Для меня чемпионаты Европы всегда были более развеселым мероприятием, чем чемпионаты мира. Но не в этот раз. Расширение турнира привело к тому, что даже третье место в группе позволяет стать чемпионом Европы, а это максимально увеличило количество откровенно серых матчей, где главной целью стало – получить минимум. По этому принципу играли финалисты Франция и Португалия, по этому принципу играли середняки Польша, Швейцария, Румыния, Албания (за исключением матча с Францией), Северная Ирландия, Швеция. Даже простого перечня команд-участниц достаточно, чтобы понять, что 24 – это очень много. Деньги, которые сегодня правят не только футболом, и жажда наживы вступили в конфликт со здравым смыслом и победили его. Мы привыкли к тому, что за Лигу чемпионов борются клубы, занявшие четвертые места в своих чемпионатах, хотя даже само название намекает нам на то, что это турнир избранных, а не всех подряд. Следующей жертвой жажды наживы стал чемпионат Европы. Нам могут много рассказывать о благих целях расширения турнира – больше сборных себя покажут, у маленьких команд появится шанс и т. д. Но все мы понимаем, что высшим футбольным чиновникам плевать на маленькие команды и их шансы, а вот на количество матчей, на которые можно продать билеты и, главное, права на трансляцию и рекламу, не плевать. Даже котам известного в прошлом футболиста понятно, что шанс есть у всех команд, когда они начинают отборочный турнир. И если маленькая команда хочет заявить о себе, делать это она должна в отборочном турнире, потому что чемпионат – это элитный клуб. Вернее, был таковым. Сегодня это проходной двор, где после первого тура отсеиваются все те же восемь команд, но эти восемь команд – уже не половина состава участников.
На этом Евро нам пришлось стать свидетелями катастрофически большого количества унылых матчей, которые никому не нужны. Швейцария – Польша, Уэльс – Северная Ирландия, Франция – Ирландия, Польша – Португалия, отчасти Португалия – Уэльс. И это только в плей-офф!
Неудивительно, что апофеозом этого безумия стал финал Португалия – Франция. Две команды, которые по своей унылости могли дать фору многим, особенно это касается чемпиона, поскольку Франция все же с четвертьфинала показывала весьма приличный футбол. Неудивительно и чемпионство Португалии – насмешка над романтичным футболом Луиша Фигу и его партнеров, так и не сумевших завоевать трофей.
Кто-то выступит в защиту прагматичности, но это не прагматичность. Прагматичность – это когда все четко и слаженно, когда минимум ошибок и максимум мысли, когда играешь на результат, а не боишься. Действия образцовых прагматичных команд отточены до мелочей. Между автобусом и прагматизмом такая же пропасть, как между чемпионатом Украины и Премьер-лигой. Прагматична Италия, величественная в своем умении добиваться результата и отнюдь не выглядящая убогим трусом. Португалия не прагматична, Португалия уныла.
Неудивительно и то, что все самые положительные эмоции подарили вовсе не топ-команды. И в этом, безусловно, есть некая заслуга расширенной формулы чемпионата Европы. Фантастически атакующий Уэльс, невероятно комбинирующая Венгрия, феерически организованная и сбалансированная Исландия – вот кто творил сенсации и просто радовал завораживающей игрой.
Если говорить о фаворитах, то только Италия и Германия выглядели как команды, которые приехали побеждать на Евро. Им не повезло столкнуться лицом к лицу уже в четвертьфинале. Четвертьфинале, который по качеству футбола (прагматичного, кстати) и накалу страстей стал настоящим украшением чемпионата. Конте проиграл дуэль Леву, хотя был очень близок к тому, чтобы ее выиграть. В этом же матче открылась и истинная сила Германии. Германии, которая, безусловно, приехала побеждать, но которая оказалась слишком тяжелой для этого. Немцам не хватило привычного порыва и легкости, за счет которых они сметали на своем пути всех. Немцы не пережили потерю Клозе, хотя эта потеря казалась менее значимой, чем безусловный лидер Лам. Но Мюллер, Гетце и Гомес, словно сговорившись, провалили турнир, а именно остроты нападения не хватило сборной Германии для абсолютного европейского счастья.
Многие отчего-то ждали каких-то феерических чудес от Испании, но какие тут могут быть чудеса. Полуленивая, выигравшая все на свете команда не вернется на вершину как минимум до тех пор, пока в ее составе будут те, кто выиграл все на свете. Испания – команда настроения и куража, избравшая для себя верность атакующему футболу, – не показала и половины того, что мы видели четыре года назад, хотя, конечно, весьма улучшила впечатление о себе же двухгодичной давности.
Я не могу обойти стороной Англию, откровенного середняка с вековой звездной болезнью и даром внушения, за счет которого весь мир воспринимает англичан фаворитами. Англия удивляла. То по-хорошему, когда, проигрывая Уэльсу, перестроилась, перегруппировалась и осмелела, то по-плохому, когда, проигрывая Исландии, с упорством умалишенного билась головой о стену, несмотря на изуродованное от ударов лицо. В этом весь Рой Ходжсон. Сегодня он англичанин, он рискует, он усиливает нападение, чтобы добиться результата, а завтра он не-пойми-кто, он боится, он ждет, он верит в волшебных фей и эльфов, которые придут и помогут. При всем при этом Рою Ходжсону нужно сказать спасибо за сборную, которая подарила надежду на возрождение, спасибо за возвращение ей английскости, спасибо за отличную базу для нового, более подвижного тренера, если таковой все же окажется у руля сборной когда-нибудь.
И сегодня, оглядываясь на чемпионат, которого ждали четыре года, ловишь себя на мысли, что и вспомнить-то особо нечего, если не считать бабочек на лице человека-слезы, которые всколыхнули онлайн-пространство, кажется, больше, чем сам финальный поединок. И этому Евро хочется сказать спасибо. Спасибо, что закончился.