Каждый отец мечтает о сыновьях. Вдвойне радостно, когда у него их сразу трое. Но история этих уроженцев Закарпатья уникальная – все три брата-богатыря стали футболистами. Фамилия Корпонай в начале 90-ых не раз гремела на стадионах нашей страны. Каждый из братьев писал историю разных украинских клубов. Самый старший – Тиберий во времена уже Независимой Украины работал тренером кременчугского “Кремня”, мукачевских “Карпат” и СК “Николаев”. Средний брат, Адальберт – стал легендой “Кремня”, кроме того, выступая в Луцке, Харькове, Запорожье и Виннице. Самый младший – Иван, выступал в почти родном для семейства Кременчуге, оставил яркий след в Тернополе, Днепропетровске и Николаеве. Даже сейчас, когда со времен их прекрасной игры прошел десяток лет, братья продолжают работать на благо украинского футбола. В интервью корреспонденту ПРО ФУТБОЛ-а Адальберт Корпонай, один из трио легендарных братьев украинского футбола, рассказал о воспоминаниях из детства, успешной карьере и планах на будущее.
“Начинали с утра, а заканчивали в полночь”
– Начну издалека. Я родился в селе Ракошино Мукачевского района, на Закарпатье. Волею судьбы мой дом находился прямо напротив сельского стадиона. Поэтому, неудивительно, что все мои детские годы прошли именно там. В 1986 году меня призвали в армию в Прикарпатский военный округ. Наша команда выступала в Чемпионате Вооруженных Сил Советского Союза и заняла первое место в этих состязаниях. После возвращения из армии отсчет начала моя профессиональная карьера.
– У Вас удивительно футбольная семья. Наверное, вся заслуга в том, что три сына стали профессиональными футболистами полностью лежит на Вашем отце?
– Конечно, отец приобщал нас ко всевозможным футбольным турнирам. Он сам играл в футбол, правда, на любительском уровне. Мой брат Тиберий, старше меня на 8 лет, также стал примером для меня и самого младшего брата Ивана.
– В детстве Вам скучать не приходилось – наверное, дух братского соперничества не покидал семью Корпонаев…
– Целыми днями мы пропадали на стадионе. Футбол был нашим главным развлечением. Начинали с утра, а заканчивали ближе к 12 часам ночи. Старший брат уже занимался профессионально футболом, а мы с Иваном “рубились” один на один.
“Маркевич и Кварцяный в меня поверили”
– У Вас довольно редкое имя…
– Это стандартное венгерское имя. Мой отец по национальности венгр. Да и вообще семья у нас интернациональная. Три брата – три национальности. Тиберий – родился в России, я венгр, а самый младший Иван – украинец.
– В 1990 году Вы попали в харьковский “Металлист“. Несмотря на то, что Вы выступали преимущественно за дубль, команда из Слобожанщины Вам, наверное, многое дала…
– Это интересный период карьеры. Приехал я в Харьков на приглашение Леонида Ткаченко. Много впечатлений осталось. Конкуренция была очень большая. Назову, к примеру, имена Александра Баранова, Игоря Якубовского, Юрия Сивухи, Юрия Тарасова. Смотрю сейчас на “Металлист” и горжусь – частичка моей души осталась на харьковском стадионе.
– Возвращаясь на несколько лет назад, предлагаю вспомнить Ваш период в луцком “Торпедо”. Тренеры Маркевич и Кварцяный, партнеры – Бурч, Леськив, Лужный и Андрей Федецкий. Команда на загляденье…
– Это был старт моей карьеры. Там в меня поверили, дали шанс. Именно благодаря Маркевичу и Кварцяному я заиграл. Что касается партнеров по команде – многие из них и сейчас являются для меня лучшими друзьями: с Бурчем, Антонюком, Федецким постоянно поддерживаю отношения. Ребята в команде меня многому научили. Очень приятные воспоминания о том периоде.
