Имя этого футболиста в Украине покажется знакомым совсем немногим. Во-первых, играл он на наших полях еще в середине 60-ых годов прошлого века, а, во-вторых, провел в Украине не так много времени. В 1964-ом году Исупов стал игроком “Карпат“. Конкуренция между вратарями львовской команды тогда была сумасшедшей, поэтому завоевать свитер с номером “1” на спине Рудольфу Васильевичу не удалось, и он уехал в соседний Дрогобыч.
31-ого декабря Рудольфу Исупову исполняется 77 лет. Ныне он живет в Туле. Именно в городе самоваров Рудольф Васильевич получил настоящее признание. Там его включили в состав сборной лучших игроков тульского футбола ХХ века. А еще Исупов вошел в историю, как вратарь, потерявший палец прямо на “рабочем месте”…
“В “Карпаты” меня рекомендовал судья”
– Рудольф Васильевич, с того времени, как вы попрощались с футболом, уже многое изменилось. За любимой игрой следите?
– Безусловно. Для меня футбол – это жизнь. Считаю, что избрал правильный жизненный путь и очень счастлив, что связал себя с этой игрой.
– Есть ли возможность следить за тем, что происходит в украинском футболе?
– Делать это очень сложно, но решающую роль играет желание. Мне интересно, как обстоят дела у “Карпат“. Поэтому всячески пытаюсь узнавать, как идут дела у моей команды.
– Свое пребывание в городе Льва вспоминаете с позитивом?
– Львов – это прелесть. Это красивый, богатый город. Мне приятно, что я провел там определенное время. Клуб организовал нам все условия. Дочь устроили в детсад, жене нашли работу, организовали трехкомнатную квартиру. Знаю, что в Украине сейчас непростая ситуация. Искренне хочу, чтобы там все было нормально.
– В составе “Карпат” вы появились тогда, когда команда делала свои первые шаги, в 1964-ом году. Каким был коллектив “зелено-белых” в первые годы существования?
– Прекрасные ребята. Никаких скандалов и интриг. Лучшим моим другом был Марьян Плахетко. Но он со временем уехал в московский ЦСКА. Также я близко общался с Валерием Шутылевым. Коллектив был у нас великолепный: Асланян, Кульчицкий… Очень приятно вспоминать своих партнеров по “Карпатах“.
– Каким образом вы оказались во Львове?
– В советские времена одним из ведущих львовских арбитров был Михаил Кусень. Мой переезд во Львов состоялся благодаря ему. Заявление о просьбе уехать во Львов я писал двумя пальцами. Тогдашние тренеры Сергей Коршунов и Эрнест Юст были заинтересованы в моей персоне. На тот момент я набрал хорошую форму и выглядел неплохо. Честно говоря, даже сейчас не знаю точно, каким образом они меня заметили. Тогда ведь не было высоких технологий или агентов. Кстати, меня также хотели видеть в Горьком (теперь Нижний Новгород – Л.К.), но я фактически самовольно уехал во Львов.
– Эрнеста Юста считают лучшим тренером “Карпат” за 50-летнюю историю существования клуба. У вас какие воспоминания о нем?
– Прекрасные, исключительно прекрасные. Чудесный человек и отличный тренер. Ничего плохого не могу сказать о нем.
“Сказали, что палец не пришьют, я выбросил его в урну”
– В основном составе “Карпат” вы провели только один матч. В игре против одесского “Черноморца” львовяне уступили со счетом 2:0…
– Когда мне сказали, что я выйду в стартовом составе, у меня голова перевернулась в другую сторону. “Черноморец” тогда был в ударе. Меня буквально расстреляли. Обидно, что мы уступили.
– Вашими коллегами по вратарскому цеху были Евгений Власенко и Юрий Сусла. С ними проблем в отношениях также не было?
– Абсолютно(смеется – Л.К.) Это великолепный ребята, которые, к тому же, здорово играли. Власенко и Сусла – легенды “Карпат“. А я приехал в новую команду с травмой, накануне сломал палец. Месяц я вообще не тренировался. Ребята играли, а я просто жил в общежитии. Со временем я приступил к тренировкам, сначала чувствовал дискомфорт, боялся немного.
– Но со временем “Карпаты” вам все же пришлось покинуть…
– После того, как я вернулся в общую группу, начал постоянно играть за дубль. Дебютировал в основном составе. Но понимал, что стать первым номером не смогу. Тут меня пригласили обратно в Тулу. На тот момент я учился в Ивано-Франковском техникуме физкультуры. Закончив его, я уехал в Тулу.
– Ваше имя часто ассоциируется с уникальным эпизодом. Говорят, однажды вы зацепились обручальным кольцом за крючок на воротах…
– И оторвал палец. Все верно. Но откуда вы об этом знаете (смеется – Л.К.)? Перед каждой тренировкой мы вешали сетки на ворота. Для того, чтобы ее закрепить на гачек, приходилось прыгать. Остался последний крючок. Все были круглые, а последний – конусообразный, отпиленный. Подпрыгиваю, цепляюсь обручальным кольцом, и у меня отлетает палец. Когда это случилось, я даже не понял, в чем дело.
– Возможно, это было шоковое состояние…
– Скорее всего. Сначала подумал, что что-то сверху упало. Смотрю на руку – пальца нет. А вот он, валяется… Поднял кольцо, поднял палец и пошел. У нас напротив стадиона расположен диспансер. Прихожу и спрашиваю: “Пришьете?”, “Нет” – говорят. Я взял и бросил его в урну.
– Так просто?
– Вызвали скорую, забрали меня в больницу. Там рану зашили. Но я до сих пор без пальца. Все что остается – шутить(смеется – Л.К.)
– Неужели не чувствовали боли?
– Единственное, что я услышал – треск.
“Отец посадил нас в вагон. Больше я его не видел”
– Насколько сложно футболисту вашего амплуа играть без пальца?
– Особого дискомфорта не ощущал. Это случилось то ли в 1965-ом, то ли в 1966-ом году. Со временем просто свыкся. Я вообще к травмам привык. Потом в Жданове (теперь Мариуполь – прим.авт. – Л.К.) мне челюсть сломали. В Москве сделали операцию. Вот такие дела.
– Читал, что по образованию вы электрослесарь. Не очень привычный профиль для футболиста…
– Это так надо было написать. Мы играли в классе “Б”, поэтому нужно было подавать заявку в федерацию. В документах нужно было такое прописать. На самом деле в электрике я –”ноль”.
– Почему вы решили, что ваше место – в воротах. Забивать голы не особо стремились?
– Еще в 15-летнем возрасте я играл в основном составе команды из Суворовского района Тульской области. Начинал я на позиции защитника. Но однажды наш вратарь получил травму. Я решил попробовать себя, мне понравилось. С тех пор вратарские перчатки не снимал. Даже, когда служил в армии в Воронеже и играл за команду Окружного Дома Офицеров. Потом я пошел на повышение и в этом же городе пополнил состав “Труда” – ведущей команды Воронежа.
– Во всех возможных справочниках пишут, что вы родились в поселке Ханино, Тульской области. Так ли это?
– Нет, родился я в Беларуси, в городе Борисов. Об этом никто не знает. У меня семья военная, мой отец – военный офицер. Во время войны мы с мамой и сестренкой убежали оттуда. Отец посадил нас в вагон и все… Пропал без вести, ни слуху, ни духу. А мы уехали в Кировскую область.
– Сейчас вы живете в Туле. Говорят, что в ваш город с самоваром приезжать не надо…
– (смеется – Л.К.) Конечно, не надо. Иначе чай будет плохой.
Источник: ПРО ФУТБОЛ