Алексей МИХАЙЛИЧЕНКО: “Прозвище Лесик дал мне Вадим Тищенко”

Новому наставнику футбольной сборной Украины Алексею Михайличенко мы приготовили небольшой сюрприз. Выяснилось, что одна из сотрудниц "ФАКТОВ" - бывшая одноклассница Алексея Александровича, с которой он не виделся 28 лет. "Скажите хоть, как ее зовут, вдруг не узнаю", - пошутил Михайличенко. Узнал! Жаль только, что на общение с одноклассницей у него было мало времени - уже звонили читатели, которым не терпелось задать вопросы Алексею Михайличенко. К тому же хорошенько "попытали" тренера в канун его 45-летия (30 марта) и спортивные журналисты нашего издания.


       Новому наставнику футбольной сборной Украины Алексею Михайличенко мы приготовили небольшой сюрприз. Выяснилось, что одна из сотрудниц “ФАКТОВ” – бывшая одноклассница Алексея Александровича, с которой он не виделся 28 лет. “Скажите хоть, как ее зовут, вдруг не узнаю”, – пошутил Михайличенко. Узнал! Жаль только, что на общение с одноклассницей у него было мало времени – уже звонили читатели, которым не терпелось задать вопросы Алексею Михайличенко. К тому же хорошенько “попытали” тренера в канун его 45-летия (30 марта) и спортивные журналисты нашего издания.

“Уже в шесть лет я гонял в футбол со… студентами”

      
– Здравствуйте. Меня зовут Щекина Наталья Ефимовна. Сейчас живу в Лохвице Полтавской области. Хотя я киевлянка – мое детство прошло на улице Институтской, рядом со стадионом “Динамо”. Мне 85 лет. Мы с мужем стра-а-ашные болельщики! А есть ваш гость?.. Вот и хорошо. Алексей Александрович, несколько лет назад мы писали вам, чтобы вы, когда выходите на игру, обязательно надевали галстук. Было такое?..
       – Да-да-да, вспоминаю, – рассмеялся Алексей Михайличенко.

       – Носите галстук?
       – По-разному бывает. Иногда ношу, иногда нет.

       – Нет, “иногда” не может быть! Вы себе не представляете, как прекрасно выглядите. И еще вот о чем хотела сказать: обязательно верните в Киев Андрея Шевченко. “Челси” его не принял, “Милан” – не хочет. Да и сами из Украины не уезжайте. Мне даже сон приснился, в котором Валерий Лобановский настаивал, чтобы Михайличенко оставался на родине…
       – Я и не собираюсь уезжать. Во всяком случае, в ближайшее время. Наталья Ефимовна, спасибо за звонок и крепкого вам здоровья.

       – Алексей Александрович, с чего начнем – со сборной или с вашей жизни? – сразу же заняли небольшую паузу в звонках журналисты “ФАКТОВ”.
       – Да это же одно и то же! Как разделишь? Футбол для меня – и хобби, и работа, и любовь, и разочарования. Нормальная жизнь, в которой бывают взлеты и падения, тишина и застой…

       – Вот позвонившей бабушке снятся футбольные сны, а вам?
       – Коне-ечно. Очень много! В некоторых даже еще играю (смеется). Иногда сны сбываются. Знаю, есть целые сборники с трактовкой сновидений. Но я очень уж серьезно к этому не отношусь. Просто в хорошее хочется верить, а в плохое – конечно же, нет. Стараюсь побыстрее забыть. Как говорят, пока не купишь анальгин, и голова не болит.

       – А как насчет примет?
       – Когда пройдешь с ними всю футбольную жизнь, поневоле начинаешь верить. К примеру, когда я играл, всегда последним из команды надевал в раздевалке футболку. Причем особым способом. А еще в день игры никогда не брился, ногти не стриг, в парикмахерскую не ходил…

