ФФУ наконец-то прекратила страдания украинских болельщиков, футболистов, потенциальных тренеров сборной Украины и свои собственные и наконец-то определила имя того самого человека, с которым наша сборная пойдет к своей победе на домашнем Евро. Ну или не к победе, а к выходу из группы. В общем, то ли прислушавшись к гласу народа, то ли осознав, что выбирать больше не из кого, да и времени на это уже нет, то ли действительно поверив в повторение немецкой сказки, Федерация выбрала Олега Владимировича Блохина.
Для начала хотелось бы сказать вот что. Юрий Калитвинцев, возможно, не самый лучший тренер в целом и наставник главной страны в частности. Совершенно очевидно, что ему не хватает тренерского опыта, который обеспечивает специалистов тактической хитростью и стратегической грамотностью. Можно допустить, что Юрий Николаевич сам толком не знал, как ему обращаться с вверенным коллективом и как распорядиться внезапно свалившимся счастьем в виде национальной сборной. Можно даже признать, что выдвижение Калитвинцева на этот пост было не лучшим решением проблем внезапно осиротевшей сборной. Однако он однозначно заслуживает гораздо большего, чем невнятный статус на протяжении длительного времени, который не давал толком развиваться ни тренеру, ни команде. Оказавшись под давлением приставки “и. о.”, Калитвинцев попал в весьма пикантное положение. С одной стороны, он должен был работать с командой как ни в чем не бывало, с
Что касается Блохина, то его кандидатура вызывает куда больше сомнений, чем внушает успокоение. Первое, о чем хочется сказать в продолжение темы человечности, Олег Владимирович отличается откровенно склочным характером, нетерпимостью к несогласию с его мнением и авторитарностью, которая приводит не к установлению дисциплины и укреплению командного духа, а ссорам с игроками, которые, возможно, могли бы быть полезны команде. Иными словами, для Блохина куда важнее личное спокойствие. Он не всегда справляется с задачей отделения личных обид от профессиональной деятельности. Это качество, сдобренное природной вспыльчивостью, превращает тренерство Блохина в детонатор, готовый сработать в любой момент. Разумеется, в роли разрывающегося снаряда в данной ситуации выступает сама сборная. В конце концов однажды Олег Владимирович уже отмахнулся от команды. Было это в марте 2005-го, когда депутаты Верховной Рады требовали лишить Блохина депутатского мандата. Нам понятны мотивы Блохина, который выбрал парламент. Тем не менее, никто не отменит того факта, что тренер просто бросил команду накануне важнейшего поединка отборочного цикла с Данией, нимало не заботясь о том, как его политические игры отражаются на состоянии сборников. Конфликт счастливым образом уладили, и тренер вернулся к работе, однако отмахнуться от случившегося невозможно.
В пользу Блохина-тренера, конечно, говорит отборочный турнир и финальная часть ЧМ-2006, когда сборная Украины поднялась на небывалые высоты. Но и в этой бочке меда нашлась своя ложка дегтя. И оценивая результаты выступления Украины на ЧМ-2006 ни в коем случае нельзя закрывать глаза на 0:4 от Испании и 0:3 от Италии. Кто-то возразит, что 0:3 не совсем справедливый счет, что второй гол был забит из офсайда и прочее. Однако разница в 3 мяча достаточна, чтобы если и обсуждать судейские ошибки, то уж никак не в контексте их результативности. И, к слову, более чем сомнительный пенальти, заработанный Андреем Шевченко в матче с Тунисом, гораздо ближе стоит к результативной судейской ошибке. Так что если вспоминать успешный чемпионат, то сейчас, когда радость уже не затмевает все мысли, есть смысл задуматься именно о неоднозначности того турнира для Украины, пусть эта неоднозначность и обернулась грандиозным успехом.
Против Блохина говорит следующий же отбор – Евро-2008. Турнир был безоговорочно провален. И даже наличие в группе двух сборных-фавориток – Италии и Франции – не может служить оправданием. Ибо Украина пропустила вперед не только их, но и Шотландию, сборную, безусловно, крепкую и самобытную. Но команда, которая была в восьмерке лучших и собирается еще когда-нибудь хотя бы поучаствовать в крупном турнире, такого соперника должна превосходить. Украина не превзошла. И, пожалуй, этот цикл стал логичным продолжением проигнорированных 0:4 и 0:3. Блохин своими руками развалил свою же сборную. Причем в тот момент, когда везение, исчерпав свой ресурс, прекратилось. Достаточно ли это для утверждения, что главным козырем Блохина по-прежнему является везение?
