“Пашинг” (Австрия) – “Зенит” (Россия)
Пашинг. “Вальдштадион”. 22.45.
Судьи: ВИНК. Дросте, Симоне (все – Голландия).
Андрей АРШАВИН: “Нельзя повторить прошлогодние ошибки”
Наибольшего успеха в Кубке УЕФА зенитовцы сумели добиться осенью 1989 года, когда дошли до 1/16 финала. Правда, на этой стадии в соперники “Зениту” достался грозный немецкий “Штутгарт”, и результат для советской команды оказался плачевным – 0:1 в Ленинграде и 0:5 в Германии.
Сегодня “Зенит” в седьмой раз в своей истории примет старт в розыгрыше Кубка УЕФА. Как и год назад, первым соперником петербуржцев стал австрийский “Суперфунд”. Но помимо этого любопытного факта у сегодняшней игры будет еще одна примечательная особенность. Если вице-капитан “Зенита” Андрей Аршавин выйдет на поле арены “Вальдштадион” в Пашинге, он станет единоличным рекордсменом “Зенита” по числу матчей, проведенных в розыгрышах Кубка УЕФА. Пока же Аршавин, в активе которого 12 подобных встреч, делит первую строку в списке со звездами чемпионского состава “Зенита” образца 1984 года – голкипером Михаилом Бирюковым и защитником Владимиром Долгополовым. По 11 матчей у неподражаемого мастера штрафных прошлых лет Юрия Желудкова и сегодняшнего штатного пенальтиста “Зенита” Александра Спивака.
О том, что он может выйти в рекордсмены, Аршавин узнал накануне матча от корреспондента “СЭ”. И отреагировал на новость спокойно: – Этим цифрам не стоит предавать серьезное значение. Сейчас я могу оказаться обладателем подобного рекорда, а завтра, скажем, получу какое-нибудь повреждение, пропущу матч “Зенита”, и в рекордсменах окажется кто-то из моих партнеров. Хотя, конечно, очень хочется, чтобы мой 13-й матч в Кубке УЕФА не стал классической чертовой дюжиной, а завершился удачно и для команды, и для меня самого.
– Со дня первого очного знакомства с “Суперфундом” прошел ровно год. Не успели еще забыть подробности той печальной для “Зенита” игры в Пашинге?/b>
– Нет. Такое не забудешь. Слишком уж сильную оплеуху от австрийцев мы тогда получили.
– “Зенит” в прошлом году, видимо, недооценил соперника?
– В какой-то степени – может быть. Но главная наша ошибка заключалась в другом. Мы позволили “Суперфунду” играть в привычный для него футбол, действовать в простой, даже примитивной, но агрессивной и жесткой манере. Словом, проиграли борьбу по всем статьям. Надеюсь, мы учтем ошибки и вторично сыграем на “Валъдштадионе” совсем по-другому. И с иным результатом.
– Кстати, какой результат завтрашней игры устроил бы лично вас?
– Мы будем стремиться выиграть этот матч, хотя и отдаем себе отчет в том, что у соперника будет запредельная мотивация. Ведь “Суперфунд”, уступивший нам дорогу в прошлом году, наверняка мечтает о реванше. К тому же игроки разозлены серией неудачных встреч в австрийском чемпионате. И тем не менее я считаю, что “Зениту” вполне по силам обыграть “Суперфунд” и на его поле. Но если здесь будет зафиксирована результативная ничья, ее тоже можно будет считать совсем неплохим для нас результатом.
У БОРОВИЧКИ В “СУПЕРФУНДЕ” ОБНАРУЖИЛСЯ ЗЕМЛЯК
Бывший голкипер сборной Чехословакии, а ныне тренер “Зенита” Владимир Боровичка первые футбольные шаги делал в родном чешском городке Дечин. И вот, изучая этапы игровой карьеры футболистов “Суперфунда”, корреспондент “СЭ” обнаружил любопытный факт: чешский легионер австрийского клуба полузащитник Петр Воржишек родился в том же самом Дечине и начинал карьеру в одноименном любительском клубе.