       – Прямая линия “ФАКТОВ”? Павел Баранович из Одесской области. Алексей, вы завоевали множество титулов: выиграли Олимпийские игры, Кубок кубков, чемпионаты СССР, Италии, Шотландии, стали вице-чемпионом Европы. А как вам удалось не сломаться в начале своей карьеры, когда пришлось четыре года терпеть в “дубле” киевского “Динамо”?
       – Я не терпел в “дубле”, а играл. Слава Богу, тогда хватило ума понять, что мои проблемы – во мне самом. По разным причинам не мог реализовать на поле все то, что умел. Но это нормальный процесс. Ведь бывают игроки, которые попадают в сборную в 19! А бывают и другие, получающие первое приглашение в 25-27 лет, минуя при этом юношеские, молодежные команды страны. Я уверен, что у каждого футболиста, как и у обычного человека, есть своя судьба. Не случайно же некоторые из-за череды травм заканчивают еще до 30, а другие, как Мальдини, блистают и в 39. Один эпизод на поле может перевернуть всю твою жизнь. Впрочем, есть один рецепт: хочешь играть до 40 лет, переходи в “Милан” (смеется).

       – А когда вы начинали карьеру, верили в свою футбольную судьбу?
       – Кто в юношеском возрасте об этом задумывается?.. К подобным размышлениям только со временем приходишь. Можно прочитать “Мастера и Маргариту” в 17 лет, но вряд ли ты ее поймешь. Или “Войну и мир”. До сих пор не понимаю, как такое серьезное произведение можно включать в школьную программу?.. Кстати, с первого раза “Мастера и Маргариту” я так и не одолел. Страниц 50 не дочитал. Просто тогда это булгаковское произведение читать было модно, вот и я повелся. Но сути-то не понимал! А вот спустя годы я за две ночи книгу прочитал. Осознанно…

       – Была ли у вас в детстве мечта?
       – Я киевлянин, вырос на улице Янгеля рядом с Политехническим институтом. А о чем мечтал в ту пору любой киевский мальчишка? Конечно же, играть в “Динамо”! Сколько себя помню, мечтал об этом. Уже лет в шесть гонял в футбол со… студентами. Сначала подавал им мячи, а потом они меня в свою компанию взяли. А со временем и моя мечта осуществилась.

“В еде я не переборчив. И мясо люблю, и рыбу. Просто от гарниров отказываюсь”

       – Не жалеете, что нынешнее поколение футболистов хоть и не добивается успехов, подобных вашим, но зарабатывает куда больше? – спросили журналисты.
       – По-моему, жажда зарабатывания денег намного древнее, чем сам футбол (смеется). Конечно, сейчас времена изменились, раньше таких зарплат не было. Но законы футбола те же… Один из моих тренеров когда-то говорил: “Если ты станешь думать только о зарплате, квартире и машине, у тебя ничего не получится. Если же посвятишь себя футболу, у тебя появятся и квартира, и машина, и зарплата, а еще слава, уважение и почет”.

       – Вас слава не тяготит?
       – (Задумывается). …Смотря как ею распоряжаться. Если пыжиться и ходить павлином, то может, простите, и крышу снести. Если же относиться к славе, как к сопутствующему атрибуту твоей жизни, и с уважением относиться к тем людям, которые не скрывают свою любовь к тебе, то, мне кажется, все будет нормально.

       – Задачи перед сборной Украины, которой сейчас руководите, ставите максимальные?
       – Конечно же, нужно быть оптимистом, но при этом еще и реально смотреть на вещи. Важно создать не только хорошую команду, а и коллектив, способный добиваться необходимого результата. Ведь в футболе при всех прочих результат всегда на первом месте. Даже на Олимпийских играх уже давно устарел лозунг “Главное – не победа, а участие!” Любой атлет, выходя на беговую дорожку, ринг или помост, думает только об одном – победе. Все остальное – физкультура.

       – Кстати, а как у вас с “физкультурой”? Зарядку, к примеру, по утрам делаете?
       – Не-ет. Я за свою жизнь и так много набегался! Впрочем, стараюсь держать себя в форме. Два-три раза в неделю с ребятами играем в футбол. Кроме того, в составе одной из команд ветеранов выступаю в первенстве Киева.

       – То-то вы такой подтянутый и стройный. Наверное, и не едите все подряд?
       – Это под одеждой не видно! А в еде я не переборчив. И мясо люблю, и рыбу. Просто от гарниров отказываюсь. К примеру, практически не ем картошку. Хлеб – только с первым. Спагетти? Почему бы нет, если они настоящие, из твердых сортов пшеницы. От них не поправишься.

