Итак, “Динамо” в очередной раз осталось без наставника. Причем накануне важнейшего матча в чемпионате Украины – против донецкого “Шахтера“. Для начала зададимся вопросом: тренер, который бросает команду в такой момент (а официально именно Валерий Георгиевич был инициатором расторжения соглашения), смело признает свою неспособность работать продуктивно с коллективом или же, наоборот, бежит с тонущего корабля?
Покинуть команду Газзаев хотел еще после невразумительной ничьи с “БАТЭ“, однако тогда президент клуба не принял отставку. Теперь Игорь Суркис не возражал. Что неудивительно, ведь поражение от “Шерифа” позорно не только фактом своего существования, но и тем, как оно случилось. После той игры, которую показала команда в матче с, прямо скажем, не самым сильным соперником, после голов, каждый из которых постыден даже для игроков детских команд, не говоря уже о гранде еврофутбола (а именно так позиционирует себя “Динамо”), совершенно логично обоюдное желание тренера и президента прекратить совместную работу. Однако прав ли был Газзаев, уходя за несколько дней до выезда в Донецк? Хотя, с другой стороны, теперь киевляне вправе позориться на “Арене” по самое дальше некуда и трагично заявлять, что без главного тренера такие матчи не выигрываются. Ну а если вопреки всем предстартовым прогнозам, “Динамо” добьется результата, можно будет сказать, какая замечательная и волевая в Киеве команда – в столь трудный момент собралась и одолела сильного и грозного соперника. То есть при всех минусах “Динамо” вроде как в плюсе в любом случае…
Признаем, что к отставке Газзаева все шло давно. Тут и невыразительные игры, и тяжелейшие победы над соперниками, которых динамовцы должны были бы обыгрывать с меньшими трудностями, и громкий хор киевских болельщиков, все активнее требовавших поменять главного тренера. Киевляне выглядели очень тяжелыми, и самое громкое доказательство этого прозвучало в Тирасполе. К слову, думается, не последнюю роль в таком исходе сыграла и совершенно непонятная лояльность президента. Скажем, когда Артем Милевский позволил себе более чем неприлично высказаться в адрес белорусских болельщиков, Игорь Суркис выступил с заявлением, что никаких санкций к игроку применено не будет, поскольку руководство относится с пониманием к эмоциям игрока. Похвальная позиция, однако эмоции эмоциям рознь. Когда один из лидеров клуба, бывший капитан использует ругательные выражения по отношению к болельщикам команды, только что добившейся грандиозной для себя ничьи с киевлянами на их поле, футболист должен понести наказание. И не только потому, что команда эта представляет страну, которая не так давно была родной страной Милевского. Тут дело в другом. Вседозволенность за пределами футбольного поля невольно переносится на газон, особенно у нас. В данном случае это все вылилось в пренебрежительное отношение к молдавскому клубу и какая-то поразительная уверенность, что “Шериф” будет бит одной левой. Тоже понятно: осознание собственной исключительности настолько уже впиталось в некоторые умы, что выбить его оттуда вряд ли возможно.
К тренеру, конечно, тоже вопросов много. Как был пропущен момент этого скатывания вниз? Неужели совсем ничего нельзя было предпринять, когда уже и в чемпионате Украины было видно, что команда с трудом дышит? Не приуменьшалась ли сила “Шерифа” в процессе подготовки к игре? И еще много других вопросов…
Но есть и более важный вопрос. Если за 10 лет не нашлось НИ ОДНОГО специалиста, который бы смог вывести эту команду на какой-нибудь уровень, действительно ли дело в тренерах, а не в самой команде?
Последней командой, которая вызывала всенародную любовь и уважение, за которой следили, за которую болели, неудачи которой воспринимались как собственные, вместе с которой смеялась и плакала вся страна, было “Динамо” Валерия Васильевича Лобановского конца 90-х. Потом Лобановский умер… Вернее, не так. Сначала он, по сути, отмахнулся от подопечных – видимо, понимал, что из того коллектива максимум уже выжат, а строительство новой команды ему уже было не по силам. На его место пришел Алексей Александрович Михайличенко. Так в “Динамо” началась эра преемственности.
