Александр НИКИФОРОВ: «Черноморец» — моя родная команда

Нынешним летом тренерский штаб “Черноморца” пополнился известным в прошлом футболистом нашей команды Александром НИКИФОРОВЫМ:

— В душе я всегда был связан с “Черноморцем”, это — родная команда. Поэтому когда поступило предложение от Игоря Анатольевича Наконечного, то я с радостью согласился. Я одессит, и всегда переживал за нашу команду. Вся семья связана с футболом. Мой дедушка в 50-е годы работал тренером в Черновцах, бабушка на базе “Черноморца” была поваром, отец играл в дубле “Черноморца” в 60-е годы, дядя Юрий Леонидович Заболотный – одна из самых выдающихся личностей в истории одесского футбола. Наибольших успехов достиг, конечно, мой брат Юра – заслуженный мастер спорта и многократный чемпион России. Все это, естественно, не могло не сказаться.

— А как начинался ваш “роман” с “Черноморцем”?

— В организованный футбол я заиграл на стадионе “Спартак” под руководством тренеров Юзефа Федоровича Клацмана и Валерия Анатольевича Бокатова. Вскоре попал в СДЮШОР “Черноморец“, где первым наставником был Георгий Степанович Бурсаков. В 1984 году я впервые вышел на поле за дублирующий состав. С этого момента и началась моя профессиональная карьера. Исполнилась детская мечта – играть в “Черноморце”. Правда, на какое-то время пришлось “отвлечься” на армейскую службу. С 1985-го по 1987-й год я защищал цвета одесского СКА. Вместе с Сережей Гусевым вернулись в родную команду “моряков”, которая как раз закончила годичную “ссылку” в первую лигу. В мае 1988-го вместо Анатолия Полосина главным тренером стал Юрий Заболотный, но только формально, потому что фактически тренировал “ЧерноморецСемен Альтман. Юрий Леонидович больше занимался организационными вопросами. В этот период в нашей команде было очень много одесситов. Заслужили доверие и мы с Гусевым, стали регулярно выходить в основном составе. В одной из первых игр с “Динамо” в Москве мне удалось забить гол. Это не забудется никогда.

— В дальнейшем вы несколько раз уходили и возвращались в “Черноморец“…

— В конце 80-х вместе с Василием Ищаком пришлось отправиться в Венгрию. Помог с заграничным вояжем хорошо известный в Одессе футбольный специалист Эдуард Лучин. За БВШЦ тогда играли бывшие футболисты “Черноморца” — Гущин и Стрижаков, а также Грачев из “Шахтера“. Мы неплохо себя проявили, мне даже предлагали принять венгерское гражданство. В 93-м вернулся в “Черноморец“. Но вскоре был вынужден уехать в Россию. Поступило очень заманчивое предложение из Набережных Челнов. Виктор Евгеньевич Прокопенко все понял и напутствовал: “Поезжай, сынок!”. Играл в “КамАЗе” вместе с Цвейбой, Яремчуком, Тропанцом, Вадиком Зубковым, Нигматуллиным, Варламовым. Потом полгода выступал в “Черноморце” при Леониде Буряке. После повреждения мениска был перерыв в игровой практике. Евгений Мефодьевич Кучеревский позвал в СК “Николаев”. В то время там выступали приличные футболисты: Пучков, Спицын, Шох… Из Николаева вновь уехал в Венгрию в клуб МТК. Затем еще год провел в “КамАЗе”, который тогда тренировал Беньеминас Зелькявичус. Вскоре в Набережные Челны Андрей Телесненко приехал. Через год во время предсезонных сборов на Кипре нас поселили в одной гостинице с командой “Газовик-Газпром” (Ижевск), который тренировал Виталий Викторович Шевченко. Как раз в то время в “КамАЗе” начались финансовые неурядицы. Шевченко позвал нас в свою команду, и с Кипра мы с Телесненко уже улетали, как футболисты ижевского клуба. В Одессу вернулся в 1997-м. Получил приглашение в СК “Одесса”, где президентом тогда был Леонид Михайлович Климов, играло много бывших “моряков”: Чистов, Спицын, Щербаков, Гусев, Мочуляк, Стрижаков… Мы завоевали путевку в первую лигу, дошли до 1/8 финала Кубка Украины, переиграв “Металлург” (Запорожье), “Черноморец“, но жребий выбрал нам явно не ту команду. Киевское “Динамо” весной 1999-го было в шаге от финала Лиги чемпионов…

В 32 года пришлось закончить с профессиональным футболом. Правда, поиграл еще в одесском “Сигнале”, за команду ветеранов.

— Вы упомянули Эдуарда Лучина. Этот человек сыграл большую роль и в судьбе вашего брата…

— С Лучиным наша семья связана уже больше 20 лет. Он для нас как родственник, как наш с Юрой брат. Эдуард Петрович был первым тренером Юры. Можно сказать, что он практически заставил Юрчика заниматься футболом, сумел побороть стеснительность мальчишки, назначив того капитаном команды. Лучин сказал Юре: “Если ты не будешь приходить на тренировки, то команда без тебя не сможет существовать”. Такой педагогический прием сработал, и брат, в результате, вырос в классного футболиста.

А мне Лучин помог в 1990-м перейти в венгерский клуб. Благодаря Эдуарду Петровичу мы с Васей Ищаком смогли трудоустроиться в БВШЦ. Очень порядочный, добрый человек, всегда стремится сделать максимум возможного для одесского футбола. Сейчас он известный журналист, живет в Нью-Йорке.

— Ваш круг обязанностей в “Черноморце” уже очерчен?

— В настоящий момент я один из помощников главного тренера. Совмещаю работу с футболистами во время тренировок с селекционной деятельностью. Буду также просматривать игроков и команды в других городах. Конечно, хотелось бы, чтобы за “Черноморец” выступало как можно больше одесситов, воспитанников нашей школы. Думаю, что от этого будет только польза.

— Многие сходятся на том, что в прошлом сезоне “Черноморцу” не хватало характера. Что считаете, нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?

— Нехваток мастерства стоило компенсировать повышенной самоотдачей. Сейчас следует прививать футболистам бойцовские качества и патриотизм. Думаю, в новом сезоне нам это удастся сделать.

 

Источник: Официальный сайт ФК «Черноморец» (Одесса)