Кубок УЕФА. Финал. «Зенит» – «Рейнджерс». Великая победа и… легкий привкус ностальгии

"Не обсуждается, "Зенит" - чемпион!"

“Не обсуждается, “Зенит” – чемпион!”

С.Шнуров
Как сказал после матча болельщик киевского «Динамо» со стажем, в Киеве такое тоже когда-то было. Увы, уже нет. И наверное, не будет. Но именно в такие моменты футбол сметает все границы и объединяет. И не вспоминать о том, что еще 17 лет назад было бы совершенно естественным болеть всей страной за Питер, нельзя. Впрочем, и так поболели. Всеми странами…
Трудно найти слова, чтобы описать то, что случилось вчера вечером в Манчестере. Там была написана история. Она была бы написана в любом случае, чем бы ни закончилось футбольное противостояние. Но там была написана золотая история Питера.

И в такие моменты ты забываешь о во многом условных границах и просто радуешься за команду, которая совершенно заслуженно приходит к невероятному успеху. И вовсе не потому, что в ее составе есть игрок твоей новой родины.

Однако есть и другая сторона. Там была написана радостно-грустная история славного британского клуба. Радостная – это сам факт нахождения в Манчестере в заданное время. Грустная – это проигранный финал и потерянный не менее вожделенный трофей. Возможно, даже не менее заслуженный. И тогда ты печален. Просто потому, что ты, быть может, страстно любишь британский футбол, и тебе грустно, что он потерпел поражение.

А есть и третья. Ты убеждаешь всех, что выигрыш Кубка УЕФА не большое достижение. Над тобой смеются, а ты тихо злишься, мечтая, что когда-то и та команда, за которую ты болеешь с детства, однажды привезет в твой город этот трофей. Ты завидуешь чужому счастью, но никогда не признаешь этого. Ты даже приготовил массу нелицеприятных слов и аргументов.

Есть даже четвертая. Ты не способен на искреннюю радость, но тебе охота доказать превосходство одной из отделившихся футбольных ветвей. Тебе все равно, что было положено на алтарь этой победы, и безразлично, почему она состоялась. Ты просто ждешь утра, когда сможешь надменно произнести: «А вам, неудачникам, до такого далеко».

Подозреваем, что есть много разных проявлений. Но одно остается неизменным – «Зенит» выиграл самый трудный, самый важный и самый нужный бой.

«Зенит» – «Рейнджерс» – 2:0

«З»: Малафеев, Анюков, Крижанац, Широков, Ширл, Зырянов, Тимощук, Денисов, Файзулин (Ким Донг Чжин, 90+2), Аршавин, Текке.

«Р»: Александер, Бродфут, Куэльяр, Уир, Папац (Ново, 77), Уиттакер (Бойд, 86), Эмдани (Маккалох, 80), Фергюсон, Дэвис, Томсон, Даршевиль.

Предупреждение: Малафеев.

Голы: Денисов (72), Зырянов (90+4).

Как и можно было предположить, далеко не все складывалось легко. Питерцы поначалу довольно много двигались и пытались обострять ситуацию, однако толку с того было немного. Да, начало свидетельствовало о том, что все снова пройдет по питерскому сценарию. Зырянов раскрутил хорошую атаку, но Аршавин не сумел придать ей толкового завершения – ворвавшись в штрафную, пробил во внешнюю сторону сетки. Тогда это показалось небольшим недоразумением, однако время подтверждало правильность мысли о том, что «Зениту» очень нужен быстрый гол.

Питерцы совершенно очевидно растерялись. Конечно, не сразу (Файзулин ударил выше ворот после паса Аршавина, Ширл здорово пробил со штрафного), к тому же мяч в первом тайме россияне держали очень уверенно.

Не сумев забить в первой половине, на тайм втором команда Дика Адвокаата выходила с немым вопросом: ну как же так? И это здорово отразилось на игре, поскольку питерцы изо всех сил старались что-то создать, но получалось у них все меньше и меньше. В какой-то момент в их действиях появилась какая-то осторожность и даже боязливость, которая порой приводила к ненужным пожарам в штрафной и дурацким ошибкам. Особенно жарко было тогда, когда Дэвис отдал передачу Даршевилю, а тот здорово пробил. Малафеев среагировал блестяще, но на добивание успели шотландцы, а именно Дэвис – кипер снова выручил команду. Британцы активно требовали пенальти за игру рукой Денисова, но в этой милости им было отказано. Равно как и еще в первом тайме питерцам (оба эпизода, по нашему мнению, весьма сомнительны).

Признаться, с этого момента шотландцы смотрелись лучше. Они явно были живее и, как ни странно, у них было больше шансов. Не сказать, что их не было у «Зенита», но пасы проходили плохо, до ворот добраться было трудно, а удар Аршавина, который неожиданно обыграл выскочившего далеко из ворот Александера и пробил диагональной дугой, выбил с линии Палац. Причем ударил бы сильнее и жестче, мяч наверняка влетел бы в ворота.

А потом случилось то, что вполне можно называть чудом. При всем уважении к «Зениту» и его победе игра на тот момент не диктовала подобное развитие. Да, стало получаться уже гораздо больше, но до гола, казалось, было еще далеко. Случилось невероятное: «рейнджерсы» ошиблись в простейшей ситуации, Аршавин подобрал мяч и выдал восхитительный пас между двух защитников набегающему Денисову, который подождал, когда вратарь начнет падение, и ударил в незащищенный угол.

Запахло победой, но оставалось еще 20 минут. «Зенит» мог положить конец мучениям болельщиков почти сразу после гола, когда тот же Аршавин отдал пас одинокому Зырянову – он изящно бил в ближний угол, но «Рейнджерс» помогла штанга. А потому пришлось еще питерцам выдержать безумное напряжение последних минут (шотландцы откровенно угрожали воротам Малафеева только в это время) – как же замерли их сердца, когда с близкого расстояния пробивал Ново (вышло неопасно – мяч пролетел высоко над воротами), как беспокоились они, когда питерцы нервно, глупо и безрассудно отбивались. Длилось сие, правда, недолго, а наградой тому была жирная точка – Аршавин сыграл на Текке, прострел которого замкнул набегающий Зырянов.

Облачившиеся в золотые футболки питерцы выстроились коридором, чтобы поприветствовать соперника, а потом с детишками на плечах отправились за медалями и кубком (медали, естественно, вешали на шеи ошалевшим малышам). Отметим и шотландцев, которые не стали стыдливо убегать в раздевалку, а остались на поле, чтобы поздравить победителя (хотя как же больно было смотреть на Барри Фергюсона: наверняка вспомнился ему удар во втором тайме, чуть неточный).

Но все это было уже после написанной истории. Не хотелось бы говорить о взлете российского футбола (никуда он еще не взлетал) или о грандовости «Зенита» (им еще только предстоит доказывать). Это просто огромное счастье одного города и чуть меньшая радость других городов, которые забыли о границах и разногласиях и дружно болели за Питер. Как в старые добрые времена…

Источник: ПРО ФУТБОЛ