Марек КИНЦЛ: “Питерские болельщики – супер!”

В предстоящем сезоне честь “Зенита” на трех фронтах – чемпионате и Кубке России, а также Кубке УЕФА – будут защищать пятеро футболистов из Чехии. Четверо в Питере уже не новички. А в текущем межсезонье к ним присоединился 30-летний форвард Марек Кинцл.

Соотечественник Мареша, Горака, Ширла и Гартига может стать в “Зените” очень заметной фигурой. И не только благодаря 190 сантиметрам роста.

Инициатором приглашения в питерский клуб нападающего пражской “Спарты” был, разумеется, Властимил Петржела. Главному тренеру “Зенита” требовался рослый форвард, способный реально усилить наступательный потенциал команды, которая любит и умеет атаковать с флангов. Ведь даже лучший нападающий сине-бело-голубых, Александр Кержаков, в воздухе играет далеко не так уверенно, как на земле. Кинцл же – говорю как очевидец – головой по мячу способен ударить столь же сильно и точно, как и ногой. При этом опытный игрок, отдавший футболу двадцать пять лет из тридцати прожитых, ни в коем случае не может считаться узкоспециализированным “королем воздуха”. На “первом этаже” Марек тоже ориентируется очень неплохо.

По выражению Петржелы, Кинцлу еще нужно “привыкнуть к игровому стилю “Зенита”. Думается, это произойдет достаточно быстро. Не в последнюю очередь благодаря коммуникабельности футболиста, который сейчас уверенно вспоминает полученные когда-то в школе навыки русского языка. Переводчик для беседы нам, во всяком случае, не потребовался.

ДО ОБЕДА – СОЛДАТ. ПОСЛЕ – ФУТБОЛИСТ

– Марек, вы родились в Праге?

– Да.

– А почему, если не секрет, за годы карьеры сменили множество нестоличных чешских клубов?

– Для чешского футбола подобные вещи традиционны. Игрок каждые два-три сезона меняет команду, и это нормально. Клубные ветераны, которые много лет выступают за один клуб и не хотят ничего менять в своей судьбе – редкость. Если же говорить обо мне, то детскую мечту – играть в пражской “Спарте” – я все-таки осуществил. Хотя и шел к этому долгие годы.

– Болели за “Спарту”?

– Да. С детских лет. Огромную роль в этом сыграл отец, всегда бравший меня с собой на стадион. Папа тоже играл в футбол, пусть и на высшем уровне, а потом стал тренировать. И очень хотел, чтобы я последовал его примеру. Мне было всего пять лет, когда отец отвел меня в мою первую команду – пражский “Славой”. Пять лет я постигал там азы футбола. Потом перешел в другой “Славой”, вышеградский. Дорос там до мужской команды, но в 18 пришла пора служить в армии.

– По-настоящему?

– Наполовину. (Смеется.) До обеда был обычным солдатом. И с автоматом познакомился, и с другими атрибутами армейской жизни. А во второй половине дня меня отпускали тренироваться и играть. В таком режиме и провел полтора года.

– Что было после увольнения из армии?

– Только футбол. Постепенно рос как профессионал. Поиграл за “Сполан” из Нератовице, в третьей лиге, а в двадцать лет дебютировал в первой: пригласили в “Градец-Кралове”. Потом было еще несколько клубов “Слован” (Либерец), “Дукла” (Пршибрам), несколько месяцев отыграл даже здесь, в Блшанах. И только после этого вернулся в Прагу. Вначале в “Викторию” из Жижкова, а затем наконец попал в “Спарту”. Осуществить детскую мечту мне помог очень удачный сезон в составе “Виктории”. Тогда за чемпионат удалось забить 16 мячей.

ИЗ “СПАРТЫ” УШЕЛ КРАСИВО

– Оказавшись в клубе своей мечты, не стали почивать на лаврах?

– У вас это называется “звездная болезнь”, да? Нет, такое мне точно не грозило. Расслабляться в “Спарте” нельзя было ни на секунду, иначе тут же вылетишь из основного состава. Конкуренция была очень острой. За три сезона, что я провел в “Спарте”, поиграл в нападении со многими партнерами. Появлялись в “Спарте” и рослые нападающие вроде меня, то есть мои прямые конкуренты. Таким, например, был Блага, потом появился Глушчевич…

– Но вы места в основном составе не теряли?

