Алексей Михайличенко попрекнул журналистов тем, что они позволяют себе быть недовольными игрой сборной. Мол, вы все время говорите, что нам нечего делать на чемпионате мира. И жемчужина от наставника: «Если вы своим вопросом намекаете, что мы в матчах с Грецией показали безобразную игру, то, извините, мы с вами смотрим на футбол разными глазами».
Наверное, действительно разными. Ибо если говорить пока исключительно о матчах с Грецией, то ничего, кроме безобразной игры (хотя и игрой-то назвать это трудно), увидеть не удалось. Тренеру, конечно, с лавки виднее. Он профессионал, он ближе к полю, он в футболе понимает. Жаль только, что наставник не счел возможным объяснить, что же такого не безобразного показала Украина в матчах плей-офф, если даже с задачей защиты своих ворот она не справилась? В решающем матче команда не создает моментов. В решающем матче команда практически не атакует. В решающем матче, будем откровенны, команда ходит по полю пешком и, судя по всему, рассчитывает только на то, что арбитр поверит падениям Милевского, Алиева, Шевченко (так последний хоть действительно провоцировал соперников на фолы, а не картинно валился, не дожидаясь контакта). В решающем матче команда допускает то, что из центра поля проходит разрезающий пас на игрока, который совершенно свободен недалеко от ворот, а двое защитников покуривают на определенном расстоянии от него и даже не бросаются за ним, а так, вяло наблюдают, как мяч влетает в ворота. Пожалуй, для полноты картины украинцам действительно не хватало только вставить в зубы по сигарете. Наверное, тогда можно будет называть игру сборной безобразной, а так – не сметь!
Испокон веков наша сборная существовала в некоем вакууме. Ругать ее почитается дурным тоном. Потому что, во-первых, выход в плей-офф – это и так достижение (с этим трудно спорить), во-вторых, с недавних пор «Мы были в восьмерке лучших» – сильнейший аргумент. Тех, кто был в восьмерке, критиковать нельзя. Железные аргументы. Это равноценно тому, что нельзя ругать Шевченко за невнятную игру, потому что «он много сделал для сборной Украины». То, что речь идет не о заслугах перед страной, а о результате здесь и сейчас, неважно…
Нельзя ругать и тренеров, ибо они работают с тем, что есть, а есть немного. Стало быть, нельзя критиковать Михайличенко за то, что он, например, выпустил в столь ответственном поединке Алиева. Ну и что, что у него нет игровой практики и что тренер клуба фактически игнорирует этого игрока? Зато он может бить штрафные, на что и был расчет (так тренер сказал). Как он их может бить – вопрос, судя по всему, не важный и отношения к делу не имеющий. Равно как и масса других вопросов. И не только относительно кадров.
Признаюсь, я сразу была против этого назначения. Михайличенко дискредитировал себя как тренер еще на этапе киевского «Динамо», а его успехи с молодежкой – это все-таки в большей степени достижение Павла Яковенко, а во что превратилась молодежная сборная самого Михайличенко, почему-то вспоминать не принято. Причина проста – тогда придется как-то объяснить, почему тренер, который сам не добился большого успеха, был назначен на такую ответственную должность. Был ли у президента федерации выбор? Полагаю, был. К слову, приглашение иностранного специалиста не выглядит таким уж диким. Правда, иностранцу многое не понравится, например, желание некоторых игроков из «заслуженных» попиариться за счет сборной. И вообще, человек не из этой системы наверняка разогнал бы полкоманды дармоедов и набрал бы, может, молодых и неопытных, зато желающих играть.
Но речь сейчас о другом. При Михайличенко команда действительно не показывала игры, и примерно за полтора года стиля у сборной так и не появилось. Во всяком случае, в какой футбол играет сборная Украины, осталось загадкой. Всплеск в болельщицких умах произошел после героической победы над Англией. Тогда-то тренера готовы были носить на руках почти все. Объяснять, что англичане откровенно не хотели побеждать, не хотелось – слишком оглушал был хор голосов, поющих осанны. Тем более, здравый смысл подсказывал, что продлится сие недолго.
Когда соперником по плей-офф выпала Греция, мысль направилась в сторону намеков на джентльменские договоренности. Однако вышло так, что самостоятельно Украина не в состоянии обыграть Грецию. Отовсюду понеслись обвинения греков в антифутболе! Основанием к чему были традиционные пять номинальных защитников. То, что в первом матче, например, при пяти номинальных защитниках было три номинальных форварда, выставленных в ущерб хавбекам (а те пятеро отвечали еще и за центр поля), во внимание не принималось. Потому что три форварда – это уже не антифутбол, это уже агрессивная схема. А как же обвинить команду в антифутболе, если она даже номинально показывает желание атаковать? А что не несется вперед с воплями «Шашки наголо!», так это, вероятно, от реальной самооценки и осознания своих слабостей, открывать которые Отто Рехагель не счел возможным. А что антифутбольного в том, что лидер команды в одиночку в центре поля легко уходит от двух-трех оппонентов (речь о Самарасе) и при этом идет вперед? Или антифутбол – это когда соперник не расступается и заставляет соперника взламывать свою оборону? Только как же ее взломаешь, если не знаешь, как атакуешь, кому отдаешь передачу и не видишь собственную атаку хотя бы на два-три паса вперед? И в таком случае нет ли ничего антифутбольного в том, что украинцы, оказавшись перед необходимостью забивать уже два гола вместо одного, по-прежнему предпочитали строить атаки через вратаря, полагая, что пасы назад способны придать атаке неповторимости и остроты. Конечно, определенная неповторимость в этом есть – не многие претенденты на участие в чемпионате мира так играют, но…
Собственно, вот оно – самое главное. А на каком основании Украина объявила себя претендентом на участие в ЧМ, а не обычным участником отборочного турнира? Какие к тому предпосылки? На основании чего украинские болельщики считают проигранный плей-офф неудачей? Кроме болельщицких эмоций, причин нет. Конечно, умы взбудоражили сами функционеры, тренеры, игроки, которые раздавали самонадеянные интервью. Но и об этом мы уже говорили – а что им сказать: мы сами не понимаем, как вышли в плей-офф и не особенно рассчитываем на успех? Так на их головы выльется еще больше критики, ведь «они были в восьмерке лучших»…
По дороге на матч я долго думала о том, нужна ли Украина чемпионату мира. С одной стороны, зачем ехать на такой турнир и показывать там возню? С другой – сейчас такие чемпионаты, что Украина там – далеко не самая худшая команда. А нужен ли Украине чемпионат мира? С одной стороны, еще один шанс на «мы были в восьмерке лучших», с другой – прекрасно понятно, что тогда совпало очень много факторов, среди которых везение – далеко не самый главный.
Но так вышло, что добиралась на матч я в компании очаровательных болельщиков, которые всю дорогу говорили о победе, пели песни и всячески выражали свою любовь к этой сборной. Тогда подумалось, что чемпионат мира нужен им, фанатам, а раз так – неважно, что собой являет сама сборная (а о ней мы еще раз непременно поговорим более детально). Когда эти же болельщики вернулись после игры и мы поехали обратно, куда больше времени было потрачено на разговоры о поражении России, которое вызвало массу восторгов. Нет, этим болельщикам не нужен чемпионат мира…
Что касается самой команды, то здесь куда больше закономерностей, чем исключений и неожиданностей. Подробнее об этом – чуть позже…
Источник: ПРО ФУТБОЛ