– Конечно же, я знаю об этом, – засмеялся Боровичка, когда я поделился с ним открытием. – Более того, хотя лично с Петром не знаком, прекрасно знаю его отца – мы в Дечине несколько лет играли вместе в одной команде: я в воротах, а он в центре полузащиты. По стопам моего давнего партнера пошел и сын, он тоже полузащитник. Считаю Воржишека одним из самых потенциально опасных игроков обновленного “Суперфунда”. Конечно, не предполагал, что наши пути пересекутся подобным образом. Согласитесь, крохотный четырехтысячный Дечин вполне можно именовать “футбольным городом”.
ПЕТРЖЕЛА ПОПАЛ “С КОРАБЛЯ НА БАЛ”
Сразу после того, как вчера около часа дня по московскому времени самолет “Зенита” приземлился в небольшом аэропорту Линца, главного тренера питерцев Властимила Петржелу ожидал не слишком приятный сюрприз: по неизвестным причинам принимающая сторона перенесла начало традиционной предматчевой пресс-конференции с вечера на утро. Так что в тот момент, когда зенитовская делегация еще ждала багажа в аэропорту, главный тренер “Суперфунда” Георг Цельхофер уже предстал перед журналистами. Соответственно и его чешскому коллеге вместо того, чтобы спокойно размещаться в номере гостиницы “Марриот”, пришлось садиться в машину и мчаться на встречу с прессой.
По содержанию пресс-конференция вышла откровенно “протокольной”: тренеры обменялись дежурными комплиментами в адрес соперников и дружно выразили надежду, что предстоящий поединок окажется интересным и боевым. Оживление в зале вызвал разве что ответ Петржелы на вопрос, какой счет в матче “Суперфунд” – “Зенит” его бы устроил. “Гораздо лучший, чем прошлогодние 1:3 на этом стадионе”, – улыбнулся чех. Никаких тактических секретов, не говоря уже о стартовых составах, сегодняшние оппоненты друг другу раскрывать, конечно, не стали…
Состав “Зенита”: Чонтофальски, Флахбарт, Хаген, Шкртел, Мареш, Анюков, Радимов, Спивак, Аршавин, Пошкус, Кержаков.
Александр КУЗЬМИН
Вчера на вопросы корреспондента “СЭ” ответил главный тренер “Суперфунда”.
Георг ЦЕЛЬХОФЕР: “У нас в городе даже победу отпраздновать негде”
– Когда мы, журналисты “СЭ”, узнали, что “Зениту”, как и год назад, предстоит играть с “Суперфундом” из Пашинга, то, признаться, рассмеялись. А какой, интересно узнать, была ваша реакция на жеребьевку?
– Конечно, и для нас это стало сюрпризом. А еще говорят, что снаряд в одну воронку дважды не попадает… Однако в отличие от вас нам было не до смеха. Хотя, поразмыслив, поняли, что все не так плохо, как показалось на первый взгляд. Ведь и остальные соперники были не подарок, а кое-куда вообще не хотелось ехать. Рассуждая таким образом, пришли к заключению: ничего страшного, съездим еще раз в красавец Санкт-Петербург. А если получится взять реванш за прошлогоднюю неудачу – будет совсем хорошо.
– Злые языки утверждают, что как раз после той неудачи у вас резко испортились отношения с президентом клуба, прежде безоблачные, и ныне ваши позиции не так прочны, как прежде.
– По большому счету это не так. Отношения у нас по-прежнему хорошие. Доказательство – тот факт, что я все еще здесь. Кроме того, я, как и президент, слишком многое сделал для этого, по сути, деревенского клуба (мы его вывели в высшую лигу из третьего дивизиона), чтобы от меня хотели избавиться. Я ему всегда говорил: то, чего мы достигли за несколько лет, другие не могут сделать и за столетие. Наш президент из тех, кто держит слово. И мы всегда откровенны друг с другом. Проблема на самом деле в другом: от нас ушли очень хорошие футболисты, а достойной замены мы им так и не нашли. Речь прежде всего о Кирхлере, а также о Майрлебе. Впрочем, заменить последнего мы вроде бы сумели, но Гилевич, пришедший к нам из “Аустрии”, выбыл из-за травмы. Словом, в атакующей линии положение у нас – не позавидуешь.
– В конце прошлого сезона, когда начался кризис, вы предчувствовали, какое испытание вас ждет?
