Константин СОСЕНКО: “В лондонском “Арсенале” Арсен Венгер является главным селекционером”

       В Украине работает 8 официально зарегистрированных и лицензированных футбольных агентов. Экс-защитник Константин Сосенко, известный по выступлениям в 1990-х в составе “Днепра” и винницкой “Нивы” – один из таких. Не без участия Сосенко состоялся один из самых громких трансферов минувшей зимы – переход Руслана Бидненко из киевского “Динамо” в “Днепр”.

РАНЬШЕ ЛИЦЕНЗИИ ВЫДАВАЛА ФИФА

       – Константин, как долго клубы договаривались между собой относительно будущего Бидненко?

       – Все случилось быстро и цивилизованно, в чем заслуга, безусловно, обоих клубов.

       – Почему после окончания карьеры игрока вы решили стать агентом, а не тренером, как делают многие ваши коллеги?

       – Это решение не было спонтанным, я к нему шел. Когда подошло время заканчивать карьеру, уже знал, чем буду заниматься. Многое довелось пройти на собственном опыте, когда моим трудоустройством занимались, скажем так, люди околофутбольные. Специалистов как таковых в этой сфере в нашей стране еще не было.

       – Раньше выдача лицензий являлась прерогативой ФИФА, не так ли?

       – Сейчас ситуация иная: ФИФА дала право национальным футбольным ассоциациям самим регулировать этот вопрос.

       – Насколько высока конкуренция в вашей сфере?

       – Особой конкуренции нет. Каждый находит свою “нишу”, так что чаще всего наши интересы не пересекаются.

       – Что собой представляют экзамены на получение лицензии агента?

       – Нужно ответить на 20 вопросов, большая часть которых прислана ФИФА, а остальные – заданы национальной федерацией. Нужно ответить правильно как минимум на две трети поставленных вопросов. Они – не из легких, касаются как юридических, правовых аспектов, так и чисто футбольных. Кроме, собственно, сдачи экзамена, претендент на получение лицензии должен предоставить все необходимые документы, в числе которых и страховой полис.

       – Какова величина страховой суммы?

       – Сто тысяч швейцарских франков. А страховой взнос, размер которого мне бы не хотелось афишировать, платится один раз в год.

ГУРУ – АГЕНТ ЛУЖНОГО И РЕБРОВА

       – Профессии агента в нашей стране не учат. Все приходит с опытом?

       – Да, надеяться, в основном, приходится на себя, в первое время “шишек” набивал предостаточно. Это сейчас у меня появился своего рода “гуру” – Шандор Варга, агент Лужного и Реброва, который в особых представлениях не нуждается. Сейчас у нас партнерские отношения, я представляю интересы Варги в Украине.

       – Что самое главное в профессии агента, какие основные принципы работы?

       – Порядочность и “прозрачность” всех операций. Профессиональный футболист должен быть всесторонне защищен, окутан заботой в решении различных бытовых проблем. Мне прекрасно известно, насколько тяжел труд профи и сколько существует в футболе различных подводных рифов и камней. Для молодых ребят я сегодня – футбольная “нянька”, для более зрелых игроков – футбольный юрист.

       – Сколько футболистов сотрудничает с вами?

       – Около двадцати. Среди них есть совсем молодые, не известные широкому кругу болельщиков ребята, которые со временем, надеюсь, дорастут до уровня национальной сборной Украины. Есть и футболисты с именем – Олег Карамушка, например, который заметно прогрессирует и входит в сферу интересов не только некоторых украинских, но и ряда элитных российских клубов. Сотрудничаем мы с братьями Стоянами – Максимом и Денисом, с Андреем Смалько, с Русланом Бидненко и другими.

       – С какими проблемами вам приходится сталкиваться в работе с клубами?

       – На мой взгляд, не хватает профессиональных спортивных директоров – специалистов, являющихся своего рода “прослойкой” между президентом клуба и главным тренером. Вот с приходом на должность спортивного директора в “Шахтер” Виктора Прокопенко эффективность тансферной политики донецкого клуба, ее отдача значительно возросли. В “Черноморце” или “Ворскле” главный тренер совмещает свою работу с функциями спортивного директора. И, несмотря на огромную нагрузку, эффект от такого совмещения есть. Об этом же говорит и мировая практика. В лондонском “Арсенале” Арсен Венгер является главным селекционером ничуть не в меньшей степени, нежели главным тренером. Все зависит от концепции развития клуба.

ЛЕГИОНЕРЫ ПЕРСПЕКТИВЫ НЕ ИМЕЮТ

       – В Украине всегда было много талантливых футболистов…

       – Безусловно, это так, но сегодня всем нам приходится пожинать плоды тех лет застоя в детском футболе, который случился после развала Союза. Тем не менее, у нас, как говорится, непаханая земля и я уверен, что скоро начнут говорить и писать в газетах о 16-17-летних, для которых сейчас во многих клубах создаются достойные условия.

       – Классных легионеров в Украине немного, остальные берут не столько уровнем мастерства, сколько дешевизной. Кто помогает им попасть в нашу страну?

       – Зарубежные агенты. Но эта тенденция перспективы не имеет, поскольку многие клубы, в связи с введением лимита на легионеров, свои приоритеты постепенно пересматривают.

       – Константин, почему, на ваш взгляд, так мало украинцев играют в ведущих европейских странах?

       – Когда наша сборная завоюет право играть в финальной части чемпионата мира, а мы все на это очень надеемся, и сумеет себя там проявить, поверьте, спрос на наших ребят значительно возрастет. Выступления на международной арене – лакмусовая бумажка, по которой судят и будут судить об уровне игрока.

       – Что в понимании агента – искусство в работе?

       – Отвечу на примере Варги. Когда он помог Лужному трудоустроиться в “Арсенал”, в день рождения Шандора ему позвонила мама Олега, поздравила и поблагодарила за работу. Вот это и есть высший пилотаж!

Станислав МАЙЗУС

Источник: “Спорт-Экспресс в Украине”