Как премьер-лига Англии стала самой популярной футбольной лигой мира?

Как Премьер-лига Англии стала самой популярной футбольной лигой мира?

В апреле 2021 года футбольное сообщество всколыхнула новость о создании Суперлиги, в которую вошли сразу шесть английских топ-клубов. Болельщики были разгневаны, а особое недовольство выражали те, кого в Суперлигу не позвали. В частности, популярным стал слоган Earn It! (Заработай это!), критиковавший идею отсутствия вылета для грандов и их выделение.

Включилось даже английское правительство, которое угрожало беглецам суровыми санкциями. Ирония кроется в том, что именно в Англии когда-то была реализована идея выделения сильнейших клубов в отдельный чемпионат. Проект назвали Английской Премьер-лигой, в которую в 1992 году вошли 22 сильнейших клуба Туманного Альбиона. Цель турнира была такой же, как у Суперлиги – участники желали зарабатывать больше денег.

АПЛ стала самым высоким дивизионом в системе футбольных лиг Англии и очень быстро вышла за ее пределы. Уже в 90-е годы главными звездами чемпионата были легионеры, а к середине 2010-х Премьер-лига стала самой сильной и популярной в мире – ее суммарная аудитория насчитывает 212 стран, а потенциальная насчитывает 4,7 млрд зрителей. Нынешняя АПЛ уже давно превратилась в Суперлигу, где самые богатые клубы планеты собирают интернациональные команды суперзвезд и привлекают капитал целых государств.

АПЛ имеет практически безграничные финансы

Фундаментом, на котором стоит могущество современной АПЛ, является экономическая привлекательность Соединенного королевства. Лондон – один из ключевых финансовых центров мира, а инвестиции в британскую экономику гарантируют прибыль. Именно поэтому уже в 90-е годы спонсорами английских клубов стали корпорации Sharp, JVC, Panasonic (японская электроника), Carlsberg, Holsten (датское и немецкое пиво), Peogeut и Opel (французский и немецкий автопром).

В “нулевых” добавились Siemens Mobile, Samsung, Vodafone и т.д. Тогда же клубы АПЛ начали скупать олигархи из Европы, США и Азии – они пришли по статусу и связям в глобальной экономике. За последние 15 лет в АПЛ инвестировать начали государственные шейхи из ОАЭ (приобрели Манчестер Сити) и Саудовской Аравии (купили Ньюкасл).

Подобные процессы можно заметить и в других странах, но дотянуться до уровня Англии никто не способен. Причина кроется в гигантских доходах островитян от контрактов с телевидением. В 2016-2019 годах британские Sky Sports и BT Sports выплачивали АПЛ 5,1 млрд фунтов всего за прямые эфиры, а с международными трансляциями стоимость ТВ-прав достигла 8,6 млрд фунтов. В 2019–2025 гг. сумма увеличилась до 9-10 млрд, а ТВ-контракт на 2025-2029 годы гарантирует 6,7 млрд фунтов только от внутренних трансляторов – а еще 2 млрд поступят от американской NBC.

И это только телевидение – а еще стоит не забывать о продаже атрибутики, доходах от матчдея, спонсоров и другой коммерческой деятельности. Средний операционный доход клубов АПЛ превышает 300 млн. евро, а половина лиги получает не менее 400 млн. евро. Это приводит к доминированию на трансферном рынке – а в самом чемпионате Англии размылась пропасть между лидерами и аутсайдерами.

АПЛ привлекает грандиозными трансферами и безумной конкуренцией

Клубы АПЛ за последние пять лет потратили более 12 млрд евро сугубо на трансферы. Это больше, чем потратили Ла Лига и Серия А вместе взятые. При этом они еще продали игроков почти на 6 млрд, оставаясь лидерами по финансовому обороту. Сразу шесть команд чемпионата входят в десятку самых дорогих в мире, хотя большие затраты еще не гарантируют успеха.

Часто английские клубы допускают ошибки, такие как “Челси” с трансферами Андрея Шевченко в 2006 году и Ромелу Лукаку в 2021-м. Оба игрока обошлись лондонцам в рекордные для футбола суммы, но почти не выходили на футбольное поле – и ушли почти за бесценок.

В то же время АПЛ славится и удачной кадровой политикой. К примеру, Александр Зинченко перешел в “Манчестер Сити” за 2 миллиона евро, стал звездой АПЛ и принес 35 миллионов при перепродаже. Другой пример – Мохамед Салах, который обошелся “Ливерпулю” в 42 миллиона и стал клубной легендой. В течение шести сезонов египтянин набирает по 20+ результативных действий в чемпионате. Каждый английский клуб имеет десятки подобных историй, что приводит к безумной конкуренции.