– Две золотые медали чемпионата Чехии выиграл честно. (Улыбается.) Очень горжусь этими титулами. Надеюсь, что в текущем чемпионате Чехии “Спарта” все же успеет догнать “Баник” из Остравы, и я смогу еще раз завоевать звание чемпиона страны. Желаю успеха своим уже бывшим партнерам.

– Ведете ли вы статистику собственной результативности?

– По-моему, каждый форвард считает свои голы. Я не исключение. Веду общую статистику – число сыгранных мною матчей во всех клубах первой лиги и забитые в этих матчах мячи. Сейчас на моем счету 190 игр и 55 голов.

– Памятный мяч в ворота римского “Лацио” за несколько секунд до конца матча группового турнира Лиги чемпионов в это число не входит?

– Нет, там отдельный счет. Но этот гол – действительно самый значимый в моей карьере.

– Могли хотя бы предположить, что покинете “Спарту” столь красиво?

– Нет, конечно. Тем более что я в том матче вышел только на замену. Кажется, минут за 20 до конца игры (на 73-й минуте. – Прим. А.К.). Почти двенадцать лет провел в профессиональном футболе, но перед выходом на поле волновался, как юниор. Ведь это был мой последний матч за “Спарту”! И как же я был счастлив, когда удалось забить гол, да еще победный!

– Вам, кстати, психологически тяжело выходить на замену?

– Лучше, конечно, играть с первых минут. Но я профессионал и обязан показать максимум того, на что способен, за отпущенное тренером игровое время.

– Не мелькнула ли мысль после того гола “Лацио”: а может, остаться в “Спарте”?

– Нет. Для себя я уже все решил. Хотя мой контракт с пражским клубом был действителен еще полгода – он заканчивался летом 2004-го. Но желание уехать за границу, попробовать свои силы в футболе другой страны было твердым.

ПИТЕРСКИЕ БОЛЕЛЬЩИКИ – СУПЕР!

– Что вы успели узнать о своем будущем клубе перед переходом в “Зенит”?

– До 2003 года о “Зените” я почти ничего не слышал. Но потом ситуация изменилась. Команду из Петербурга принял Властимил Петржела, и наша пресса, конечно же, стала следить за “Зенитом”, его успехами и игрой в составе клуба чешских футболистов. Мне это было интересно, тем более что я хорошо знал Павла Мареша и других ребят по совместным выступлениям за “Спарту”. Под руководством Петржелы раньше никогда не работал, но очень много играл против команд, которые он тренировал. Был приятно удивлен, когда увидел, как жители Петербурга постоянно заполняют трибуны. У вас – суперболельщики! Стадион в Петрограде (так назвал город Кинцл. – Прим. А.К.) вмещает ведь 22 тысячи мест, правильно?

– Примерно.

– И на каждом матче полный стадион? Как хорошо! У нас на домашних матчах “Спарты” столько народу собиралось только во время игр Лиги чемпионов. А матчи чешского чемпионата посещало обычно около пяти тысяч человек.

– Дополнительные сведения о клубе и городе, где вам предстоит жить и играть в футбол, получили?

– А как же! Несколько раз звонил Марешу, мы много общались. Павел мне подробно все рассказал, и я уже не сомневался, ехать мне в “Зенит” или нет. Знаю по описаниям Мареша, какой красивый город Санкт-Петербург, как там холодно зимой и тепло летом. В том, что зимой холодно, уже успел убедиться лично (смеется), когда приезжал заключать контракт. Теперь буду ждать летних впечатлений. Слышал, что недели три летом в Петербурге бывает очень тепло. С удовольствием познакомился бы с городом, если выдастся свободная минута. Очень понравилась зенитовская клубная база.

– Вы много лет отыграли на родине. Не сомневались, стоит ли менять жизнь к тридцати годам?

– Наоборот, очень хотел что-то изменить и поиграть в зарубежном чемпионате, пока еще есть запас сил. А на здоровье я не жалуюсь. За всю карьеру (стучит по деревянному столику) не получил ни одной тяжелой травмы и не перенес ни одной серьезной операции. Мелкие болячки, неизбежные в футболе, не в счет.