       – А фирменный десерт “У ЛЁсика” в ресторане “У Мэтра” уже пробовали?
       – Знаю о его существовании, но, признаться, попробовать не доводилось. Да и не фанат я десертов…

       – Кстати, а кто ваше знаменитое прозвище ЛЁсик придумал?
       – Это все Вадик Тищенко, мой одноклубник по “Динамо” и партнер по олимпийской сборной СССР. Сейчас он в “Днепре” Олегу Протасову помогает. Лет 25 назад он меня впервые ЛЁсиком “обозвал”…

“Рыбалка для меня – лучшая психологическая разгрузка. Даже удочки всегда в машине”

       – Алло, “ФАКТЫ”? Меня зовут Степан Иванович. Я звоню из Одесской области. Алексей, были у вас какие-то моменты в общении с Валерием Лобановским, о которых вспоминаете до сих пор?
       – Безусловно! И многое из сказанного когда-либо Лобановским понимаешь только с годами. Как-то Валерий Васильевич вызвал нас с Толей Демьяненко к себе и говорит: “Ну, помощники, пишите состав на сегодняшний матч”. Мы пошли, покумекали и написали. Причем особо головы не ломали. Какой выбор в 1998 году? “Динамо” было на ходу, одни и те же 12-13 человек постоянно играли. Словом, вызвал нас Васильич опять. Усадил напротив себя. А у него на столе тоже листочек лежит. Подсматриваем: состав-то один в один с нашим! Гордо отдаем Лобановскому свой вариант, а он посмотрел на нас загадочно и говорит: “Да-а, я понял, что вы в футболе ничего не понимаете”. Переворачивает свой листик, а там совсем другой состав написан…
       Тогда я вышел от Васильича, так ничего и не поняв. И лишь со временем до меня дошло, что же Лобановский имел в виду. Он не нас с Толей, он себя проверял! Дескать, если так думают Михайличенко, Демьяненко, наверняка и тренер соперников схожего мнения. Поэтому нужно найти нестандартный ход…

       – После возвращения в “Динамо” из Кувейта Лобановский сильно изменился?
       – …И не только внешне. У Валерия Васильевича появилось какое-то спокойствие. Он чаще шел на компромисс, хотя наверняка лишь видимый. Просто если раньше Васильич двигался к намеченной цели напрямую, то после возвращения вел себя более гибко. Наверное, в добавку к природной у него еще и восточная мудрость появилась…

       – Алло, прямая линия? Это Алексей Михайличенко?
       – Да, слушаю вас.

       – Валерий Мукомелов из Житомира. Скажите, рыбалка – по-прежнему ваша страсть?
       – А как же! Вот плотва пошла… Рыбалка для меня – лучшая психологическая разгрузка. Даже удочки всегда в машине.

       – И что, можете один на рыбалку поехать?
       – Одному, наоборот, очень хорошо ду-у-умается… Пришел домой после игры, не можешь уснуть… А часиков в пять тихонько выходишь, садишься за руль – и вперед. Только светает, а ты уже на берегу. Клюет, не клюет – ничего страшного! Посидел, покурил, подумал – и через пару часов голова свежая.

       – “Добычу” сами чистите?
       – У меня тесть специалист по этому делу. Он и приготовить может так вкусно, что пальчики оближешь. Старшее поколение – оно, видать, все умеет! Тем более он дальнобойщиком проработал, поэтому все – от борща и до карасиков в сметане – для него не проблема.

       – Кстати, помните, как шли свататься к будущим тестю с тещей? Не страшно было?
       – Не-е-е. Серьезно! Сейчас бы было страшно, а 25 лет назад… (смеется). Взял цветы, шампанское и пошел. Благо, ходьбы-то было – через парадное. В одном доме с будущей женой жили! С 13 лет с Инной знаем друг друга. Помню, сначала тяжеловато было. Жили с родителями жены в их двухкомнатной квартире. У них младшей дочери четыре года было, потом наш старший родился. Ну ничего… Со временем я получил от “Динамо” квартиру на улице Урицкого, легче стало.

       – Ваш старший сын Алексей по-прежнему в Англии? Сколько ему уже?
       – В июне 25 будет. Алексей вернулся в Киев, живет с нами. Хотя в Англии он закончил и школу, и колледж, и университет. Молодец, всего сам добивается. Сейчас работает менеджером в одной из солидных западных компаний.

