Украинец Богдан Блавацкий, который полтора года назад возглавил польскую “Вислу” из города Пулавы и сумел выйти с ней в первую лигу, рассказал о деньгах в польском футболе, о построении клубной инфраструктуры, а также о том, почему польский футбол на подъеме, а в украинском кризис.
— Я пришел в этот клуб в сентябре 2014 года. В то время команда набрала два очка, забила два гола и 14 пропустила. С такими показателями она занимала последнее место и была твердым аутсайдером. Мне удалось вытащить ее из этой ямы, и за пять туров до окончания чемпионата мы сохранили за собой место во второй лиге.
Я понял, что с этой командой можно достигать большего. И в межсезонье мы с ребятами, не афишируя, решили бороться за путевку в высший дивизион. И нам повезло. Первый круг мы закончили на втором месте и тогда вынуждены были открыть карты. Президент клуба в перерыве между кругами обнародовал наши планы по повышению в классе. И хотя второй круг мы сыграли не так уверенно, как прежде, все же заняли место, которое обеспечило нам путевку в первую польскую лигу.
Нашего лучшего форварда Ярослава Незгоду купила варшавская “Легия” — это как игрок, условно говоря, из стрийской “Скалы” перешел бы в “Шахтер“. Конечно, это ослабило нашу атакующую мощь, поэтому путевка в высший дивизион далась нам очень тяжело.
— Украинский футбол сейчас находится в глубоком финансовом кризисе. Как с этим в Польше?
— Команда, с которой мы должны были играть переходные игры, не получила аттестата, потому что имела долги по зарплате и трансферам. Но это единичный случай. В польском футболе все очень тщательно планируют еще перед сезоном, расписывают бюджет до злотого. Такого не может быть, чтобы я посреди сезона подошел к президенту и попросил его повысить зарплату моему помощнику. Не повысит, потому что все расписано заранее.
Здесь есть стабильность. Если поляк пообещал футболисту платить, условно, 10 злотых, то он их платит. Нет такого, что обсуждают одну сумму, а потом владелец клуба что-то передумает и срезает зарплату своим решением или вообще перестает ее платить.
— Какие зарплаты сейчас в польском футболе?
— Они намного скромнее, чем были в Украине до сих пор. Поэтому польский футбол развивается, а украинский ушел в пропасть и в суды. Для сравнения: во второй польской профессиональной лиге средняя зарплата футболиста — 1,5-2 тыс долларов в месяц. Плюс минимальные премии и бонусы. В украинском второй лиге о такой зарплате, наверное, только мечтают.
Но идем выше: первая лига — это две-три тысячи долларов в месяц. Ну и высшая стоит немного в стороне. Есть два гранда: “Легия” и “Лех”, которые позволяют себе платить отдельным игрокам даже по 15 тыс долларов в месяц. Но это редкость. В высшем дивизионе этой страны зарплаты на уровне 4-8 тыс долларов в месяц. Сравните с Украиной несколько лет назад, когда даже аутсайдеры платили по 20-30 тыс долларов, а гранды по 100 и 150 тыс в месяц.
— В Украине есть еще одна проблема, связанная с переходом из низшей в ??высшую лигу — нет инфраструктуры. Как с этим у поляков?
— У нас есть свой уютный стадион на 4,5 тысячи мест. Рядом два тренировочных поля — одно травяное, второе искусственное. Команда экипирована. Есть детская школа. Все в порядке. Мы все, начиная от президента и заканчивая уборщиком, хотели попасть в высший дивизион, потому что его уже транслирует телевидение. А если так, то клуб будет получать отчисления от телевизионщиков и сможет всем повысить зарплаты. Здесь это все связано.
Приведу вам еще такой пример. Когда наш президент возглавил клуб, “Висла” имела долгов на 800 тыс злотых. За три года он вывел клуб в ноль. И так держится уже два года. Наш футбольный клуб не является бизнес-структурой. Клубный бюджет должен быть выполнен до злотого, и его выполняют. Если какие-то деньги не освоим, значит, на второй год дадут меньше. Если перезатратим, будут проблемы.
— Как к вам, украинцу, относятся польские публика и пресса?
— Скажу так: если побеждаем, то воспринимают это как должное. Если проигрываем, то критикуют больше, чем поляка. То есть постоянно мне напоминают, что я легионер и ко мне требования больше, чем к своему. Хотя своим меня уже считают. Я выучил их язык, и не только разговорный, пишу по-польски, книги читаю… И фамилия моя созвучна с их.
Источник: Динамо Киев от Шурика