6 апреля 2018 года можно безо всяких оговорок назвать историческим днем для украинского футбола. Разговоры о назначении на должность президента отечественной Премьер-лиги иностранного специалиста велись давно, когда-то к нам даже приезжали немецкие кандидаты на этот важнейший пост, однако в те времена у них не было реальных шансов занять его, что наилучшим образом засвидетельствовали слова Игоря Коломойского, назвавшего гостей из Германии “клоунами”. Если владевший на тот момент “Днепром” (а неофициально – еще парочкой клубов УПЛ) человек произносил подобные вещи, значит, всерьез немцев мало кто воспринимал.
И только спустя десять лет после образования Премьер-лиги мы пришли к приглашению варяга, без которого, как показал далеко не лучший опыт работы Виталия Данилова (этот товарищ вообще больше напоминал не руководителя УПЛ, а лоббиста одной из “империй” нашего футбола) и Владимира Генисона, отечественному спорту номер один пока что трудно обойтись.
К чему приведет деятельность швейцарца Томаса Гримма, нынче сказать сложно. В конце концов, не так давно судейский корпус Украины де-факто возглавлял иностранец с таким опытом и авторитетом, что дальше просто некуда, а толку от этого оказалось, прямо скажем, немного. Потому петь осанны Гримму лишь за то, что он впрягся в воз под названием “Премьер-лига“, не стоит – цыплят мы посчитаем по осени.
Важно другое: теперь УПЛ имеет настоящий шанс сделать качественный шаг вперед даже при тех сложнейших условиях, в которых пребывает вся наша держава. Томас Гримм – квалифицированный и опытный специалист в сфере не только спортивного, но и конкретно футбольного менеджмента. При этом он не связан ни с какими украинскими
А пока Томас только вступает в новую должность и начинает разбираться с вверенным ему хозяйством, стоит поговорить о важных шагах, которые его предшественники по разным причинам так и не сделали и которых мы ждем от швейцарского менеджера.
1) Единый телевизионный пул.
Эта тема уже стала чуть ли не мемом и давно превратилась в общее место, но ее значение от этого отнюдь не снижается. Наличие единого пула – обязательное условие успешной коммерческой деятельность УПЛ. А, если кто забыл, то я напомню, что Премьер-лига и была создана для того (как минимум, на словах), чтобы зарабатывать деньги. Это ее главная и основная функция – приносить прибыль. Чего никак не добиться, если не иметь под рукой продукта, который можно продать по серьезной цене. Нет пула – нет такого продукта. Потому что иностранным телевизионным компаниям нет никакого резона разбираться в украинских реалиях и отдельно договариваться с разными клубами. А покупать права на примерно половину матчей чемпионата – кому такое надо? И ладно бы “Шахтер” и “Динамо” были по одну сторону “баррикады”. Так нет же – дабы транслировать матчи двух грандов УПЛ, необходимо совершать отдельные закупки. Нормальный способ ведения бизнеса? Ответ очевиден. Конечно, при Данилове и Генисоне нам удавалось впихнуть права на показ отечественного первенства некоторым зарубежным компаниям, однако без единого пула нечего и рассчитывать на по-настоящему большие заработки и широкое продвижение украинской Премьер-лиги на международный рынок.
Понятно, что создать этот самый пул очень непросто, поскольку президенты некоторых клубов (не будем показывать пальцем) руководствуются в этом случае не столько маркетинговыми, сколько политическими, идейными и просто личными мотивами, а некоторые другие (тоже обойдемся без имен) им активно поддакивают или молча следуют за “метрополией”. Но на то он и президент УПЛ, чтобы решать сложные задачи. А зачем он еще нужен-то?
2) Расписание матчей.
Сюда же относятся и такие “трюки”, как начало дерби Кировоградской области в 14:00 рабочего дня – если мы хотим развивать наш футбол, подобных вещей не должно быть в принципе.
3) Превью и обзор тура.
Вот объясните мне кто-нибудь: как можно было за десять лет так и не озаботиться качественными передачами, посвященными предстоящему и прошедшему игровому дню? Со статистикой, интервью, подробным обзором матчей, красочной турнирной таблицей, приятным музыкальным сопровождением и т.п. Большинство успешных лиг обязательно выпускает такой продукт – а куда ж без него? Обзоры в различных тематических ТВ-передачах – хорошо, но это другое. Конечно, вы можете показать в сторону нашего
4) Сотрудничество с клубами по привлечению болельщиков на трибуны.
Пустые стадионы – смерть футбола. По-другому не бывает. На сегодняшний день в силу разных обстоятельств посещаемость матчей высшего дивизиона украинского первенства находится на катастрофически низком уровне. Завлечь зрителей обратно на трибуны в сложившихся условиях очень и очень трудно. Но для этого, как минимум, нужно что-то делать. Реклама, всевозможные маркетинговые ходы, нестандартные решения – методов уйма, просто бери и пробуй. Разумеется, это забота, прежде всего, каждого клуба в отдельности, однако УПЛ может подстегивать и одновременно поддерживать своих членов этом деле, помогать консультацией, предлагать различные идеи. Под руководством Данилова и Генисона Премьер-лига не считала нужным заниматься подобными вещами, отдавая их полностью на откуп клубам. В лучшие времена это более-менее проходило, но сейчас УПЛ просто обязана включиться в процесс.
5) Жесткость и последовательность при лицензировании.
Понятно, что ситуация в Украине нынче очень непростая, понятно, что в таких условиях приходится делать поблажки и исходить из существующих реалий. Тем не менее, если УПЛ хочет, чтобы ее воспринимали, как серьезную структуру, она должна быть последовательной, строго исполнять все требования собственных регламентных документов и принимать прозрачные решения.
Прежде всего, это касается лицензирования клубов. Летняя коллизия, по итогам которой “Верес” сменил в высшем дивизионе не допущенную туда “Десну“, плохо сказалась на имидже Премьер-лиги. Во-первых, болельщики получали лишь туманные обрывки официальной информации, что, разумеется, породило множество слухов, пересудов и неприятных теорий. Во-вторых, впоследствии оказалось, что гарантии, которые предоставили ровенчане, вызывают определенные сомнения, в частности, это касается реконструкции тамошнего стадиона “Авангард“. При этом “народный клуб” из Ровно теперь не просто играет во Львове, но и перенес туда свой офис. Так какой город сейчас представляет команда Юрия Свиркова?
Это все к чему: УПЛ должна выставить четкие требования к клубам, которые представляют территории, контролируемые Украиной, по месту расположения офиса, проведению домашних поединков в своем населенном пункте и так далее. При этом Премьер-лига может входить в положение клубов, но они в таком случае обязаны предоставить четкие и расписанные до мелочей планы по решению проблем в разумные сроки. И если эти планы не выполняются, с клуба необходимо спрашивать по всей строгости. Даже, если это будет жесткое решение. Иначе – нельзя. Только при таком подходе УПЛ будет иметь статус действительно солидной организации, в противном же случае она превращается, как когда-то выразился Григорий Суркис, в балаган с элементами деградации.
Я не знаю, какие конкретно шаги будет предпринимать Гримм, но уверен в том, что обозначенные выше пункты должны в том или ином виде находиться на пути, по которому пойдет швейцарец, а иначе рассчитывать на развитие украинской Премьер-лиги нам вряд ли стоит.
Если вы в чем-то не согласны с автором или же хотите назвать другие вещи, которые, по вашему мнению, обязательно должна воплотить в жизнь УПЛ, пишите об этом в комментариях.
Источник: ПРО ФУТБОЛ