       – “ФАКТЫ”? Здравствуйте! Это Алексей? А я Саша Бабич, из Боярки звоню. Хочу за Васю Кацимона, вашего родственника, спросить. Не подскажете, где он сейчас? Просто мы с ним много лет вместе работали, а затем потеряли связь.
       – (Обращаясь к главному редактору). У вас что, прослушка установлена?.. Человек ищет моего тестя, о котором мы только что говорили. Ну и ну! Саша, оставьте свой номер телефона, он вам обязательно перезвонит…

       – Алексей, это Татьяна Ангарова из Киева. А правда, что, кроме первой машины, у вас всегда были только “Мерседесы”?
       – Кроме первых двух – у меня две “Волги” были. (С гордостью.) Помню, первая нар-рядная! Белая, на 76-м бензине, карбюратор – от 31-й!.. Правда, она быстро ушла.

       – Куда?
       – Куда?.. Когда я ее покупал, даже денег не хватало. Пришлось одалживать. Но долг все равно ведь нужно было отдавать. Так что со временем продал. Раньше как говорили: “Волга” – это не средство передвижения, а средство для зарабатывания денег” (смеется). А второй “Волгой” меня наградили в 1988 году, когда мы выиграли Олимпиаду в Сеуле. Та вообще шика-а-арная была! По спецзаказу мне делали в Горьком. 31-я, велюровый салон… Я потом тестю ее подарил, когда в Италию ехал.
       К слову, за олимпийское “золото” нам всем обещали машины, а получили только я и, по-моему, тренер Анатолий Бышовец. Да и то мне “Волга” досталась потому, что я перенес операцию. Помню, на костылях на ней рассекал…

       – С тех пор только “Мерседесы”?
       – Пока да. Правда, на днях “Рейндж-Ровер” должен прийти. Семья стала побольше, вот и машину побольше решил взять. Хотя у жены есть свое авто – кабриолет. Что же касается любимых мною “Мерседесов”, то первый у меня появился в Генуе, когда я за “Сампдорию” выступал. Президент клуба Паоло Мантовани мне подарил. Долго на этом “мерсе” ездил, даже в Киев перевез.

       – А когда бываете в своем доме в Лондоне, на чем ездите?
       – У меня там семиместный джип “Паджеро”. Когда гости приезжают, катаю. Правда, за лет семь всего тысяч 30 на нем наездил. А так машина в основном стоит в гараже.

       – К левостороннему движению долго привыкали?
       – Нет. Сразу поехал. Там просто ездить – все соблюдают правила. Да о чем говорить, если в Британии даже на переходах пишут: посмотри направо, посмотри налево.

“Мой одноклубник по “Рейнджерс” Пол Гаскойн схватил огнетушитель и с головы до ног залил Олега Саленко пеной”

       – В аварии никогда не попадали? – в свою очередь, спросили журналисты.
       – Бог миловал… Кстати, вспоминаю один случай. Когда играл в “Рейнджерс”, в Шотландии чуть ли не в первый раз за четыре года выпал снег. Выпал да и выпал… Но когда я приехал на тренировку, то узнал, что, кроме меня, на базу добрались только два тренера и мой одноклубник датчанин Брайан Лаудруп. А остальные в пробках застряли – по снегу не умеют ездить. Видели бы вы глаза моих шотландских одноклубников, когда они на своих авто гуськом выстроились друг за другом в пробке, а я их по соседней, покрытой снегом, полосе спокойно на джипе обгонял. Чуть с ума не сошли!..

       – С бывшими одноклубниками по “Рейнджерс” созваниваетесь?
       – Бывает. Недавно мне Джон Браун звонил. К слову, в прошлом году мы все собирались в Глазго. Годовщину нашей славной чемпионской серии отмечали. Были все, кроме Пола Гаскойна.