Пожалуй, не только оно. Олег Владимирович производит впечатление человека, готового отстаивать свои решения. Пусть эти решения будут не самыми лучшими, но это будут его решения. Безусловный плюс, особенно если вспомнить о существующей у нас зависимости тренеров всех уровней от руководящих лиц разного калибра. Складывается впечатление, что Блохин этой зависимости подвержен меньше других и сможет в свойственной ему манере безапелляционно заявить кому угодно, что он будет делать только то, что считает нужным. А если учесть, что до начала турнира остается все меньше времени, а кандидатов, способных руководить сборной, не прибавляется, любое его заявление будет встречено с терпением и видимым понимаем. Другое дело, что будет потом?
Бытует мнение, что Блохин этой работой может поставить на себе крест как на тренере. Трудно сказать, что имеется в виду. То ли то, что Олег Владимирович за год с небольшим способен переругаться со всеми до такой степени, что никто и никогда не захочет иметь с ним дело. То ли то, что в случае неудачи в огород Блохина полетит немало камней. (А, насколько мы понимаем из пышных заявлений, любой результат, кроме победы, считается недостаточно хорошим. К слову, интересно, что лежит в основе амбициозных планов выиграть домашний чемпионат? Только лишь статус хозяйки? Или грандиозный прогресс сборной? Или появление в Украине плеяды молодых исполнителей, которые через год вполне могут стать зрелыми и надежными футболистами?) Можно выдвинуть встречное предположение: у нас, где принято бесконечно доверять всем, кто проходил становление у Валерия Васильевича Лобановского, и давать им миллион “последних шансов”, Блохин может еще не раз занять пост тренера какой-нибудь большой команды. Так что вряд ли Олег Владимирович сильно рискует.
Пожалуй, наоборот. Он получил отменный шанс снова стать народным героем. Всем известно, что чемпионаты Европы по своему составу намного сильнее чемпионатов мира, поскольку лишены огромного как для такого важного мероприятия количества откровенно слабых участников, которые получили эти путевки только потому, что представляют определенную географическую зону. Значит, добиваться успеха на ЧЕ несколько труднее – количество матчей, где можно выехать на везении и минимальном мастерстве, здесь несравнимо ниже. Если Олегу Владимировичу посчастливится протащить сборную по турнирной сетке поближе к тому месту, где отогреваются в лучах славы лучшие из лучших, его авторитет как тренера, безусловно, взлетит. В очередь за ним выстроятся руководители федераций сильнейших футбольных стран. Один из городов будет назван его именем. Состоится межгалактический съезд футбольных тренеров, во время которого Блохин поделится своим передовым опытом со специалистами всей галактики. Специально для Блохина организуют межгалактические рейсы, дабы он лично мог посетить отсталые футбольные страны и планеты… Иными словами, он станет героем. Ему будут поклоняться, его будут носить на руках. В конце концов, миллионы болельщиков будут ему просто благодарны.
В случае же неудачного исхода Блохин практически ничего не теряет. В его рукаве уже есть козырный туз – позднее назначение. К нему можно добавить критику в адрес предшественников. И закончить жалобами на недостаточное количество доморощенных игроков в национальном чемпионате. Под это дело можно будет снова заговорить о лимите на легионеров и провести какую-нибудь поражающую воображение реформу. Но это уже слишком далеко. Вернемся в сегодня.
Почему так долго кокетничал Блохин? Почему отнекивался от сборной? Блохину тоже нужен успех. После проваленного отбора Евро-2008 рейтинг Олега Владимировича сильно пошатнулся. Его деятельность в ФК “Москва” и одесском “Черноморце”, похоже, окончательно развалила его позиции. Но Блохин нужен был сборной. Нужен потому, что нет другого кандидата такого же масштаба. Нужен потому, что с его именем ассоциируется недавний взлет этой команды. И сборная ему тоже нужна. Но нужна именно в таком виде: позднее назначение, обещание много работать и сделать все возможное. Добиться успеха и стать героем или не добиться его и сослаться на сопутствующие обстоятельства. Это идеальный тандем.
Обидно, что в который уже раз сборная стала инструментом борьбы и достижения собственных целей. Обидно даже не за саму сборную. Обидно за миллионы людей, которые от всего сердца желают команде успеха, проезжают полстраны, чтобы увидеть команду своими глазами, поют на стадионе гимн, трепетно следят за игрой и результатом, заказывают билеты на сайте УЕФА и верят. Верят в победы, верят в возможности футболистов, верят в то, что сборная существует для народа и что интересы сборной всегда будут стоять превыше личных. И остается только пожелать, чтобы идеальный тандем вышел победителем в этой нелегкой схватке и чтобы миллионы людей поверили в чудо, как это было в 2006-м.
Источник: ПРО ФУТБОЛ