Когда во время ЕВРО-2012 во Львов приехали тысячи туристов, то случайные знакомства на улице были не редкостью. Сложилось так, что общался преимущественно с немцамы. Они были из разных городов и соответственно болели за разные команды. Но, когда однажды встретил человека по имени Арне с Дуйсбурга, то первой моей фразой был возглас: «Гинтарас Стауче». Немец на секунду замер, как Google когда вводишь слово в поиске и тогда его лицо превратилось в сплошной смайл: «Ты знаешь этого прекрасного литовского кипера? Невероятно.» Это уже потом Арне спросил меня, почему Стауче у меня ассоциируется с «Дуйсбургом», а не тот же Момо Идриссу. Дело не в том, что настоящим футболом стал интересоваться меньше, просто тогда, в конце 90-ых я фанател от игры этого «невероятного литовца».
«Если не предъявлять к жизни особых претензий,
то все, что ни получаешь, будет прекрасным даром ».
Е.М. Ремарк «Время жить и время умирать».
Оригинальный выбор
В родной стране Гинтараса Стауче спорт номер один отнюдь не футбол. Литва скорее готова на руках носить Сабониса, Марчюлениса или Куртинайтиса. Никто не сомневается в любви страны к Данилявичусу, Станкявичусу или Иванаускасу, но большинство мальчишек в юном возрасте с радостью делают выбор в пользу баскетбола. Так и наш герой не против был начать заниматься баскетболом. Однако во дворе он не раз принимал участие в футбольных войнах. Стауче вспоминает, как старшие ребята ставили его в ворота. Даже запись в школьную секцию была скорее случайностью и состоялась по инициативе друзей. Однако, если бы в школу пришел тренер по баскетболу, может быть, вместо гения футболиста мир получил бы супер баскетболиста.
Спартаковский футбол
Как бы это странно не звучало, но один из лучших литовских футболистов всех времен и народов не сыграл ни одного матча за лучшую футбольную команду своей страны. Стауче тренировался с вильнюсским «Жальгирисом», но ни одной официальной игры так и не сыграл. В юном возрасте вратарь выступал за все возможные сборные СССР. Там его увидел Бесков и пригласил в «Спартак». Скорее это был аванс и возможность поучиться в двух таких мастеров, как Дасаев и Черчесов. Константин Иванович не ошибся. Тренировки с такими звездами, как двое вышеуказанные оставили след на футбольной карьере Стауче. Как отмечает сам Гинтарас, он не был уверен стоит ли ехать в Москву, но его первый тренер Римас Коханаускас сказал четко и ясно: «Спартак» это «Спартак». Безапеляционно.
Общественное признание
Так, из малоизвестного литовского парня Стауче стал народным любимцем. Увидели его за границей. Стауче захотел попробовать себя в турецком футболе в знаменитом «Галатасарае». В 1994 году он едет на берег Босфора и становится основным кипером желто-красных. Там у него дела идут прекрасно, но только до того момента, когда в команду приходит новый тренер вратарей. Он привозит с собой нескольких иностранцев. Лимит на то время в турецком чемпионате был жестким и литовцу предлагают изменить гражданство. Гинтарас даже не размышляет и отказывается. Стауче едет в другие турецкие малоизвестные команды «Карсиякаспор» и «Сариер». Однако спад в карьере Гинтараса ненадолго. Выступая в Турции в 1996 году, недоволен положением дел Стауче едет на смотрины в немецкий «Дуйсбург», но не все получилось легко. Тогда игрок принадлежал «Галатасараю» и клубы не сошлись в цене. Однако пройдет немного времени и Стауче все же оказывается в Германии. От судьбы не уйдешь.
Команда всей жизни
Начало выступлений в «Дуйсбурге» оказался далеко не простым. За первый сезон лишь 1 сыгранный матч, преимущественно сидя за спиной Томаса Гилла. Стауче чуть не сломался психологически и хотел уйти в другой клуб. Но постепенно ему удалось завоевать стабильное место в рамке. В конце 1998 года литовец становится безоговорочным игроком основы. Свои первые 11 матчей он проводит почти безошибочно. Лучшим свидетельством этого является тот факт, что 6 из них он проводит на ноль. Немецкая пресса нахваливает вратаря «Дуйсбурга», он попадает в различные сборные тура. Но Стауче человек совсем не звездный и трудолюбивый. Прежде всего своим бешеным трудом Гинтарас приобретает все свои регалии. Сам Гинтарас однажды сказал, что работать на 99% он не умеет.
Вместе с Стауче на высоте была команда — финал Кубка Германии, финал Кубка Интертото. Стауче приглашали в Дортмунд. Однако менеджеры немецкой команды оказались не совсем умелыми и зебры посыпались. Команда оказалась во Второй Бундеслиге. Стауче отработал контракт до конца и уехал в Грецию.
Греческий Афганистан
Период в Элладе Стауче вспоминает с негативом. Начиная от бытовых условий, заканчивая непрофессионализмом на поле. Он и его семья жили в ужасном районе Афин, похожем на Афганистан. Зарплату также вовремя не выплачивали. Дела были плохи.
Любимым писателем Стауче является Эрих-Мария Ремарк. Впервые он прочитал произведение великого немецкого литератора в 12 лет. Однако, как говорил сам Ремарк: «Книги помогают переживать трудные времена». Так и Гинтарас сумел побороть все трудности в Греции и вернуться ближе к дому.
Завершение карьеры пришлось на латвийскую «Юрмалу», где Стауче совмещал работу игрока и тренера вратарей.
Параллельно с успешными выступлениями на клубном уровне, Гинтарас был основным вратарем своей сборной. В национальной команде Литвы он сыграл более шести десятков матчей.
В Германии Стауче поступил на тренерские курсы. Это помогло ему позже. После тренерского хлеба в Латвии, Гинтараса приглашают в родной «Спартак». Далее он едет в солнечный Сочи, где тренирует вратарей когда-то звездной «Жемчужины», а сегодня трудится в Грозном рядом с другом Станиславом Черчесовым, где оба пытаются вывести «Терек» в элиту российского футбола.
Хорошая карьера, может быть, не совсем реализованный потенциал, но Стауче-футболист оставил после себя яркий след в сердцах тисяч болельщиков.
«Обожаю Ремарка. Он пишет так, как есть, ничего не украшает. Меняется только время, а жизнь остается прежней. Его произведения будут актуальны даже через 1000 лет».
(Гинтарас Стауче, легендарный литовский футболист)
Любомир Кузьмяк
Источник: Чемпионат.com