       – Это правда, что он мог напиться в стельку? Недавно читали, что его даже в психиатрическую клинику поместили…
       – Честно говоря, никогда не видел Газзу в невменяемом состоянии. Но чудил он прилично! Помню, приехал Пол на тренировку прямо с рыбалки. А у нас как было: все приезжаем, ставим машины на стоянку, а ключи отдаем человеку, который в случае необходимости отгонит любое авто на другое место. Так вот, Гаскойн взял ключи от автомобиля Гордона Дьюри – был у нас такой лысоватый форвард, открыл багажник, положил туда пойманную рыбу и ушел. При этом надо знать шотландцев! Дьюри три дня ездил по жаре, салон весь давно провонялся, а он не мог понять в чем дело, только окна открывал! Да загляни же ты в багажник!!! Короче говоря, эту машину в срочном порядке от греха подальше Дьюри заменили, хотя обычно по контракту со спонсором клуба нам меняли авто раз в полгода…
       А еще один случай, связанный с Полом Гаскойном, хорошо должен помнить мой бывший одноклубник по “Рейнджерс” Олег Саленко. Раз в год все шотландцы отмечают какой-то праздник. По традиции участвует в нем и наша команда. Закончилась тренировка, мы все сели в автобус и поехали… по барам. Зашли, выпили и обратно в автобус, в котором… тоже стоит выпивка. Где-то после третьего или четвертого заведения, я как человек опытный понимаю, что скоро начнутся подвохи. Захожу в автобус и иду в самый конец, чтобы за спиной никого не было. Заодно зову с собой Олега. Но “молодой” почему-то решил сесть впереди. Тут как раз Газза заходит, хороший уже такой… Окинул каким есть взглядом салон, схватил висящий огнетушитель и давай Саленко “поздравлять”… Весь в пене Олег стал Пола за шкирки хватать. А вся компания ползает по полу от смеха: в такой день хоть убейте друг друга…
       И что вы думаете? Через несколько минут приезжаем в очередной бар. Саленко и Гаскойн, как ни в чем не бывало, садятся в обнимку друг с другом и начинают о чем-то душевно разговаривать. Один из Ньюкасла, а там такой говор, что даже шотландцы с трудом понимают, а второй – киевско-питерский “полиглот”. Но понимают друг друга!..

“Сказки – моя основная литература в последнее время”

       – Здравствуйте! Алексей Александрович? Это Виктория Логвиненко из Львова. Читала, что вы присутствовали при родах своего младшего сына Матвея. Помните тот день?
Что чувствовали, когда первый раз взяли малыша на руки?
       – Когда я зашел в родильный зал, то был поражен сплошной белизной. Халаты, шапочки, бахилы, повязки – все белое! Надели марлевую повязку и мне. Сижу в углу, переживаю. Когда ребенок уже появился на свет, врач спрашивает меня: “Пуповину перерезать будете? А то вы весь белый”. “Буду-буду, – отвечаю, – а то перед сыном стыдно”. И только избавившись от волнения, почувствовал себя ОЧЕНЬ счастливым человеком. Новая жизнь началась!..
       Кстати, совсем недавно мы рассказали Матвею, как говорится, откуда он: дескать, животик маме разрезали, и ты родился… Он думал-думал, а потом выдал: “Мама, а зачем ты меня сначала съела?”

       – Сказки на ночь сынишке читаете?
       – Представьте себе, читаю! Некоторые уже наизусть знаю. Народные сказки, “бэтмены” разные, “человек-паук”… В последнее время – это моя основная литература (смеется). Матвей очень любит, когда много народу, когда ему уделяют внимание. Балую ли его? А как без этого? Сам понимаю, что балую, но сделать ничего не могу… К примеру, у него мячей – целая комната. Штук 20, наверное. Но стоит ему где-то увидеть новый, как сразу ставит перед фактом: “Папа, а такого у меня еще нет!” Все! Может, когда-нибудь и станет футболистом…

       – Алло, прямая линия? Алексей Александрович? Приветствую вас. Владимир Николаевич из Ровенской области. Положа руку на сердце, вы верите, что Украина способна провести Евро-2012?
       – Я вообще не могу понять, как можно упустить такой шанс! Просто в шоке от происходящего в последнее время. Ведь это шанс не только для футбола, но и для всей страны. Почему, скажите, не привести ее в порядок, не почистить, не поднять на европейский уровень? Не знаю, кем нужно быть, чтобы этого не понимать! Если мы не проведем чемпионат Европы, нас точно отбросят лет на 20 назад, и долгие годы с нами никто не будет серьезно разговаривать…

Источник: “Факты”