Все жизни важны или Как даже футбольный мир тонет в толерантности

Вторник, 22:00 по киевскому циферблату. Звучит стартовый свисток в 6-ти решающих матчах группового этапа Лиги чемпионов. Большинство украинских болельщиков наблюдают за противостоянием “Динамо” и “Ференцвароша”, параллельно листая ленты социальных сетей в смартфоне (потому что следить за таким “динамичным” развитием событий на НСК “Олимпийский” было не слишком весело, будем честны). И вот спустя 15 минут все местные средства массовой информации взрываются громкими заголовками о возможном проявлении расизма в матче Лиги чемпионов между ПСЖ и турецким “Истанбулом”. Часть аудитории это читает, и тут же делает для себя выводы. Мы же взглянем на этот инцидент более детально

Прежде, чем начать основную часть данной статьи, сразу хотелось бы внести небольшую ремарку. В глобальном масштабе мир и все, что в нем происходит – это скопление проблем разных категорий. К сожалению, большинство из них напрямую относится непосредственно к человечеству. Хотя, правильнее будет сказать, что эти проблемы влияют на множество отдельно взятых персональностей. Не последнее место в этой истории занимает распределение по расовой принадлежности. Более конкретно – проявление расизма, которое зачастую ломает жизни и психологическое состояние людей. Расизм – это безусловно плохо. И “плохо” – это еще одно из самых цензурных слов, которое можно подобрать, характеризуя этот термин. Но, в последнее время создается ощущение, что мы выбрали какой-то неправильный путь. А что на самом деле из себя представляет расизм? Или другие формы, которые свидетельствуют о неравноценности отдельно взятых людей, как например ксенофобия, гомофобия? Кажется, грань потеряна. Выходит, что теперь наказание можно получить всего лишь за слово, использованное в речи, а на контекст никто и не посмотрит. Футбол – одна из самых популярных сфер развлечений, к которой приковано огромное внимание, и вокруг которой “крутятся” большие деньги. Поэтому и не странно, что напрямую связанные с футболом события вызывают огромный ажиотаж среди всех верст населения.

Сам эпизод Вы наверняка уже видели. В двух словах: Кимпембе грубо сфолил на футболисте “Истанбула” в центре поля, из-за чего турецкая скамейка запасных начала выплескивать эмоции в технической зоне. Как итог, резервный арбитр Колческу, который позже и станет главный действующим лицом, подзывает главного рефери Хацегана. Пока нет официального заявление УЕФА по этому поводу, и пока не слиты все записи с микрофонов арбитров, сложно сказать, что пытался донести Колческу главному судье. Но, скорее всего, он советовал удалить ассистента тренера “Истанбула” Пьера Вебо, бывшего игрока сборной Камеруна. В диалоге в Хацеганом горе-герой использовал слово “нeгpо”, которое уже услышали все, а главное футболист турецкой команды Демба Ба. После, разгорелся конфликт, который продлился 10 минут. А результатом этих “переговоров” станет отказ “Истанбула” продолжать поединок. Теперь же попытаюсь объяснить, почему эта ситуация абсурдная.

Подзывая Хацегана, Колческу использовал слово из румынского словаря, которое обозначает черный цвет – negrul. Сделано это было для того, чтобы конкретно указать на виновника. Во время разбирательств резервный судья в диалоге с Ба попытался донести ему это, взамен услышав такой контраргумент: “Ты никогда не говоришь “белый парень”, почему ты сказал “этот черный парень” в той ситуации?”. Тут бывший игрок “Челси” в корне не прав. Давайте поставим себя на место Колческу. Лига чемпионов, эмоциональный эпизод, динамика, немедленно нужно помочь главному рефери Хацегану. На скамейке для запасных все сидят в одинаковой черно-оранжевой экипировке, и надо указать на конкретного человека. Цвет кожи – отличительная черта Пьерра Вебо в том моменте. Если бы в той компании стояло четверо афроамериканцев и один представителей европеоидной расы – прозвучала бы фраза “этот белый парень”. Когда нужно быстро выделить кого-то из общего ряда, мы используем: “этот рыжий”, “этот низкий”, “этот с цветными волосами”, и это не является чем-то оскорбительным. В Африке и странах Азии в похожем эпизоде тоже скажут “этот белый”.