– Именно в “Торпедо” Вы выдали один из лучших матчей в карьере – в игре против ждановского “Новатора”(сейчас – “Ильичевец” Мариуполь – прим. авт.) Вам удалось забить 4 мяча…
– После успешной домашней игры против черниговской “Десны“, в которой мы с братом Тиберием отличились забитыми голами, тренеры доверили мне место в атаке. Если не ошибаюсь, мой покер стал единственным в том сезоне во всей лиге.
– В том же 1987 году луцкая команда пробилась в 1/16 финала Кубка СССР. На Вашем пути оказался непростой соперник – московский ЦСКА. Несмотря на итоговый счет двух матчей 0:1, игрокам “Торпедо” довелось сыграть против таких известных футболистов, как Андрей Пятницкий, Вячеслав Чанов, Владимир Татарчук…
– В Москве мы проиграли со счетом 1:0. Перед родными трибунами нам хотелось показать себя с лучшей стороны. В домашнем матче я вышел на замену и получил шанс – партнеры вывели меня один на один с Чановым. К сожалению, вратарь за счет опыта перехитрил меня, но все равно тот матч, вспоминаю с удовольствием – трибуны луцкого стадиона были забиты до отказа.
“Мой брат – хороший тренер”
– Первый Чемпионат Украины Вы начали в кременчугском “Кремне”. Говорят, времена были сложные, в футболе была разруха…
– Несмотря на проблемы в стране, я вспоминаю тот период с удовольствием. У меня дома хранятся фотографии, сделанные на кременчугском стадионе – все трибуны заполнены. На каждом матче было по 20 тысяч болельщиков. Город жил футболом, нас узнавали на каждом шагу. Обидно, что сейчас Кременчуг не представлен командой Премьер-лиги.
– В следующем сезоне Вы уехали в запорожский “Металлург”. Имена в той команде также были известные – Близнюк, Лучкевич, Мущинка, Вернидуб, Ключик. Какие воспоминания о том периоде?
– Действительно команда была очень амбициозная. Каждый футболист “Металлурга” владел высоким классом. Даже сейчас многие из тех ребят работают тренерами, менеджерами. Единственный неприятный момент – разрыв связок, который случился у меня после полгода пребывания в команде. Я вернулся в Кременчуг к семье.
– Вы вернулись в “Кремень”, а брат Иван уехал в тернопольскую “Ниву“. После Вашего возвращения в Кременчуг, в команде уже играли довольно известные на тот момент Сыротин, Жениленко, Федьков…
– С этими людьми было приятно играть. Каждый из нас был профессионалом. Если бы руководство имело возможность улучшить нам условия, думаю, мы поборолись бы за высшие места.
– В “Кремне” случился очень интересный момент – Ваш брат Тиберий стал главным тренером команды. Как работалось под шефством брата?
– Это удвоенная ответственность. На футбольное поле по блату не берут. Мне нужно было это доказывать. Если команда выигрывала – мы были героями всего города, если проигрывала – весь город ополчался против Корпонаев, на улицу можно было не выходить. Что касается тренерских качеств Тиберия, могу замолвить за него слово – он хороший специалист. Кстати, сейчас он работает с детьми.
– В одном из матчей против “Шахтера“, который закончился со счетом 1:1, Вы отличились забитым голом. Когда теперь смотрите на донецкую команду в Лиге Чемпионов, понимаете, важность того забитого гола?
– Конечно, очень приятно было забить. Каждый гол – это радость, а в ворота “Шахтера” – вдвойне. Настраивать нас на эту команду не нужно было. С утра в городе чувствовалась футбольная атмосфера.
– Прошло несколько туров, а Вы опять отличились. На этот раз Вашей жертвой стала родная Вам команда – “Металлист“…
– Тот гол помог мне самоутвердиться. Если взять во внимание тот факт, что забил я такому мастеру, как Юрий Сивуха – становится вдвойне приятнее. Кстати, недавно мы выделись, и вспоминали ту историю.