Вообще, “Динамо” всегда ассоциировалось с двумя именами – Виктор Александрович Маслов и Валерий Васильевич Лобановский (Олега Петровича Базилевича мы тоже не забыли). (Конечно, были и другие отличные специалисты, немало сделавшие для “Динамо”, однако мы сейчас говорим о глобально-символических фигурах.) Однако если Лобановский перерабатывал концепцию Маслова (что очень бросается в глаза, если детально ознакомиться с суждениями обоих наставников – общего гораздо больше, чем расхождений), то ученики Валерия Васильевича Лобановского отчего-то пытаются его копировать. Копии, естественно, выходят бледненькими. Однако такая вот преемственность в Киеве существовала довольно долго, и жила она под красивыми лозунгами о сохранении традиций (кстати, именно она традиции эти и погубила).
Михайличенко продержался долго – чуть больше двух лет, хотя последние полгода его тренерское место больше напоминало электрический стул: слухи об увольнении гуляли вовсю, но Суркис постоянно давал последний шанс тренеру. Михайличенко обладал удивительной способностью в эти критические моменты выдавать что-то вроде победы над “Шахтером” и оставаться на своем месте. Терпение президента лопнуло после домашнего поражения от “Трабзонспора” в квалификации ЛЧ в 2004 году. С этого момента началась некая цикличность.
После Михайличенко были Йожеф Йожефович Сабо, Леонид Иосифович Буряк, Анатолий Васильевич Демьяненко, потом снова Сабо. Сабо в этом списке стоит особняком – он всегда приходил нехотя, исключительно из любви к клубу, на небольшой срок, в роли этакого спасителя, протянувшего руку помощи в трудный момент и готового своей больной и истерзанной грудью прикрыть брешь, пока руководство удалит все вопросы с приглашением другого специалиста.
Судьба же Буряка и Демьяненко практически ничем не отличались от судьбы первого преемника. Равно как стиль игры и результаты. Команда Буряка (он пробыл тренером всего-то пару месяцев!) в 2005 позорно проиграла на выезде “Туну” во второй квалификации, практически так же безвольно, как это сделали подопечные Михайличенко.
Демьяненко простили провальную Лигу чемпионов – 2006/2007, но после поражения в стартовом матче группового турнира следующей кампании, его место занял Сабо. Хотя, отметим, что сама Лига вряд ли была первопричиной: в соперниках все же была “Рома”, проиграть которой 0:2 в Риме не так уж и зазорно. Но Анатолий Васильевич подал в отставку. По его собственному признанию, чувствовал, что эта команда с поставленной задачей (выйти из группы как минимум) не справится. Думается, Демьяненко просто хватило тонкости уйти, не доводя дело до неожиданно-позорного поражения от клуба среднего и ниже уровня.
Самую же мудрую позицию занял Сабо, о чем говорилось выше. Тренер, видимо, очень хорошо знал о способности команды, причем в разных ее комплектациях, к неожиданным провалам. Йожеф Йожефович себя обезопасил разговорами о том, что он тут ненадолго и вопреки собственному желанию. Потому антирекордное выступление в ЛЧ-2007/2008 (0 очков, разница мячей – 4-19) никого, наверное, не удивило, хотя и положило конец (интересно, навсегда ли) попыткам “сохранить традиции”.