Впрочем, все вышесказанное можно забыть. Благодаря нескольким факторам, это не имеет значение. Вопрос в другом. Почему все тут же набросились на Колческу, не разобравшись в ситуации? Прибежали влиятельные звезды Мбаппе и Неймар, которые начали что-то доказывать главному судье, хотя они не были свидетелями инцидента. Главный тренер “Истанбула” Окан Бурук дважды позволил себе напрямую высказаться в адрес Колческу: “You are racist”. Как иронично, что спустя день всплыла информация о том, что Пьер Вебо со второй минуты матча неоднократно называл судейскую бригаду “цыганами”. Что еще больше забавно, зайдя в английско-румынский онлайн словарь, удалось найти, что “negrul” – это также “темнокожий”. Но впредь, это обозначение цвета. Колческу пытался объясниться, но его никто не хотел слышать. И УЕФА, конечно, с вероятностью на 90% дисквалифицирует румына. У них попросту нет другого выхода, ибо на организацию накинутся борцы за равноправие, которые, судя по последним событиям, ставят себя выше остальных.

Немного альтернативных выводов, которые могут звучат слишком громко, но именно так сейчас выглядит происходящее в мире:

1. Не превращается ли толерантность в своего рода репрессивный режим по отношению к другим идеологиям и нациям? Почему в связи с раздутой проблемой расизма любое употребление слова, созвучного со всеми известным “запрещенным”, может стать причиной конфликта и серьезных разбирательств?

2. Почему, если мы говорим о расизме, то роль играет только использованное человеком слово? Почему в большинстве случаев игнорируется контекст? Ведь Колческу явно не имел в виду ничего плохого и оскорбительного. Имеет ли УЕФА право наказывать Колческу? Ведь он не нарушил ни одно из правил. Нигде не прописано, что нельзя использовать слово “черный”. Даже всемирная акция BlackLivesMatter переводится как “жизни черных имеют значение”.

3. По сути, случившееся в матче – цирк. Цирк, из-за которого может пострадать человек. Карьера Колческу может закончиться именно на такой ноте. К слову, как сообщают местные СМИ, румынский арбитр уже однажды пытался покончить с собой. Он потерял отца в момент, когда сам судил матч, год назад умерла мать, в этом году он развелся, а маленькую дочку забрала жена. И вот после “выходки” Демба Ба, который высосал из пальца конфликт и не собирался выслушивать аргументы противоположной стороны – страшно за то, что может случится с Колческу. В этом есть и вина УЕФА, потому что организация прогибается под часть общественности. Колческу выделял человека по черному цвету и не проявлял расизма, о чем сам заявил в интервью. Расизм не проявляется в использовании какого-то слова. Расизм проявляется в контексте, смысле и манере подачи той или иной фразы.

Так может все-таки не BlackLivesMatter, а AllLivesMatter? Раз Колческу заслуживает наказания, то ровно так же нужно наказывать Бурука, которой без каких-либо доказательств обвинял человека в расизма, которого НЕ было. Более того, Бурук сорвал матч, убрав команду с поля. Ровно таким же счетом Колческу мог обидеться на представителей “Истанбула”, ведь они не захотели разбираться в особенностях румынского языка. Или испанского, как в случае с Кавани. Как сказал журналист Дмитрий Егоров – “ФИФА и УЕФА сегодня – это о притеснении неугодных, а не о реальной борьбе с гомофобией и расизмом”. Давайте в таком случае дисквалифицировать во всех соревнованиях команды Черногории (Montenegro), Нигера и Нигерии. Все могло закончится прямо там, в технической зоне. Но этого не хотели сами обиженные несуществующей агрессией лица. Мир тонет в толерантности. То, что происходит сейчас – это не равноправие, и случившийся инцидент является ярким тому подтверждением. Использовать слово “черный” – это не быть предвзятым. Быть предвзятым – это отказываться смотреть на ситуацию со всех углов.

Отдельно стоит отметить и СМИ, которые в погоне за рейтингами вообще не “парятся” по поводу правдивости поданного ими материала. Да, все нужно делать мгновенно, чтобы новости и инфоповоды оставались актуальными. Но, утрированные заголовки – не самый лучший способ в нашей деятельности. Многие, кстати, сначала писали, что конфликт возник между арбитром и Демба Ба, а не Пьером Вебо.

Главный посыл, повторюсь, в том, что в первую очередь нужно обращать внимание на контекст. Учитывать нужно еще и то, что Колческу не сказал непозволительные выражения, а просто “черный”.

Напоследок хотелось бы подчеркнуть, что все вышенаписанное никак не отвергает того факта, что расизму нет места как и в футболе, так и во всем мире. Однако одно дело бросать бананы с трибун и проводить “акции в поддержку вымирающего вида сов”, а другое дело выделять человека из толпы по отличительной черте.

Источник: ПРО ФУТБОЛ