– Я прекрасно видел, что девять игроков уже мыслями находятся в других, более богатых командах, поэтому радужных надежд не питал. Мы слишком маленький клуб и, увы, не можем удерживать у себя лучшие кадры. Сейчас вот, чтобы как-то залатать дыры, берем обратно тех, кто от нас ушел и никому оказался не нужен. Таков, например, Караман. У него два года не было практики, и сейчас он травмирован, поэтому помочь нам против “Зенита” не сможет. Тем не менее мы его приютили. Другой пример – Висио. Он тоже ушел, а теперь вернулся с травмой. И опять же мы открыли для беглеца двери. Впрочем, он уже успел восстановиться, и мы постепенно внедряем его в команду. Так что Висио, думаю, вы сможете увидеть в деле. Но в целом ситуация аховая. Многие игроки легли на операционный стол, и их нам еще долго не дождаться.
– Почти 10 лет вы безвылазно находитесь в Пашинге. Не слишком ли засиделись на одном месте? Не скучно в деревне?
– Меня недавно звала к себе столичная “Аустрия”, но как раз в этот момент там начались серьезные разногласия в руководстве, поэтому решил остаться на прежнем месте.
– Значит, врут австрийские газеты, когда пишут, что если в прошлом сезоне Цельхофер был вне критики, то теперь поражения “Зениту” руководство ему не простит?
– Никакого давления я не испытываю. И как раз в этом вижу наше преимущество. Мы будем играть в свое удовольствие: всем прекрасно известно, что под моим началом собраны, можно сказать, юнцы, с которых спрос невелик. Без сомнения, прошлогодний “Суперфунд” и нынешний – небо и земля. Надо иметь много терпения, чтобы снова столь сырой материал превратить в конфетку. Увы, с каждым годом делать это все сложнее. У ряда австрийских команд появились астрономические, по нашим “деревенским” меркам, деньги, мы же вынуждены, как и прежде, оперировать скромными суммами. Знаете, наш городок называют вторым Монте-Карло, так как здесь удалось сотворить экономическое чудо. Но больно он уж мал, чтобы тягаться с гигантами. Мы иногда смеемся над собственными проблемами. Если вдруг, говорим, выиграем чемпионат или одолеем “Зенит” и выйдем в следующий раунд, то и отпраздновать это радостное событие по большому счету будет негде. Придется, наверное, арендовать центральную площадь в близлежащем большом городе.
– В вашей биографии есть период в шесть месяцев, когда вы нигде не работали. Что тогда произошло?
– Это случилось пару лет назад. Я повредил ногу во время тренировок – дурачился вместе с игроками, – а потом колено раздуло. Перенес несколько операций, поэтому на время потерял работу в “Суперфунде”. А поправившись, не хотел туда возвращаться, так как тренер, который работал с командой, со своими обязанностями справлялся. Но президент меня все-таки уговорил.
– Что в прошлом году помешало вам пройти “Зенит”?
– Ошибок с моей стороны не было. Мы могли победить дома и с более крупным счетом – например, 8:0. Таким слабым я “Зенит” никогда не видел. Правда, и таким везучим вряд ли можно быть дважды. А потом еще этот обидный автогол…
– Не за него ли вы вскоре отчислили из команды его автора Толуная?
– Нет, просто у него стала хромать дисциплина, с ним стало тяжело разговаривать, вот и пришлось прибегнуть к крайним мерам. Однако что любопытно, теперь этот футболист сам строго спрашивает со своих подопечных: он стал тренером молодежной сборной Турции.
– Что рассказал ваш наблюдатель, побывавший на последнем матче “Зенита”?
– Команда кое в чем изменилась, например в обороне. Но, главное, вернулся Радимов, который в прошлый раз в Пашинге не играл по причине дисквалификации. Предвижу, что его возвращение нам сильно навредит, ведь он умеет хорошо раздавать пасы. А еще мне очень понравился Чонтофальски. Он Вратарь с большой буквы.
– А что можете сказать о своем голкипере?
– Шикльгруберу опыта не занимать. Да и вообще, он у нас большой универсал. Одно время его из-за кадровых проблем даже в заявку включали не только в качестве вратаря, но и как полевого игрока. Впрочем, это было не в моем клубе. Я же, даже с моим скудным резервом, так сильно эксплуатировать Шикльгрубера не буду.
Борис ТОСУНЯН
Источник: “Спорт-Экспресс”