Футбол знает немало противоречивых личностей, обожающих эпатировать публику, совершающих не самые достойные поступки, окрашивающие свои характеры темными красками, но, пожалуй, в футболе никогда не было более противоречивой личности, чем Диего Марадона. Практически все – и сторонники, и хейтеры – единогласны в своем признании гениальности аргентинца, только для одних сопутствующие моменты личности Марадоны не носят негативного значения, а для других поведение футболиста перечеркивает его футбольные достижения.
Можно по-разному относиться к скандальным выходкам игрока, злоупотреблению наркотиками и постоянному эпатажу, но невозможно не признать, что Марадона был искренен в своем поведении. Выражаясь современным языком, он не просто стремился ловить хайп, он так жил, стремительно приближая конец этой жизни, не желая задерживаться в ней, но при этом обладая сумасшедшей жаждой жизни. На самом деле люди нрава Марадоны выгорают очень быстро, не вписываясь в рамки размеренного уклада. Точка старения, слабость – это не про них и не для них.
Рука Бога
Самый громкий скандал с участием Диего Марадоны, который впоследствии прозвали самым грандиозным мошенничеством в истории чемпионатов мира, произошел в четвертьфинале ЧМ–1986, где Аргентина соперничала с Англией. Во втором тайме при счете 0:0 “”альбиселесте” вели неспешную позиционную атаку, когда Марадона вдруг ускорился в центре поля и двинулся вперед. Перед полукружием штрафной Диего отпасовал направо на Хорхе Вальдано, а сам рванул в штрафную. В борьбе с Вальдано Стив Ходж неудачно запустил мяч свечой над штрафной, Питер Шилтон вышел из ворот и готовился выбить мяч, но Марадона опередил вратаря и отправил мяч в ворота. В этом эпизоде было бы идеально все, если бы не тот факт, что дон Диего отправил мяч в сетку левой рукой. По какой-то невероятной случайности, ни главный арбитр встречи тунисец Али Бин-Нассер, ни лайнсмен болгарин Богдан Дочев не заметили очевидного нарушения, и гол был засчитан. Оба судьи дорого заплатили за свою невнимательность: Бин-Нассер был отстранен от международного судейства, Дочев самоустранился.
Эта история не утихала десятилетиями. Ее постоянно смаковали в прессе, ее вспоминали участники матча, ее комментировали другие игроки. Конечно, не забывал ее и сам Марадона. Ни тени раскаяния, ни грамма сожалений. Незадолго до смерти аргентинец сделал уже никого не шокирующее, но все так же эпатажное заявление: “Я мечтаю забить Англии еще раз, только уже правой рукой”.
Собственно, именно реакция аргентинца, а не само событие и стала определяющей. В этот момент зародилась великая ненависть, разделившая футбольный мир на две части: тех, кто боготворил, несмотря ни на что, и тех, кто ненавидел, несмотря ни на что. Вторые в своем большинстве не отрицали гениальности великого футболиста. Так, спустя годы бывший защитник сборной Англии Терри Феник, принимавший участие в том поединке, подметил: “В течение многих лет я был озлоблен на него из-за первого гола в том матче. Но это не отменяет того факта, что он был удивительным талантом”.
По иронии судьбы, всего через три минуты Марадона забил еще один гол, который всколыхнул футбольный мир куда больше и, как и первый мяч, навсегда вошел в историю. Только на этот раз забивали только и исключительно ноги Марадоны. Аргентинец начал сумасшедший проход на своей половине поля, по пути, как слаломные флажки, обошел Питера Рида, Терри Бутчер, Терри Феника, Гэри Стивенса, перехитрил уже упавшего кипера и отправил мяч в ворота. Не успела половина футбольного мира начать ненавидеть злого гения, как уже рукоплескала его очередному шедевру.
Если задуматься, в этих трех минутах одного матча отображена вся суть Диего Марадоны: с одинаковой легкостью он творил гениальные вещи и устраивал непостижимые выходки.
Пагубные привычки
Справедливости ради, говоря о Марадоне, нельзя умолчать о духе времени. Дон Диего был далеко не единственным, кто поддался искушению. По результатам расследования прокуратуры Италии, в составе “Наполи” кокаин употребляли 12 игроков. И подтасовывал результаты допинг-тестов не один Марадона. Правда, другие футболисты интересовали публику значительно меньше, чем главная звезда Неаполя, потому пагубные привычки Диего обсуждались с особым смаком. И, как и в случае с забитым рукой голом, Марадона собственноручно подливал масло в огонь.
Молва связывала известного футболиста с каморрой (неаполитанской мафией), обвиняя игрока не только в употреблении, но и в распространении запрещенных препаратов. (Вообще сама по себе история каморры и ее влияние на итальянский футбол в целом и “Наполи” в частности весьма увлекательна и заслуживает отдельного рассказа.)
