Признаем, футбол – достаточно скандальный вид спорта. Футбольные скандалы такие же многогранные, как и сама игра номер 1. Отдельная глава в этой истории – это различного рода выходки футболистов во время игр, пререкания с арбитрами, потасовки. Это не то чтобы очень частое явление, но и нередкое. И нынешний мундиаль не стал исключением: футболисты ругались с судьями, ругались между собой.
Первопричина этих проблем, конечно, лежит в ФИФА. Назначение на сложные матчи судей с не самой хорошей репутацией, отсутствие выводов, когда какие-то судьи откровенно не справляются. Самая показательная, конечно, история с Матеу Лаосом. Скажем откровенно, это не ведь не первый случай, когда Лаос потерял контроль над игрой, но именно его назначают на матч, который обещает быть напряженным.
Однако есть этика. И этика поведения футболиста не позволяет ему оскорблять судью. Каким бы этот судья ни был. Этика поведения футболиста не позволяет ему распускать руки, заниматься самосудом, использовать оскорбительные высказывания в адрес других игроков, тренеров и вообще всех. И эти правила должны строго соблюдаться, иначе футбол рискует превратиться в базар. Мы и так уже докатились до того, что жизнь вне поля иных игроков куда ярче и увлекательнее футбольной карьеры. Нет, конечно, такое было и раньше, но сегодня посредственный игрок может получить свою долю славы исключительно благодаря всяким темным или развеселым историям. На футбольном поле должен царить порядок, и арбитр есть гарантом этого порядка. Многим может показаться, что главное качество арбитра – это безошибочность, но это не так. Ошибки были, есть и будут. Хотя бы потому, что существует немало эпизодов, трактовка которых не так очевидна и однозначна, как всем бы хотелось. Главное качество арбитра – это уверенность. Уверенность, благодаря которой футболисты четко понимают, что любая выходка может иметь плачевные последствия. В упомянутом матче с Аргентиной Лаос полностью выпал из игры, в результате чего и стала возможной потасовка.
Есть и другой нюанс. Все-таки футбольное поле – это не площадка детского сада, где ответственность за происходящее полностью лежит на воспитателе и его помощников. В футбол играют взрослые состоявшиеся люди, и когда доводится слышать, что кто-то там не справился с эмоциями, не сумел совладать с собой, становится немного смешно. Эмоциональная стабильность – такая же часть футбола, как и определенный уровень технического мастерства. Соблюдение этических норм и правил – такая же часть футбола, как и соблюдение исключительно футбольных правил.
И когда профессиональный футболист, не зеленый юнец, а зрелый игрок, карьера которого уже на закате, «не справился с эмоциями» – это смешно. Требовать миллионные контракты, выкручивать руки руководителям клубов – на это стойкости хватает, а придержать свой язык – уже нет.
Если учесть, что сегодня футбол – это еще и большой бизнес, то соблюдение определенного имиджа – это не только часть работы, но и важный элемент развития этого самого бизнеса. Более того, в клубе футболист зарабатывает деньги тренировками, играми и нужными клубу активностями, рекламные контракты, помимо участия в съемках, подразумевают и соблюдение определенного имиджа. Иными словами, следование неким правилам – это и есть оплачиваемая работа игрока. Впрочем, это вопрос сложный, во многом противоречивый, даже спорный (ну например, футболист, который ест чипсы и пьет газировку, – так себе образ), но образ хорошего парня нигде и никому никогда не мешал.
На этом чемпионате мира всерьез отличились три сборные: Уругвай, Нидерланды и Аргентина. Были, конечно, проступки не такие громкие. Скажем, неявка футболистов сборной Германии на пресс-конференцию перед вторым туром группового этапа. Это прямое неуважение к журналистам и болельщикам. Какие такие важные дела были у игроков в тот момент, когда их ждали в пресс-центре? Да, на этих пресс-конференциях редко говорят что-то важное или интересное, большинство из них – набор банальных вопросов и банальных ответов, но болельщики любят такие мероприятия. Любят их и журналисты. И если журналист хочет задать свой банальный вопрос, а болельщик – услышать банальный ответ, и все это строго регламентировано, значит, футболист обязан явиться. А не прятаться за спиной тренера. И не прикрываться идиотскими объяснениями: дорога в пресс-центр занимает слишком много времени. Болельщик, который прилетел в Катар из Германии, потратил куда больше времени и, в отличие от футболистов, личных средств.
Выходки уругвайцев, голландцев и аргентинцев – проступки совсем другого уровня. Это удар по всему футбольному порядку. Эдинсон Кавани, Фернандо Муслера, Диего Годин и Хосе Мария Хименес попали в центр внимания за оскорбление судей после матча с Ганой. Причиной недовольства бунтарей стал не назначенный в пользу Уругвая пенальти. Хименес ударил сотрудника ФИФА, обложил судей, подбирая не самые лестные эпитеты, Кавани отыгрался на мониторе VAR. Когда ребенок и подросток реагирует на неудачи столь эмоционально, это объяснимо: он еще не научился контролировать себя, не понимает ответственность, которая возложена на него. Нет, это не значит, что ребенку или подростку нужно прощать подобные выходки, наоборот. Но когда мировые футбольные звезды, потерпев неудачу, полностью теряют контроль над собой, оскорбляют, применяют силу – это уже за рамками каких-либо объяснений.
Голландцы и аргентинцы начали выяснять отношения еще во время матча. Да, Лаос допустил много ошибок. И главная из них – это неудаление Паредеса за подкат на Аке и ван Дейка за то, что толкнул аргентинца. В этот момент футболисты поняли, что им можно вообще все. Началась потасовка, где уже никто себя не контролировал: летел мяч в нидерландскую скамейку, летела ручка в аргентинских футболистов, все толкались и орали. Да, именно арбитр должен был это все предотвратить и остановить. Но как насчет самих футболистов? Вы приехали на чемпионат мира, вы представляете свои страны, и вы просто не совладали с эмоциями? Месси, который обозвал Вегхорста, по какой причине не совладал с собой? Месси, который сцепился с ван Гаалом и Давидсом, о чем вообще думал в этот момент?
Даже если футболист недоволен решением арбитра, он обязан его слушаться. Да, футболисты отстаивают свою правоту в некоторых моментах, требуют пересмотра, доказывают. И судьи весьма лояльны к таким проявлениям, наказывая за разговоры только уж очень настырных собеседников. Но когда дело доходит до оскорблений и унижений, никаких оправданий поведению, достойного худших подворотен мира, быть не может. Маленькие золотые мальчики как-то должны уже понять, что мир – это не только их хотелки. Мальчик хочет пенальти, мальчику не дали пенальти, мальчик бьется в истерике. И ладно, потолкались по-мужски. Да, плохо, но бывает. А оскорбления в стиле брошенной бабенки, которая, отойдя на безопасное расстояние, изрыгает все известные ей оскорбительные словечки, – это так дешево и низко для футболиста (вообще не только для футболиста, но мы сейчас о них). Способна ли ФИФА наказывать так, чтоб другим не повадно было? Всех, всех без исключения наказывать, одинаково строго.