Сегодня ночью Украина не спала. Не спала так, как не спят крайне редко. Не спала, пытаясь скинуть с себя радостное возбуждение гола на последних минутах, нервное потрясение прокручивания в уме, как ни парадоксально, спорного стыка Даниэльсона и Беседина, волнения постоянно всплывающих в памяти тех или иных эпизодов. Вот Ярмоленко делает блестящую передачу, а Зинченко невероятным ударом открывает счет. Вот никем не прикрытый Форсберг забивает практически с линии ворот. Вот Сидорчук попадает в стойку. Вот Форсберг пробует на прочность штангу и перекладину. Вот Зинченко делает самую важную передачу в штрафную, а Довбик неожиданно для всех головой в падении отправляет мяч в сетку. Сегодня ночью Украина не спала.
Больше всего переживаний вызвала, конечно, травма Артема Беседина. Он не провел на поле и 10 минут. Смело пошел на мяч и получил сильный удар от Маркуса Даниэльсона в область колена. Футбольный мир разделился на два лагеря: за красную защитника и против нее. Для начала стоит все же оговориться, что, по большому счету, удаление не оказало ключевого влияния на ход игры. Лишившись одного игрока, Швеция не поплыла, не оставляла дыр, хотя, разумеется, для перекрытия всех зон теперь ей требовалось больше усилий. Следующее, что стоит сказать: драматично-красивые фразы вроде «зверский фол», «чудовищное нарушение», «умышленно убрал нашего игрока» лучше оставить любителям драмы и кликабельных заголовков. Абсолютно никакой умышленности в действиях Даниэльсона не было и близко. Почему же такая очевидная для нас красная карточка вызывает сомнения у определенной группы болельщиков и экспертов, возглавляемой Гари Линекером? Все дело в природе самого эпизода и его последствиях. С одной стороны, ничего предосудительного защитник не делал. Маркус четко шел на мяч непрямой ногой, четко в этот мяч сыграл, но в процессе его выбивания нога уже естественным образом выпрямилась и врезалась в летящего на мяч Беседина. Иными словами, Беседину очень сильно не повезло, что крайне неудачным образом скрестились нога Даниэльсона и колено Артема. С другой стороны, мы имеем дело с неосторожной игрой, которая привела к серьезным последствиям. И серьезность этих последствий была очевидна сразу. Главная претензия к Даниэльсону – он не пытался убрать ногу, когда мяч уже был выбит. Гари Линекер утверждает, что убрать ногу не было возможности. Вполне возможно. Однако достаточно было хотя бы попытки. Тот же Караваев, к которому имеет вопросы Гари Линекер, успел чуть-чуть завернуть стопу и избежать удара шипами. Даниэльсон в эпизоде не сориентировался и не попытался как-то выкрутиться из этой ситуации. Учитывая серьезность последствий неосторожной игры, арбитр показал красную карточку. На самом деле о заслуженности удаления можно спорить часами, днями и даже неделями. Можно даже перекрутить популярный вопрос Гари Линекеру «А если бы так выбили англичанина?» на «А если бы этот удар нанес Беседин или кто-то еще из наших?» Единства все равно не будет, и каждый останется при своем. Но обвинений в свой адрес в умышленно нанесенной травме Даниэльсон, конечно, не заслуживает. Тем временем в результате исследований стало известно, что у Беседина частичное повреждение задней крестообразной связки, частичное повреждение внутренней и внешней боковых связок, перелом отростков бедренной кости. По мнению врачей, предположительный срок восстановления – полгода. Пожелаем Артему скорейшего возвращения в игру!
Но вернемся к самой сборной. После таких матчей любые попытки говорить не только о хорошем воспринимаются крайне враждебно. Сборная действительно показала хорошую организованность и, главным образом, характер. В отличие от Швеции, Украина не дожидалась серии пенальти, а искала свои шансы. Да, безумно повезло, что все сложилось именно так (особенно если вспомнить, какой прекрасный момент упустил Довбик незадолго до победного гола), но не было бы этого везения, если бы украинцы до последнего не выискивали возможности, если бы Зинченко не отдал отчаянную передачу в центр штрафной, если бы Довбик не оторвался от опекунов и не решился на не менее отчаянный удар.
При этом многие моменты в игре сборной должны настораживать. Например, спорная установка не вступать в единоборства в штрафной. В целом суть понятна, но именно из-за пассивности наших защитников, которые, предусмотрительно заведя руки за спину, угрожающе раскачивались, сторонясь оппонентов, шведам легко удавалось прорываться к воротам. Точно так же легко им удавалось прорезать передачами центр поля. В огромном количестве эпизодов шведы с мячом были быстрее украинцев без мяча. Неясным осталось и то, почему при атаках украинцы даже не пытались раскрываться, а просто стояли и ждали паса, которого по понятным причинам и быть не могло. Словом, перед четвертьфиналом тренерскому штабу есть о чем серьезно подумать. Полагаться лишь на то, что Англия нынче играет одним Стерлингом и половиной Кейна, было бы верхом легкомыслия. А украинские болельщики уже вошли во вкус и требуют новых бессонных ночей.
Ольга ДЕНИСЮК