2007-й – исторический год для “Динамо”. Команду возглавил Юрий Павлович Семин. Специалист с именем (несмотря на все что о нем говорили, а говорили много и не только хорошее), самостоятельный, с собственными достижениями. Именно при нем пара Алиев – Милевский наконец-то перестала таскаться по кабакам и раскрыла свой талант. (Поразительно, но предыдущим наставникам звонили из злачных мест и просили “забрать пьяного в зюзю” игрока, а кому-то удалось найти ключики к сознанию талантливых футболистов, губивших свои карьеры в различных питейных заведениях.) Именно при нем в действиях “Динамо” проглядывалась некая изюминка. В общем, много чего хорошего можно выделить в его работе (хотя не будем ее сейчас идеализировать, ибо критика в адрес “Динамо” звучала и тогда), однако все хорошие начинания растворились в “нигде”. Весной 2009-го динамовцы вышли в полуфинал Кубка УЕФА, где проиграли донецкому “Шахтеру“. И, поговаривают, что именно тогда Юрий Павлович принял окончательное решение распрощаться с клубом. Официально расставание состоялось чуть позже, и официальным поводом к нему было предложение родного Семину “Локомотива“. Вслед за тренером туда же последовал Алиев, игрок, конечно, противоречивый, но, как оказалось позже, очень нужный “Динамо”, ибо без него стало хуже.
Вопреки опасениям болельщиков (а не назначат ли Олега Лужного главным тренером без всяких там “и. о.”), Семина сменил Валерий Георгиевич Газзаев. А Газзаев – это не просто тренер с именем, а еще и обладатель Кубка УЕФА – 2005. Причем добился он победы не, допустим, с “Реалом”, а с московским ЦСКА, что, конечно, говорит о многом. Удивительно, но Газзаева с самого начала принимали не очень тепло. И игра у “Динамо” не такая, и результатов нет. Отставки тренера болельщики требовали с особой страстью. Проигрыш “Аяксу” в четвертой квалификации нынешнего розыгрыша ЛЧ приняли негативно, но ввиду именитости соперника с некоторым пониманием. А чудеса в Лиге Европе народ уже пережить не мог. Отставку тренера президент принял, и отдал команду Олегу Лужному (с приставкой “и. о.”).
(Небольшое отступление. Думается, что Игорь Михайлович Суркис все же приложит титанические усилия, чтобы за короткое время найти тренера, ибо пребывание на этом посту Лужного будет все де десятью шагами назад. Я ничего не имею против легендарного капитана, я до конца жизни буду помнить, как в августе 1998-го в не менее легендарном матче против “Спарты” он отбегал два дополнительных тайма со сломанным пальцем, я никогда не забуду о том, как его провожали в Англию “зарабатывать на пенсию на лавке запасных”, а он играл в основе “Арсенала”. Но как тренер Лужный себя никак не проявлял. Многолетний стаж помощника – это прекрасно. Авторитет среди игроков – более чем плюс. Но следовать чьей-то методике и внедрять свою – два разных понятия. Насколько силен Лужный в полноценном управлении команды, не знает никто. А “Динамо” – это не поле для экспериментов.)
Вроде бы и правильно все, но… Не стоит ли поискать причину? Два хорошо зарекомендовавших себя ранее тренера не смогли сделать с этой командой ничего. Один из них и вовсе был вынужден уйти после позорнейшего поражения. Это наставники оказались настолько неспособны найти общий язык с коллективом или же коллектив не захотел подчиняться требовательным тренерам? То, что динамовцы умеют избавляться от тех, кто им не по душе, известно давно. Тут и объединение колоссальное, и тонкость исполнения… А еще так ли беспочвенны разговоры о вмешательстве в деятельность тренера руководящих лиц? Косвенным подтверждением этой мысли может служить тот факт, что украинское футбольное пространство уже довольно активно освоено зарубежными специалистами (вот совсем роту иностранцев пополнил Хуанде Рамос, возглавивший “Днепр“), однако никто из них не торопится в Киев. Двое иностранцев из ближнего зарубежья уехали несолоно хлебавши. Как говорил Жванецкий, может, в консерватории что-то подправить?
Источник: ПРО ФУТБОЛ