“На футбольном поле братьев нет”
– Уникальное достижение для украинского футбола случилось в 10 туре сезона 1993-1994 годов. Игра “Кремня” и тернопольской “Нивы” вошла в историю, как встреча трех братьев Корпонаев – двое из них, Адальберт и Иван, встретились на поле в противоположных командах, а третий, Тиберий, руководил действиями одной из команд с тренерской лавы… Помните встречу трех братьев?
– Конечно, помню. “Нивой” тогда руководил Леонид Буряк. Скажу так – на поле братьев нет. Мы не Кличко, а футбол это не бокс. Приходиться и родным братьям сталкиваться лбами на поле. Само собой, грубости не было, но спортивная злость – это нормально.
– Кроме брата Тиберия, “Кремнем” руководил легендарный Евгений Рудаков. Что скажете о работе с ним?
– Прекрасно помню работу этого профессионально специалиста, покойного ныне, к большому сожалению. Он хотел научить нас “динамовскому” футболу. Нашу команду немного лихорадило из-за финансовых проблем. Поэтому ему не удалось сделать то, что он хотел. Добавлю, что мне довелось работать под руководством такого человека, как Владимир Лозинский. Это также великий специалист из динамовской семьи.
– Со временем в “Кремень” опять вернулся не только Тиберий, как тренер, но и Иван, как игрок. Семья Корпонаев воссоединилась в одной команде…
– Город жил футболом. Мы пытались отвечать болельщикам добросовестным отношением к игре. В связи с воссоединением трех братьев припоминаю интересный эпизод. Мы с Иваном очень похожи – внешне и габаритами. Однажды журналисты после игры берут интервью у Корпоная, спрашивают об игре. Он рассказывает тонкости, кто кому отдал, кто как пробил. Все думали, что интервью берут у меня, а на самом деле это был Иван(смеется).
“Приход Яремченко в “Кремень” вспоминаю с теплотой”
– Сезон 1995-1996 годов Вы начали в перволиговом “Николаеве”. Но задержались там всего на несколько матчей. Почему не сложилось в городе судостроителей?
– Возникли проблемы с трансферными вопросами. Все из-за трансферной политики и проблем с бумагами. Клубы просто не разобрались.
– Вы вернулись в “Кремень” и начали работать с новым тренером – Валерием Яремченко…
– Его приход вспоминаю с теплотой на душе. Валерий Иванович взял с собой из “Шахтера” всего пару ребят – Игоря Леонова, Сергея Ателькина, Олега Матвеева. Наша игра кардинально изменилась. Наши показатели были одними из лучших в стране – в определенное время мы занимали во втором круге второе место – сразу после “Динамо“.
– Под руководством Яремченко Вы провели много удачных игр. Одна из них – против “Карпат“. Вы вывели партнеров на игру с капитанской повязкой, а “Кремень” победил 6:1 – это поражение “Карпат” даже сейчас является главным антирекордом львовской команды. Неужели было так легко?
– Для меня, как выходца из Западной Украины, эта игра была принципиальной. Просто получилось навязать свой футбол сопернику. “Карпаты” были в сложной ситуации, а мы на подъеме. Эти два фактора сошлись и материализовались в результат.
– Со временем Вы оказались в винницкой “Ниве“. Что скажете о двух годах, проведенных там?
– Прежде всего должен вспомнить тренера той команды Александра Ищенко, с которым очень хорошо работалось. Его тренировочный процесс был интересным и давал результат. К сожалению, сменилось руководство области, и мы остановились в шаге от Высшей лиги. Но думаю, нашей командой город должен гордиться.
– Как сейчас обстоят Ваши дела? Чем занимаетесь?
– На данный момент живу в курортном городке Шацк. С футбола не уходил. Являюсь президентом спортивного клуба “Свитязь”. Наша футбольная команда играет на первенство области. Кроме того, работаю в Федерации футбола Волыни, возглавляю комитет пляжного футбола, инспектирую игры Чемпионата Волынской области. У меня очень много планов. Хочу поднять свою команду как можно выше. В последнее время начал задумываться о том, чтобы вернуться в большой футбол. Считаю, что знаний у меня достаточно для того, чтобы попробовать себя.
Источник: ПРО ФУТБОЛ