Эра «Барселоны»

Как сказал один мой знакомый после финала, мы просто живем в эру «Барселоны», мы должны радоваться этому, а потом рассказать об этом своим детям и внукам. Как бы пафосно это ни звучало, это правда.

«Барселона» — это феномен современного футбола. Сколько было написано о ней, сколько слов сказано, сколько попыток разобраться предпринято, понять и объяснить ее невозможно. Десять лет я рассматриваю «Барселону» как журналист. Любопытно, что если перечитать обзоры за разные годы, суть многих из них идентична: владеют мячом, пижонят, забивают, снова владеют мячом, снова пижонят. Менялись тренеры и игроки, менялись соперники, менялись турниры — «Барселона» не менялась. Самое интересное, что игра «Барселоны» кажется простой до невозможности, однако мало кому удается эту простоту разгадать. В «Барселоне» не собраны лучшие игроки мира, но вместе они сила, одолеть которую не под силу никому. Иногда бывает, что игра этой команды вызывает какой-то детский восторг, необъяснимую радость, головокружение и немоту. Иногда это сродни волшебству. И совершенно точно это никак не связано с каким-то конкретным составом, ибо игроки меняются, а это остается. «Барселона» никогда не славилась разнообразием тактик и умением перестраиваться. И если у команды не идет игра, то она не идет. Здесь вы не увидите отчаянной борьбы, вгрызания в мяч и прочих подвигов — в этом смысле «Блауграна» несколько философична: мы свое завтра возьмем. Как по мне, то самой подкованной тактически была «Барселона» Франка Райкаарда (как ни странно, но это отдельный разговор). Та команда умела приспосабливаться к обстоятельствам и отказываться от своего роскошного пижонства по имя результата. Однако не в этом очарование каталонского клуба.

В свое время я очень много писала о каталонском духе. Это понятие никак не укладывается в спортивную журналистику и попытки анализа, но именно оно делает «Барселону» «Барселоной». Иногда складывается впечатление, что футболист, попадая на «Ноу Камп» впитывает с воздухом некую исключительность, фееричность, волшебство. И становится совсем другим игроком, словно с другой планеты. Интересно, что, уходя из клуба, он снова становится «землянином». Порой только этим феноменальным духом, этим осознанием собственной избранности и исключительности можно объяснить то, что творит на поле «Блауграна». А творит она искусство. Возможно, именно поэтому она и превосходит всех — в мире больше нет ни одной команды, которая бы футбол вознесла до уровня искусства.

Если вспомнить финал, то «Ювентус» ведь был чертовски хорош. Он был организован, он, окрыленный голом, даже придавил соперника, он определенно боролся до конца. Однако «Ювентус» играл в футбол. А «Барселона» творила. И оказалась на сто голов выше вполне сильного «Ювентуса».

Нельзя не сказать и еще об одном. Руководство клуба дважды совершало назначения, поначалу не совсем понятные массам. Сначала команду вверили неопытному Хосепу Гвардьоле. Много споров вызвало то назначение, но в конце сезона Пеп и его парни ответили всему миру треблом. Потом на посту тренера появился не слишком успешный Луис Энрике. И тоже масса споров и сомнений. И снова блестящий ответ тренера и его парней. Два легендарных футболиста клуба продолжили прославлять «Блауграну» и после завершения игровой карьеры.

Да, мы живем в эру «Барселоны». Мы можем наслаждаться ее фееричной игрой, пытаться разгадать ее волшебство и отчаиваться от бессилия в попытках разгадать ее тайну. Мы никогда не поймем, почему этот клуб особенный. Кто-то может сказать, что «Барселона» — это Месси, но это совсем не так. Месси — пусть и лучший, пусть бриллиант, пусть волшебник, но он лишь один из всех кудесников, которые на футбольном поле пишут историю «Барселоны». Да, мы живем в эру «Барселоны». И нам очень не хочется, чтобы эта эра заканчивалась.