ДРУЗЬЯ ПО ВСЕЙ ЕВРОПЕ

– Доволен ли ваш отец тем, как сложилась футбольная карьера сына?

– Очень. Кстати, в юности я даже немного поиграл за команду, которую тренировал отец. Это в него я такой большой (смеется), у папы тоже метр девяносто. Высокими выросли и я, и моя сестра Ленка, она играла в гандбол. А когда я выступал за “Спарту”, отец не пропускал ни одного домашнего матча команды.

– Ваша жена тоже ходит на футбол?

– Да. Только Люция очень переживает, когда меня бьют по ногам.

– Вы давно вместе?

– Уже восемь лет. А познакомились тоже в какой-то степени благодаря футболу – на небольшом рауте по случаю окончания сезона. На вечер был приглашён только ее отец, он по профессии адвокат. Но будущий тесть позвонил Люции и попросил ее взять машину и привезти в зал несколько ящиков пива, которого не хватило. А я зачем-то вышел из зала, и мы столкнулись. С тех пор не расстаемся.

– У вас уже двое детей?

– Марек-младший уже пошел в школу, а дочке Зузане три годика.

– Хотели бы увидеть сына профессиональным футболистом?

– А почему нет? Надо же продолжить футбольную династию Кинцлов.

– Семью в Питер привезете?

– Обязательно. Жилье я уже выбрал, жене должно понравиться.

– Любите домашний отдых в кругу родных? Или в выходной день лучше выбраться куда-нибудь в “свет”?

– Нет, я человек спокойный. Люблю побыть дома с женой, поиграть с детьми. Ведь вижу их не так часто и потому ценю каждую минуту общения с семьей. Сейчас звоню домой при первой возможности. Надеюсь, однообразную жизнь на следующем сборе, в Голландии, скрасит Зденек Грыгера. Он в “Аяксе” играет, обещал приехать ко мне в гости на сбор “Зенита”.

– Дружите с бывшим одноклубником по “Спарте”?

– Крепко дружим. У меня во всех командах, где я играл, остались близкие приятели. Сейчас разъехались в разные стороны, играют в Европе. Я коммуникабельный человек. И обычно легко схожусь с людьми.

“СТРЕЛЕЦКИЙ” СЧЕТ

– Сами во многих странах побывали?

– Весь континент объездил. В основном со “Спартой”, в ходе трех турниров Лиги чемпионов. Мы играли с “Лацио”, “Арсеналом” и “Шахтером”, “Реалом”, “Порту”, “Баварией”, “Панатинаикосом”, Фейеноордом”… Разные страны, разный стиль футбола. Интересно.

– А два матча против московского “Спартака” помните?

– Конечно. 2:2 в Москве и 2:0 в нашу пользу дома. Я играл в обоих матчах. А в Праге забил “Спартаку” гол.

– Ваш послужной список в составе сборной Чехии не столь обширен?

– К сожалению. Сыграл за национальную сборную Чехии только три матча и забил один гол. Это было четыре года назад. Мы участвовали в неофициальном турнире в Гонконге, сыграли с хозяевами турнира, а также с мексиканцами и японцами. Сборную тогда тренировал Йозеф Хованец. При других тренерах мне сыграть в сборной не довелось, но и три матча в ее составе – большая честь.

– На сколько мячей собираетесь пополнить свой “стрелецкий”, как говорят в Чехии, голевой счет?

– Не хочу загадывать. Просто сделаю все возможное для того, чтобы мой новый клуб играл хорошо. И побеждал.

– Знаете, что петербургские болельщики ждут, что вы будете много забивать головой? Как недавно в ворота “Лацио”?

– Постараюсь оправдать их ожидания. Говорят, я неплохо играю головой. Не мне судить об этом, со стороны виднее. А вообще я привык играть в паре с другим нападающим – пониже ростом и более маневренным. У нас неплохо получалось в “Спарте” в дуэте со Сьонко… А что, действительно в России не очень много нападающих, которые хорошо играют головой?

– Не то слово! Их почти нет.

– А вы не знаете почему?

Источник: Невский спорт