Многие болельщики полагали, что феноменальность Марадоны на поле обеспечивает именно белый порошок, хотя сам Диего признавался, что пагубная привычка не позволила ему максимально раскрыться и показать все, на что он действительно способен.
Великий мастер
Путь на вершину
Диего Армандо Марадона родился 30 октября 1960 года в Ланосе (провинция Буэнос-Айреса) в семье рабочего и домохозяйки, в которой уже было четыре девочки. Как и большинство аргентинских мальчишек, Диего в раннем возрасте начал гонять мяч по пыльным улицам родного квартала. Когда Диего было девять лет, судьба в лице его друга познакомила юного футболиста со скаутом “Аргентинос Хуниорс” и по совместительству тренером команды U14 Франсиско Корнехо. Марадона произвел неизгладимое впечатление на наставника и получил приглашение присутствовать на тренировках первой команды, а со временем вошел в состав молодежной команды “Аргентинос Хуниорс”. В главной команде юный Диего дебютировал, когда ему не было еще и 16 лет.
В 1978 году случился первый поистине громкий эпизод с участием Марадоны, который, по мнению многих экспертов, оказал решающее влияние на формирование характера футболиста. Чемпионат мира в этом году проходил в Аргентине, и местная публика возлагала огромные надежды на домашний мундиаль. С не меньшим волнением ждал турнир и начинающий футболист Диего Марадона, который имел отличный шанс выиграть мировое первенство в возрасте 17 лет, как и его вечный заочный оппонент Пеле. Однако менее чем за две недели до начала чемпионата, главный тренер сборной Аргентины Луис Сесар Менотти исключил Марадону из первой команды страны.
После чемпионата мира 1982 года, где и Аргентина, и Марадона выступили не слишком удачно, спортсмен переехал в Европу: “Барселона” заплатила рекордные для того времени 8 млн долларов. Сам футболист получил хорошие отступные и достойную зарплату. Так начался взлет аргентинской звезды. В “Барселоне” Марадона быстро освоился и практически сразу завоевал сердца каталонских болельщиков. Во втором сезоне за “блауграну” аргентинец получил тяжелейшую травму: в матче с “Атлетиком” защитник басков Андони Гойкоэчеа сломал Марадоне лодыжку. После возвращения аргентинец был не так стабилен, в результате чего его отношения с фанатами, не прощающими своим кумирам слабости, несколько испортились. Кроме того, разгульная жизнь Марадоны доставляла ему множество проблем и стала причиной конфликтов с президентом “сине-гранатовых” Хосепом Нуньесом. И тогда аргентинец принял судьбоносное решение о смене клуба и перешел в “Наполи“.
Потом был тот самый чемпионат мира в Мексике, те самые голы и то самое чемпионство, заслугу в котором едва ли не единодушно приписывают Марадоне, который позднее стал обладателем Золотого мяча.
После чемпионата мира начался чемпионский сезон “Наполи“. Аргентинскую звезду хотел переманить “Милан“, но Диего остался в Неаполе. Триумфальный сезон вышел неоднозначным как для клуба, так и для самого Марадоны. Небольшой спад в игре аргентинца и кратковременная “сухая” серия проложили трещину между звездой Неаполя и некоторой частью болельщиков, которые не стеснялись освистывать идола. При этом для большинства фанатов Диего оставался футбольным богом. В следующем сезоне “Наполи” уступил первенство “Милану”, хотя уверенно лидировал на протяжении почти всего сезона. Историки полагают, что результаты чемпионата обеспечила каморра, члены которой не могли допустить победы “Наполи“, поскольку контролировали нелегальные ставки: триумф неаполитанского клуба принес бы многомиллионные убытки.
В сезоне-1988/1989 “Наполи” снова стал вторым (на этот раз обошлось без предположений и домыслов о причинах такого результата), но добился единственного в своей истории значимого европейского успеха, выиграв Кубок УЕФА, расправившись среди прочих с “Ювентусом” (0:2; 3:0) и “Баварией” (2:0; 2:2) и обыграв в финале “Штутгарт” с общим счетом 5:4 (2:1; 3:3). Если в этом сезоне Марадона показывал игру ниже своих возможностей, то уже в следующем именно благодаря ему клуб выиграл еще одно чемпионство.
Чемпионат мира 1990 года Марадона, страдающий от последствий травм, провел не слишком ярко, хотя именно он в матче с Бразилией выдал голевую передачу на Клаудио Каниджу, забившего единственный мяч, а Аргентина дошла до финала, где неоднозначно уступила ФРГ (0:1) благодаря спорному пенальти в конце матча (позднее участник того матча Лотар Матеус заявил, что судья принял ошибочное решение). Аргентинец и здесь встрял в скандальную историю, отказавшись пожать руку на церемонии награждения Жоао Авеланжу, тогдашнему президенту ФИФА, обвинив того в том, что результат финального матча был заранее запланирован и ошибка судьи неслучайна.
