Киев всегда был футбольным городом. Было бы странно, если бы в городе «Динамо», было иначе. Стадион им. Н. С. Хрущева (нынешний НСК «Олимпийский») был святым местом для футбольного Киева, особенно во времена триумфального шествия по еврокубкам в прошлом веке. Кого только не было на вечерних матчах того «Динамо»: молодежь, отцы с детьми, пожилые люди и даже беременные женщины. Стадион был безопасен для всех. Что говорить, если многие коренные киевляне впервые побывали на футболе в утробе матери. Тогда, в 1970–1980-х, болельщик, конечно, был другим. Рассортировываясь по подворотням, накачиваясь алкоголем и занюхивая рукавом, поклонники футбола шли на стадион, чтобы усесться на деревянную лавочку, прижаться плотнее к соседям и увеличить таким нехитрым образом вместимость стадиона. И во время матча стадион жил футболом. Не файерами, не волнами, не «выйдем раньше, чтобы занять очередь за пивом», а футболом. В конце победного матча можно было увидеть горящие факелы из газет, но никто не обращал на них никакого внимания. Возможно, потому что никому не приходило в голову что-то поджигать, равно как и выламывать лавочки и швыряться ими.
Наступила новая эра. Деревянные лавочки сменили удобные индивидуальные пластиковые сиденья, но болельщик все еще шел на стадион за футболом. Поклонники футбола со стажем ворчали, что пропал неповторимый дух единения стадиона, однако на арене по-прежнему собирались люди, которые в перерыве обсуждали не колебания курса валют и акций на фондовой бирже, а первый тайм. Факелы из газет все еще можно было увидеть, но милиция относилась к ним уже не так спокойно, как раньше.
Появились ультрас. Сначала они не были центральной группой футбольного матча. Периодически они встревали во всякого рода потасовки, устраивали драки в своем особом секторе, нападали на болельщиков других команд, как правило, на улице до или после матча, но все это носило эпизодический характер. Клуб никак не реагировал на такую агрессивно настроенную группу болельщиков и радушно принимал их в практически святом 11-м секторе. И никто не заметил, как киевский болельщик стал меняться. С ультрасами возникало все больше и больше проблем. Фактически они превратили стадион и бывший святой 11-й сектор в площадку для выражения собственных идей, никак с футболом не связанных. Не так давно клуб организовывал какие-то встречи с болельщиками, чтобы как-то примириться с ними, но было уже слишком поздно: киевский болельщик фактически умер. Он, тот настоящий болельщик, предпочтет остаться дома, даже если по-прежнему горячо любит «Динамо», потому что стадион стал не спортивной ареной, а зоной повышенного риска, несмотря на то что за эти год главная арена страны заметно преобразилась и внешне приблизилась к лучшим европейским образцам.
Для «Динамо» стали привычными дисциплинарные наказания за поведение своих болельщиков. Штрафы, матчи без зрителей – разве настоящий поклонник позволит себе приносить клубу вред? Ультрас ухитряются проносить на трибуны запрещенные предметы, поджигают файеры, устраивают драки с гостевыми болельщиками, причем нападают на оных во время игры, о чем раньше даже подумать было нельзя. Болельщик перестал смотреть на поле – теперь он смотрит по сторонам и выбирает момент для очередной провокации. Из-за постоянных разбирательств над «Динамо» нависла серьезная угроза.
Конечно, не весь стадион заполняют такие любители чего-нибудь покидать и кого-нибудь побить. Однако именно эта группа создает имидж киевского болельщика. Болельщика, который с трудом назовет имена игроков основного состава, но запросто вычислит в толпе условного врага и нападет на него. Болельщика, который не задумываясь разнесет стадион, если нужно бросить сиденье в милиционера или болельщиков соперника. Болельщика, который прекрасно понимает, что телеаудитория футбольного матча огромна и это отличная возможность заявить о себе.
То, что «Динамо» потеряло того преданного болельщика с факелом из газеты, вина исключительно клуба, который долгое время не обращал на эту проблему никакого внимания и даже, создается впечатление, всячески способствовал тому, чтобы группа людей, не имеющих отношения к футболу, но назвавшая себя фанатами, чувствовала себя вполне комфортно. Именно поэтому сегодня клуб оказался перед лицом очередного дисциплинарного наказания. И все потому, что киевский болельщик давно умер.