не стоит. Несмотря на это мы в любое время всем готовы помочь.

С.И.: Были сложные моменты. Первый – это языковый барьер. С нами работало много переводчиков, как с турецкого на русский, так и с турецкого на английский. К счастью, в Украине работают квалифицированные инженеры. Поэтому первым языком общения во время строительства были чертежи и специальные международные обозначения. Этого вполне хватало, чтобы понять друг друга. Сегодня уже наши инженеры спокойно общаются с иностранными партнерами на турецком и английском.
Однако есть настоящий языковой барьер и есть косвенный, который мешает разговаривать с подрядчиком. Чтобы он не возник, необходим нормальный полноценный готовый проект. Это и была основная проблема. Одна из самых больших ошибок, которую допускают во время строительства всех стадионов – это отсутствие завершенного и одобренного проекта.

– Во время строительства шла речь об увеличении бюджета. Все ли объекты построены?
В.К.:
Мы построили все и даже больше. Да, такая проблема была. Однако кроме нее у нас было еще несколько тысяч разных проблем. Когда наши партнеры попросили увеличить бюджет, мы решили этот вопрос и продолжили строительство.

С.И.: Я думаю, не нужно быть большим инженером, чтобы заметить результаты увеличения бюджета. Это прекрасный парк, который разработали наши немецкие партнеры. В первоначальном проекте его не существовало. Желание президента ФК “Шахтер” подарить болельщикам стадион, а городу – парк и стало причиной частичного увеличения бюджета. В Донецке появился парк европейского образца. Была произведена очистка пруда, берега облагорожены камнем. Из Германии были привезены деревья, которым по 20-30 лет.

– Что больше всего на новом стадионе нравится Вам? Какие советы по строительству могли бы дать Львову?
В.К.:
Мы встречались со львовскими партнерами и на начальном этапе давали ряд консультаций. Наши двери всегда открыты для коллег. Если они к нам обратятся, мы поможем. А о том, чем должна гордиться Арена, должны сказать вы. Мне больше всего нравится футбол. Я хочу, чтобы “Шахтер” здесь побеждал, и в Суперкубке Европы тоже!

– Говорят, что акт сдачи арены еще не подписан. Что Вы можете сказать по этому поводу?
В.К.:
Что тут сказать? Очевидно, что это очередная утка. У нас много “друзей”, которым не нравится, что есть такие стадионы. Донбасс Арена сдана официально, актом госкомиссии, получено свидетельство на право собственности. Если кто-то не верит, прошу ко мне в офис, я покажу документы. Акт госкомиссии подписан 27 августа.

С.И.: Чтобы ни у кого не было сомнений, приемку стадиона проводили киевские государственные организации. Есть документы, печати, подписи. Стадион стоит, а сегодняшнее мероприятие продемонстрирует его возможности.

В.К.: Мы не имели бы права проводить мероприятие, если бы стадион не был сдан. Ни один человек не возьмет на себя такую ответственность.
С.И.: К нам приезжало много иностранных коллег, и всех поражало то, что проходя по коридорам и галереям видны не металлические конструкции, а открывается прекрасный вид на город. Еще они были восхищены компактностью нашего стадиона, расстоянием от каждого болельщика до поля. А оно у нас минимальное! Сегодня все увидят, насколько хорош обзор поля.

– Как на донецком стадионе обстоит дело с вентиляцией внутри чаши? Не будет ли в жаркие дни душно, как в Днепропетровске?
В.К.:
У нас существует вентиляция поля, чтобы трава нормально росла, и вентиляция внутренних помещений. Насколько я знаю, на днепропетровском стадионе помещений в 10 раз меньше, чем на Донбасс Арене.

– Тренер “Металлиста” после матча с “Днепром” заявил, что во время игры на стадионе нечем было дышать.
В.К.:
У нас такого быть не может. Мы давно проверили макет арены в аэродинамической трубе, сделали расчеты. Потоки воздуха заходят сверху, опускаются вниз, стелятся по полю и снова уходят вверх.

– Какого качества газон на Донбасс Арене? Известно, что все крытые стадионы испытывают трудности с освещением травы.
С.И.:
На самом деле, стадион – это надстройка над полем, ведь футбола без поля не существует. К газону мы предъявляли повышенные требования. Мы используем много систем: аэрация корневой системы, вакуумный дренаж, защита от метана, обогрев, ирригация. Кроме того, закуплено специальное оборудование для дополнительного освещения травы, имитирующее солнечный свет. Вложено много денег и сил.
Несложно заметить, что крыша стадиона наклонена на юг. Остекление кровли также смещено на юг. Это сделано для максимального освещения поля. В самые неблагоприятные периоды солнцестояния освещается порядка 75-80% поля. Летом на газон попадает 100% солнечных лучей. Проблем с полем быть не должно. Все зависит от команды, которая будет заниматься обслуживанием газона и эксплуатацией стадиона.

– Подозреваю, что при возведении фундамента было “вынуто” много грунта. Было ли найдено что-нибудь интересное?
В.К.:
В 160 000 кубических метрах грунта ничего интересного мы не нашли.

– Вы сказали, что есть право собственности. И кто собственник арены?
В.К.:
ООО “Стадион “Шахтер”.

– Вопрос господину Атлару. Как Вы оцениваете этот проект, есть ли что-то подобное в Турции?
Б. А.:
Хочу всех еще раз поблагодарить. Могу сказать, что похожим строительством я занимался, но с такой геометрией я прежде не сталкивался. И наша компания впервые строит такой грандиозный стадион, несмотря на то, что мы стоим в числе первых сорока строительных компаний мира. Это очень специфический стадион, здесь работали прекрасные инженеры. Меня впечатляют металлоконструкции, остекление, поле и многое другое. Такого проекта у нас еще не было!

С. И.: Зато теперь в Турции есть специалисты, которые могут построить такой стадион!

Источник: ПРО ФУТБОЛ