Франция – Украина. Прогнозируемая грусть

Помнится, в замечательном фильме «Ищите женщину!», когда все рады, что мэтр Роше жив и все замечательно, Сюзанна Бриссар вопросила: «А кто же все-таки убил Налестро?» Все присутствующие делают вид, что вопрос этот не звучал и спешно расходятся. Нечто подобное произошло с, как мне кажется, самым главным вопросом, возникшим после первого матча Украины и Франции: «Франция действительно настолько слаба или имела место недооценка соперника?» Накануне матча я писала об этом в блоге. Это единственное, что нужно было обсуждать после матча. Не купать сборную в хвалебных одах (пусть она их заслужила), а анализировать. И анализировать не свою победу, а именно поражение Франции. Во всяком случае рассчитывать на то, что соперник будет столь любезен и дома, что позволит вытворят все, что запланировано, было несколько самонадеянно.

К сожалению, робкие призывы не расслабляться утонули в овациях, сладких речах и похвалах. К сожалению, в который раз нам оказалось важнее захвалить за маленькое достижение, чем приготовиться к большому бою. Если бы кто-то рискнул сказать в послематчевом прямом эфире, что Франция была безынициативно слаба, он рисковал нарваться на обвинение в отсутствии патриотизма. Ибо принизить ту победу было никак нельзя, а намек на недостаточное сопротивление со стороны французов именно эту функцию и выполнил был. Поэтому никто ничего не сказал. И все, кто об этом не сказали, на самом деле заслужили обвинения в отсутствии патриотизма. Потому что переживать за сборную – это не значит закрывать глаза на некие ее недостатки. Переживать за сборную – это видеть и то, в чем она не сильна. Чтобы вовремя приземлить вознесшихся футболистов. Кстати, ничего бы с ними не случилось, если бы свою порцию оваций они получили бы после второго матча, вернувшись на родину героями.

В день игры один знакомый спросил, что я думаю по поводу предстоящего матча. Я ответила, что Франция быстро забьет два гола, потом будет удаление у Украины, а третий мяч — дело техники. И это вовсе не потому, что мне не хотелось, чтобы сборная победила. Это потому, что уже в субботу было понятно, что сборная проиграла дуэль. Проиграла, утонув в дифирамбах. И утопили в них ее те, кто называет себя болельщиками. Утопил ее главный тренер, который с блеском провел первый матч. Утопил, когда отпустил сборников в субботу. Признаться, когда я узнала об этом, сомнения относительно удачного исхода лишь усилились. Наших сборников нельзя никуда отпускать, даже если они выдумают мегауважительные причины. Наших сборников нужно было везти на базу, запирать там и держать до выезда в аэропорт. Потому что так устроены наши сборники. Михаил Иванович должен был это знать. Михаил Иванович поверил своим игрокам. В известной степени Михаил Иванович дал слабинку. Цена этого решения, равно как и цена преувеличения достоинств нашей команды, — чемпионат мира. Французская пресса не пожалела свою сборную после первого матча, хотя наверняка могла бы найти оправдание, мол, это Украина была так чертовски хороша. Так стопроцентно сделали бы у нас. И пока у нас действует политика «Хорошая мина при плохой игре», ничего наша сборная не добьется. Вакуум, созданный вокруг нашей команды в 1990-х, по-прежнему на месте. У нас боятся пошатнуть психологическую устойчивость сборников, но не боятся развратить их сладкой лестью. Потому что пока ты льстишь, твое лицо будет мелькать на всех популярных каналах. Но не надо при этом рассказывать о любви к сборной. Преданный болельщик хотя бы попытался бы обратить внимание на обратную сторону того, что случилось в Киеве. И все сейчас пожинают ровно то, что посеяли. И, кстати, пожинают без какого-то содействия со стороны Платини, которого все так опасались.

Отдельных слов заслуживает Михаил Иванович Фоменко. То, что он поднял сборную из подвала в плей-офф, характеризует его лучше всяких других слов. То, что сборная выросла, характеризует наставника еще громче. Но. После матча с Англией я осмелилась на некую критику наставника за робость и боязливую покорность. Это мнение оспаривалось и подвергалось сомнению. После первого матча плей-офф, который, повторюсь, выиграл Фоменко без всяких оговорок, я едва не начала жалеть о тех своих словах. Но, увы. Я по-прежнему считаю, что такого тренера, как Фоменко, у Украины не было за всю ее историю. И я по-прежнему считаю, что Фоменко – это находка для Украины. Но. Как Фоменко выиграл первый матч, так он и проиграл второй. Ибо он первый должен был хотя бы предположить, что Франция не очень хорошо, мягко говоря, подготовилась к плей-офф, и не ожидала того, что Украина ей что-то предложит. Михаил Иванович, судя по всему этого не сделал. Во всяком случае его команда не ожидала того, что Франция ей что-то предложит. И теперь для Украины самое главное понять: это футболисты так вознеслись, что не услышали тренера, или же тренер сам поддался массовой эйфории. Понять и сделать выводы. Только тогда у Украины будет будущее.

Источник: ПРО ФУТБОЛ