Блог Ольги Денисюк. «Карпаты» – «Рух». Львовские интриги


Футбольный мир Украины потрясла скандальная новость: «Карпаты» платят 500 000 гривен (менее 20 000 долларов) каждому, кто обыграет «Рух». Причем, как мы все узнали из сенсационной записи, это – ого! какие деньжищи! Ребята столько и не заработают. За сезон. Вся команда. Да, именно так. Предположим, что эти 500 000 разделят между всеми участниками матча, минуя руководство. Допустим, их будет 14. Ладно, добавим тренера. Без помощников. Получается по 33 333 гривен каждому. Ого! Футболисту никак не заработать столько за год. Это 2777 гривен в месяц. И пока футбольная общественность бурлила обсуждениями этой сногсшибательной новости, совладелец «Карпат» Олег Смалийчук заявил, что поднимает гонорар до 600 000 гривен.

По большому счету, ничего такого в стимулировании команд нет. Практика финансового мотивирования третьей стороной не нова. И хоть считается неспортивной, массово применяется по всему миру. Не вижу в ней ничего плохого, к слову. Но мы как-то привыкли к тому, что к этой мере прибегают в качестве дополнительного средства в борьбе с прямым конкурентом. Чего о «Карпатах» и «Рухе» никак не скажешь. «Рух» ведет борьбу за выход в УПЛ и имеет все шансы выйти с первого места. «Карпаты» ведут борьбу за выживание и имеют все шансы быть исключенными из чемпионата за неявку на два матча. Причем шансы «Карпат» существенно выше шансов «Руха», поскольку «Руху» еще играть и играть, а «Карпаты» просто ждут официального решения. Клуб, имеющий долг, по оценкам, пять миллионов долларов, мотивирует соперников клуба, который готов был профинансировать выезд «Карпат» в Мариуполь. Ради чего? Ради того, чтобы не позволить «Руху» играть в УПЛ, потому что «встретиться с Винниками в первой лиге бесценно». Звучит романтичная музыка, все вокруг плачут.

Игру с мотивированием соперников «Руха» ведет человек, который в мае этого года распекал УПЛ и ее руководителей, заявив: «Моя позиция простая: время политических договорняков и схематозов должно отойти в прошлое. Футбол в нашей стране должен стать как религия, а не игрушка в руках олигархов». Но эти слова говорил кандидат на пост президента УПЛ, а не совладелец львовских «Карпат», коим он стал в конце того же месяца. Став совладельцем клуба, Олег Смалийчук забыл о футболе как о религии и ведет свою политическую игру. Есть мнение, что отказ от поездки в Мариуполь (а цена вопроса – 1,5 миллиона гривен, или три победы над «Рухом» по старым тарифам) – способ шантажа второго совладельца клуба. Игорь Коломойский отрицает свою причастность к «Карпатам», не подтверждают ее и документы, однако в спортивных кругах львовский клуб принято связывать именно с этим олигархом, а не с «красивой девушкой Катей Парпи». Олег Смалийчук хочет добиться от второго совладельца либо финансирования, либо продажи 50 % клуба. И мне кажется, что его интересует именно продажа.

Ростислав Ящишин звонит Михаилу Кополовцу и делает предложение, от которого нельзя отказаться. Михаил Кополовец не скрывает своей дружбы с президентом «Руха» Григорием Козловским. Мы, конечно, помним, что «дружа дружбой, а табачок врозь», но согласитесь, что шансы на то, что этот разговор не станет достоянием общественности, были малы. Сам Кополовец говорит о том, что это провокация. Согласитесь, снятие команды с турнира и серьезный скандал не самый удачный ход в переговорах по финансированию. А вот в качестве незамысловатого предложения продать вторую половину клуба такие действия более чем объяснимы. Многие сходятся во мнении, что с новым владельцем (учитывая испанские связи Смалийчука и наличие агентской компании) «Карпаты» должны стать площадкой для бизнеса продажи футболистов. Могу допустить, что в такой ситуации единоличное владение клубом было бы предпочтительнее.

Почему «Рух»? Отношения между клубами сложные и запутанные. В январе 2020 года Ростислав Ящишин обвинил Козловского в том, что тот повлиял на решение Львовского горсовета отказать ФК «Карпаты» в аренде земли. Надо сказать, что история с землей давняя, заслуживает отдельного рассмотрения, была причиной шантажа и стала поводом конфликта ФК «Карпаты» со всем миром. Козловский заявил, что у него было много вопросов по земельному участку, на которые он хотел получить вопросы. И надо сказать, что озвученные им вопросы вполне логичны. Руководство «Карпат», которое земельным участком заинтересовано больше, чем собственными игроками и судьбой команды, не раз делая из нее разменную карту, расценило такую позицию как желание насолить «Карпатам». При этом сам Козловский неоднократно говорил, что является поклонником «Карпат» и публично предлагал клубу свою помощь.

Интересно в этой истории еще и то, что и Козловский, и Смалийчук связаны с Мироном Маркевичем, и я не исключаю, что корни львовских интриг гораздо глубже и запутаннее, чем кажется.