Несмотря на то что Марадона по-прежнему показывал высокий уровень, последствия внефутбольной жизни сказывались на состоянии игрока. Он словно несся в пропасть и дошел до точки падения в марте 1991 года, когда впервые официально попался на употреблении кокаина при сдаче допинг-теста. Игрок был дисквалифицирован на 15 месяцев. Диего утверждал, что результаты сфальсифицированы, а сам он всегда следил за тем, чтобы до матчей все следы запрещенных препаратов выводились из организма. Это заявление несколько противоречит рассказам самого Диего и президента “Наполи” о том, как ловко подтасовывались результаты допинг-тестов и подменялись сдаваемые образцы. Без футбола Марадона продолжал вести развеселую жизнь, был арестован в Аргентине и заочно осужден в Италии за хранение наркотиков, а также отправлен на принудительное лечение от наркозависимости.
В сентябре 1993 года Диего пригласили в сборную, которая не слишком успешно проводила отборочный турнир чемпионата мира 1994 года и которой аргентинский идол помог квалифицироваться в финальный турнир. На мундиале обрюзгший, но все еще техничный Марадона провел всего два матча, после чего допинг-тест показал целый набор запрещенных препаратов, содержащихся в организме аргентинца. Конечно же, игрок ничего не принимал, а обнаруженный букет содержался исключительно в лекарственных препаратах, которые использовал спортсмен.
По окончании карьеры игрока Диего пробовал себя в роли тренера. Самым заметным тренерским шагом стало появление Марадоны у руля главной команды страны. Под его управлением сборная Аргентины пробилась на чемпионат мира 2010 года и дошла до четвертьфинала, где проиграла Германии (0:4). Результаты не то чтобы выдающиеся, но и не провальные, но то, что отставки наставника требовали его подопечные, подтверждает, что и в этом случае построить здоровые отношения в коллективе у Марадоны не получилось. Тренерская карьера аргентинца сопровождалась скандалами разной степени громкости и разного рода неудачами.
Клубная карьера
1976–1981 | “Архентинос Хуниорс“ |
1981–1982 | “Бока Хуниорс“ |
1982–1984 | “Барселона“ |
1984–1991 | “Наполи“ |
1992–1993 | “Севилья“ |
1993 | “Ньюэллс Олд Бойз“ |
1995–1997 | “Бока Хуниорс“ |
1977–1994 | Национальная сборная |
Тренерская карьера
1994 | “Текстиль Мандию” |
1995 | “Расинг” (Авельянеда) |
2008–2010 | Аргентина |
2011–2012 | “Аль-Васл” |
2017–2018 | “Аль-Фуджайра” |
2018–2019 | “Дорадос” |
2019–2020 | “Химнасия и Эсгрима” (Ла-Плата) |
Вечный покой
Диего Марадона умер 25 ноября 2020 года в своем доме, где аргентинец восстанавливался после недавно перенесенной операции на головном мозге, от сердечной недостаточности, которая привела к отеку легких.
Хотя о проблемах Диего со здоровьем было известно давно и его жизнь уже оказывалась на волоске, новость о кончине легендарного аргентинца шокировала мир. Слишком высокий темп жизни взял Диего на старте. Всего 60… Уже 60…
И снова футбольный мир объединился, на этот раз в своей скорби. Стерлись обиды, стерлась ненависть. Питер Шилтон, упомянув давнюю историю с голом рукой и рассказав о непростых отношениях с Марадоной, отметил: “Он был действительно великим игроком – на уровне Пеле. Он был особенным талантом, и трудно поверить, что он ушел из жизни всего в 60 лет”. Тысячи соболезнований в социальных сетях и на страницах газет, трогательная церемония прощания в Неаполе, тысячи болельщиков в президентском дворце в Аргентине, где был выставлен гроб с телом Марадоны, которых не остановила никакая пандемия, – мир слишком сильно любил его и слишком сильно ненавидел, чтобы не заметить его уход.
Даже после смерти Марадона умудрился оказаться в эпицентре скандала, хотя, конечно, в этой ситуации от него уже ничего не зависело. Работники похоронного бюро не придумали ничего лучше, как фотографироваться на фоне усопшего.
Диего словно притягивал к себе различного рода неприятности и скандалы. Таким он был – эпатировал публику, поражал мир, попадал в какие-то истории. Искренним во всех своих проявлениях. Противоречивым. Нелепым, смешным, но всегда довольным собой. Искренне любимым и искренне ненавидимым. Легендарным. Нашедшим успокоение в руках Бога.
Источник: ПРО ФУТБОЛ