Футбольная среда АПЛ делает игроков и тренеров максимально приспособленными к высоким требованиям. Интенсивный темп, жесткая борьба и разные тактические схемы заставляют адаптироваться и развивать физическую выносливость. Все команды имеют высокий уровень состава и даже аутсайдеры могут навязать борьбу грандам. Именно поэтому английские клубы доминируют в еврокубках, а чемпионат Англии безоговорочно считается самым сильным.

Тренеры оказывают сильное влияние на развитие АПЛ

Безграничные финансовые возможности АПЛ привлекают лучших тренеров планеты. Дело не только в желании заработать денег – коучи, которым дают предложение из Англии, имеют большой опыт работы на топ-уровне и несколько миллионов на балансе. Для таких специалистов главной мотивацией есть статус в главной лиге мира и шанс реализовать любые тактические замыслы. Благодаря безграничным ресурсам они способны собрать команду своей мечты.

Такой подход позволяет избегать стагнации идей, превращая АПЛ в образец для футбольного мира. Тренеры играют в этом процессе ключевую роль. В частности, Арсен Венгер на рубеже 90-х и “нулевых” провел в Арсенале ментальную и организационную революцию, приучив к строгой дисциплине и специализированной диете – сейчас этот подход является нормой для всех видов спорта.

Жозе Моуринью принес Челси и АПЛ концепцию игры на переходных фазах – она стала основной в Европе к началу 2010-х. Пеп Гвардиола и Юрген Клопп в Англии довели до идеала теорию позиционного футбола и высокого прессинга, и именно по их лекалам работают современные аналитики. Эти же специалисты создали системное направление в работе тренеров, подбирая состав под общую концепцию – а вот Маурисио Почеттино в Тоттенхеме пошел по противоположному пути, адаптируясь к особенностям подопечных. На противостоянии этих подходов в последние 10 лет держится все развитие игры.

Благодаря этим и другим коучам АПЛ может похвастаться стилистическим разнообразием. Учитывая силу команд и наставников, единственной общей чертой для английского первенства стала высокая интенсивность. В условиях безумной конкуренции тренеры ищут игроков, способных быстрее бегать и думать, что положительно влияет на привлекательность для болельщиков.

Болельщики и стадионы – один из ключевых факторов успеха АПЛ

Влияние болельщиков на развитие АПЛ трудно переоценить. Лига бы никогда не стала столь могущественной, если бы не огромное англоязычное коммьюнити во всех частях света. На узнаваемость бренда работает и статус английского как главного международного языка. В конце концов, английская поп-культура по влиянию уступает разве что американской.

А футбол – это самый доступный и популярный вид спорта. Сочетая в себе все вышеупомянутые стартовые условия, АПЛ совершенно логично превратилась в главную спортивную транснациональную корпорацию. Ни одна другая лига не имеет такой потенциальной фан-базы – сейчас ее оценивают в 4,7 млрд зрителей. Именно поэтому у британцев самые лучшие ТВ-контракты и самые высокие доходы от коммерции.

Невозможно остаться без болельщиков, если за твой клуб публично болеют лидеры группы Oasis, певец Эд Ширан, актриса Кира Найтли или телеведущий Джереми Кларксон. Для Англии футбол является культурным феноменом, поэтому каждый солидный селебрити должен публично поддерживать клуб АПЛ и приходить на стадион в свободное время.

В последние годы в мире приобрела популярность паб-культура, которая пришла именно из Англии. Там есть десятки тысяч пабов – традиционно они были местом сбора футбольных фанатов. Даже некоторые легенды АПЛ вышли в свет из этих заведений (таких как Джейми Варди из Лестера). А потом все эти люди идут на трибуны, напевая Hey Jude, You’ll newer walk alone, Blowing Bubbles или Blue Moon. Эти песни родились за пределами английских стадионов, стали культовыми для болельщиков и уже давно исполняются на европейских аренах.

Почему Премьер-лига остается топовой?

Конечно, всем когда-то приходит конец, однако прогнозы по падению АПЛ не сбываются на протяжении десятилетий. В сообществе постоянно размышляют об английском финансовом пузыре, который вот-вот лопнет – впрочем, экономисты говорят обратное. На доходы клубов особого влияния не оказал даже коронавирус, а ТВ-контракты увеличиваются в стоимости.

АПЛ в результате врожденной популярности английской культуры, языка и самого футбола получила неограниченные ресурсы и грамотно ими распоряжается. Привлекательность для футбольного сообщества конвертируется в сумасшедшие прибыли, которые частично идут на удержание команд – основные усилия направлены на развитие успешного бизнеса. Манчестер Сити, Манчестер Юнайтед, Арсенал, Челси и многие другие клубы уже давно построили собственные спортивные империи – прибыльные и влиятельные.

А это значит, что в АПЛ и дальше будут играть сильнейшие футболисты под руководством сильнейших тренеров, а рядовые поединки английского чемпионата будут обваливать рейтинг топ-матчей в других странах. В ближайшем будущем Премьер-лига Англии обречена быть империей, над которой никогда не заходит солнце.