Автор первого гола “Шахтера” в еврокубках Владимир Роговский – о донецком Джордане, попадании в историю, соперниках с “чаем во рту” и о том, как “прихлопнули” дома полсборной Италии
– Владимир Григорьевич, верится ли вам, что с первого матча “Шахтера” в еврокубках против берлинского “Динамо“, в котором вы открыли счет, прошло уже 40 лет?
– И верится, и не верится… Кажется, все это было совсем недавно. Очень хорошо помню, как готовились к старту в еврокубках, и до сих пор могу в подробностях описать события всех наших матчей в том розыгрыше Кубка УЕФА. Мы обыграли Берлин дома 3:0, а на выезде сыграли с ними вничью 1:1, я и там тоже забил. Потом прошли венгерский “Гонвед”, обыграли их и дома – 3:0, и в гостях – 3:2. А третьим нашим соперником стал “Ювентус“, где играла почти вся сборная Италии: Дзофф, Ширеа, Тарделли, Бонисенья, Каузио, Беттега. А тренировал их Джованни Трапаттони. В Турине мы им проиграли 0:3, но они объективно были сильнее. Тем более что для нас это был первый опыт игры на таком стадионе, при таких болельщиках. Но в ответном матче все же “хлопнули дверью” и выиграли у них 1:0. Покойный Валера Шевлюк забил единственный гол. Считаю, что для дебютантов мы выступили тогда очень даже достойно.
– А как вы тогда готовились к играм еврокубков, как изучали будущих соперников? Видеозаписей-то еще не было.
– Наш главный тренер Владимир Сальков ездил в ГДР на какой-то матч “Динамо“. Смотрел, записывал, делал для себя какие-то выводы, а потом уже нам объяснял, какие сильные и слабые стороны у будущего соперника…
– Почти что “на пальцах”?
– Можно и так сказать. Потом, перед “Гонведом“, Максимыч (Сальков.- Авт.) в Венгрию съездил. Тогда в соцстраны все же выехать было проще. А вот попасть в Италию, посмотреть на “Ювентус” ему уже не удалось. Поэтому первую игру с итальянцами мы вообще играли “вслепую”. Может, поэтому и проиграли так крупно.
– Но давайте вернемся к событиям первого матча, с берлинским “Динамо“, и к вашему историческому голу.
– Мы начали в своем стиле – прессинг со стартовым свистком. И уже одну из первых наших атак немцы прервали с нарушением правил – сбили Соколовского недалеко от правого угла своей штрафной площадки. Штрафной у нас пробивал Яремченко. Валера навесил на дальнюю штангу, где уже выпрыгивал Старухин. Виталик до мяча не дотянулся, но отвлек внимание защитников “Динамо” на себя, а я оказался почти неприкрытым. Бил головой зряче, главное было – попасть в створ. Вот так и забил. Случилось это на третьей минуте матча. И, кстати, я потом уже где-то прочел, что этот гол еще в течение 15 лет считался самым быстрым в истории Кубка УЕФА.
– А вы вообще головой хорошо играли?
– Ну, со Старухиным мне тягаться было сложно (улыбается). Виталя вообще был феноменом, королем воздуха, как его называли. В наше время лучше него в Союзе головой не играл никто. Это надо было видеть: он выпрыгивает, и вместе с ним выпрыгивают защитники. Но когда те уже начинали опускаться, Виталя словно зависал в воздухе – как Джордан в баскетболе. Будто его что-то держало. Такому научиться нельзя, это природный дар. Ну а я был “подносчиком снарядов” для Бабуси, крайним нападающим, по современной классификации – что-то типа правого вингера. В мою задачу входило обыграть защитника на фланге, а потом уже по обстоятельствам: или сделать передачу в центр, или самому нанести удар по воротам. Но когда мне предоставлялась возможность пробить головой, я всегда старался ею воспользоваться.
– В той игре с немцами Сальков давал установку на быстрый гол?
– Да у нас вообще тактика такая была в домашних матчах, с кем бы ни играли – постараться обескуражить соперника, запрессинговать, пока он еще не втянулся в игру. Знаете, некоторые команды ведь выходят на поле, как у нас говорили, еще с чаем во рту. Была у нас, например, наигранная комбинация при розыгрыше мяча из центра в начале игры. Тогда нельзя было, как сейчас, сразу отдавать мяч назад, первый удар обязательно надо было сделать вперед. Подходили к мячу двое: Старухин и кто-то из полузащитников. Бабуся легонько катнет его вперед и сразу бежит в чужую штрафную. За ним следом крайки – я и Сафонов. Мяч в это время отдается заднему защитнику Горбунову, у которого был сильный и точный плассирующий пас. Шла передача через полполя на Старухина, сброс под удар?- и уже “пожар” у ворот соперника.
– Ваш быстрый гол в ворота берлинцев наверняка повлиял на дальнейший ход поединка?
– Да, мы почувствовали себя еще увереннее, заиграли на высоких скоростях, стали регулярно создавать голевые моменты. До поры до времени немцам просто везло, но уже под занавес матча Соколовский и Старухин забили еще два мяча. Мы победили 3:0 и, по сути, сняли все вопросы относительно выхода в следующий раунд.
– Насколько премиальные за победу в еврокубковом матче тогда отличались от премии за выигранную игру чемпионата?
– Если мне не изменяет память, за победу в матче чемпионата страны мы получали рублей по 70 на брата, а еврокубках – где-то до 200 за выигрыш. В принципе, неплохие деньги по тем временам, учитывая, что, скажем, месячная зарплата инженера была тогда порядка 150-160 рублей.
– Видеозапись того матча и своего гола потом как-нибудь доводилось видеть?
– Конечно. Последний раз смотрел нарезку из того матча в 2011 году, когда приезжал на празднование 75-летия “Шахтера“. В клубном музее на “Донбасс Арене” был небольшой кинотеатр с богатым видеоархивом. Эх (тяжело вздыхает), дай Бог, может когда-то еще и возвратимся на “Донбасс Арену”.
– Следите за выступлениями нынешнего “Шахтера“?
– Не только слежу, но и болею за команду всей душой.
– А сами на поле еще выходите?
– Случается. Вот, например, год назад играл со сборной ветеранов херсонского футбола (Владимир Роговский, которому сейчас 62 года, уже много лет возглавляет кафедру физвоспитания в Херсонском экономико-правовом институте.- Авт.) против сборной ветеранов киевского “Динамо. Из Киева приезжали Бессонов, Саленко, другие ребята. Мы выиграли 4:3, один из голов забил я, и меня в итоге признали лучшим игроком матча.
Источник: Сегодня