Сэр Алекс Фергюсон. Перерождение. Блог Ольги Денисюк



Сэр Алекс Фергюсон, безусловно, думал о своем преемнике еще во времена тренерства. Вряд ли он собирался оставлять свое детище чужаку, тем более что его юная команда повзрослела и многие готовились к завершению игровой карьеры. Поклонники «Манчестер Юнайтед» небезосновательно полагают, что своего преемника великий сэр видел в мистере Рое Кине. Ферги был близок с Кином не только как со своим капитаном. Можно предположить, что сэр Алекс прилагал усилия, чтобы избавить Роя от несдержанности, обучить владеть собой и не принимать скоропалительных решений. Собственно, именно вспыльчивость Кина казалась единственной серьезной преградой для начала большого тренерского пути.

Кину прощалось очень многое, фактически Кину прощались все его выходки. И объяснение тому очень простое: при всех своих недостатках Рой готов был умереть за «Манчестер Юнайтед» и не понимал, почему другие не хотят этого делать. Кин – весьма скандальная личность, но у него всегда была своя правда. И почти всегда им двигало то самое желание умереть за «Манчестер Юнайтед». Да, были моменты, когда он позволял себе поставить сведение личных счетов выше интересов клуба, но это все же эпизоды, которые объясняются его, киновской, правдой.

Рой Кин мог получить все: подготовленную команду, которую сэр Алекс, безусловно, оставил бы ему в самой лучшей ее форме; бесконечный запас знаний, которыми сэр Алекс щедро поделился бы со своим преемником; постоянные бесценные советы, которые сэр Алекс, вне всяких сомнений, давал бы своему преемнику, вводя его в сложный мир большого тренерства; крепкое плечо рядом и полную поддержку на первых этапах. Рой Кин растоптал это все в один момент. Когда Рой Кин осознал, что его вес в определенной части раздевалки больше, чем вес сэра Алекса, ему, конечно, следовало бы помалкивать и стать верным помощником своего наставника, не выпячивая свою значимость. Тогда, осенью 2005 года, решалось будущее мистера Роя Кина. Он мог поддержать менеджера и стать проводником его идей. Это был своего рода экзамен, который мистер Кин с треском провалил. Рой Кин решил затеять революцию. Кин скандалил с тренерами и публично критиковал партнеров. Разумеется, не всех партнеров. В раздевалке «Юнайтед» назревал раскол. В раздевалке «Юнайтед» назревал бунт, глупый и бессмысленный бунт. Несмотря на то что сэр Алекс по-хорошему амбициозен, он, конечно же, простил бы Рою Кину его высокий авторитет. Простил бы не как амбициозный человек, а как мудрый тренер. Ему нужно было, чтобы у Кина был вес. Но этот вес должен был быть только на стороне сэра Алекса, а не против него. Кин неправильно оценил свою значимость: он отчего-то решил, что знает лучше Ферги, как тренировать команду. Этого сэр Алекс простить уже не мог. Во второй автобиографии сэра в главе о Рое Кине белой нитью проходит мысль, что Кин стал значить слишком много. Даже в книге несколько раз Фергюсон повторяет фразу: «Он должен уйти». В реальности Ферги повторял ее, вероятно, намного чаще. И при этом он сомневался. Он советовался. Он искал возможности, как это все можно остановить. А пока он сомневался, Кин подливал масло в огонь. И все бы ничего, но он сам стоял в этом огне и наблюдал, как разгорается пламя. Возможно, причиной сомнений сэра Алекса было именно то, что рушился большой план, который ему хотелось каким-то образом спасти.

Так решилась судьба «Юнайтед». Рой Кин ушел внешне тихо и красиво и даже получил прощальный матч, но все понимали, что такой уход стал возможен только потому, что сэр Алекс никогда не имел привычки выносить сор из избы. И как-то ему-таки удалось заставить мистера Кина сдержаться. Хотя ничто не остановило мистера Кина позже от словесных нападок на Фергюсона. Это была уже обида от осознания того, какую потенциально великую карьеру он сломал собственными руками, совершив акт самосожжения назло врагам.

Тогда других вариантов у сэра Алекса не было. И когда он ушел, клуб был совершенно не готов к этому. Дэвид Мойес, Луи ван Гаал, Жозе Моуринью… Потерянные годы. Годы, в которые сэр Алекс, смею предположить, подумывал о продолжении своего великого дела, присматривался, как развиваются его бывшие игроки, прикидывал, планировал…

И он нашел нового преемника, с которым мог бы поделиться своим колоссальным опытом. Приход Оле Гуннара Сульшера был встречен с радостью и некоторым волнением одновременно. Радость вызывала и сама личность Оле – легенды «Олд Трэффорд», идола фанатов. Радость вызывал и тот факт, что тогда даже младенцы понимали: любой тренер лучше Моуринью, даже если это черт лысый. А тут никакой не черт лысый, а убийца все с тем же лицом ребенка. Причиной обеспокоенности было незнание, на что действительно способен Сульшер. Он уже неплохо зарекомендовал себя, но зарекомендовал себя на совсем другом уровне. Несмотря на все старания португальского тренера, «МЮ» все же еще оставался великим клубом, а после всего пережитого им с момента ухода сэра Алекса ответственность нового наставника утраивалась. Оле Гуннара объявили временным менеджером, тем самым дав ему полную свободу действий и в некотором роде смягчив давление на него. И у Оле получилось. Получилось так, как никто и не ожидал. Команда Сульшера чертовски похожа на лучшие образцы команд Фергюсона. Похожа не только по духу, но и по своему интеллекту. Да, это не тот уровень мастерства, но даже с таким составом это очень-очень близко. Близко по своей сути. Да и со временем оказалось, что не так уж плохи эти игроки – просто с ними неправильно обращались, не знали, как раскрыть их сильные стороны.

Есть основания полагать, что мистер Оле Гуннар Сульшер получил почти все, что мог получить мистер Рой Кин: бесконечный запас знаний, которыми сэр Алекс щедро делится со своим преемником; постоянные бесценные советы, которые сэр Алекс, вне всяких сомнений, дает своему преемнику, вводя его в сложный мир большого тренерства; крепкое плечо рядом и полную поддержку на первых этапах.

В ответном матче с «ПСЖ» рука Фергюсона чувствовалась очень сильно. Нет, это не значит, что Оле Гуннар Сульшер – несамостоятельная фигура. Просто ему хватает ума не артачиться, а прислушиваться к более мудрому менеджеру в тех ситуациях, когда ему самому не хватает опыта, хладнокровия и знаний, чтобы принять единственно правильное решение. Сульшеру хватает ума учиться и не выпячивать свою значимость. Он еще успеет показать себя во всей красе, сейчас его задача – перенять как можно больше у своего наставника. И пока норвежец весьма успешно с этим справляется.

Хотя успехи «МЮ» впечатляют, говорить о чем-то глобальном еще слишком рано. Но все же уверенность в том, что мы стоим на пороге новой великой эры «Юнайтед», крепнет с каждым днем. Эры, которую сэр Алекс планировать начать много раньше, но все же дождался этого часа. Дождался, наблюдая, как чужаки надругаются над его детищем. Дождался, глядя, как его клуб катится в пропасть. Дождался, пережив тяжелую операцию и жесточайший кризис. Дождался человека, который сделает все возможное и невозможное, чтобы не подвести своего тренера и достойно продолжить его дело.

Прощайте, мистер Рой Кин. Добро пожаловать, мистер Оле Гуннар Сульшер.