Гораздо интереснее другое. Шум, поднятый в Киеве, – нет, он тоже не удивляет – вызывает легкую улыбку, местами напоминающую саркастическую ухмылку. Оно-то понятно, до боли обидно. Обидно, когда от тебя не зависит ничего. Обидно, когда тебя придавливают судейским ресурсом. Обидно, слов нет. Возникает несколько вопросов. Неужели в Киеве забыли, как сами давили конкурентов точно так же? Неужели есть основания утверждать, что “Динамо” показало в матче уровень игры, позволяющий заявлять чуть ли не об украденной победе? Достойно ли повел себя Андрей Шевченко, небрежно подсунувший мяч под нос Фернандиньо? Это показатель чего? Легендарности, величия и чемпионского духа? Превосходства над соперником? Если да, то в каком конкретно виде соревновались команды – футболе или хамстве? Семин и Алиев, бросившиеся на тренерский штаб дончан, – это тренер и ведущий игрок чемпионов? По большому счету, во многом противоречивое удаление Гармаша, в котором, похоже, запутался сам арбитр и которое вызвало такой шум, и лояльное отношение судьи к дончанам, вещи недопустимые в приличном обществе, но: а) можно ли к нему относить УПЛ; б) можно ли говорить о том, что именно они оказались судьбоносными? Тут пора бы задать вопрос и донецкому “Шахтеру“. А что, неужели нужно было добиваться ТАКОЙ победы, таким небрежным образом состряпанной? Это придает клубу достоинства? Или ненависть к Киеву достигла той точки, когда любые средства хороши? И страх проиграть был так велик?
Словом, вопросы есть к обеим сторонам. Начать хотелось бы с Киева. Когда-то давно здесь началось возведение империи. Судейский корпус перетаскивали в подчинение разных инстанций по мере перемещения по ним Григория Михайловича Суркиса, к кормушке не допускался никто, и флагман украинского футбола существовал в некоем вакууме, который легко было сохранять ввиду откровенной слабости всех остальных команд. Когда “Шахтер” стал на путь становления и подтянулся к флагману (можно перефразировать и сказать: когда в Донецке появились деньги), Донецк придавливали с помощью все того же подвластного судейского корпуса, чего при том уровне “Шахтера” было вполне достаточно. Со временем дончане окрепли как на футбольном поле, так и за его пределами. Рычаги давления постепенно смещались на Восток. Киев утрачивал позиции. Усугубляла его положение и, похоже, окончательная утрата командой своего лица: молодежь куда больше рвения проявляет на дискотеках и в клубах, чем на газоне, похвастаться может дорогими машинами и брендовыми вещами, а вовсе не освоением новых технических приемов, образовались группировки, о которых уже говорят в открытую, по некоторым данным, тренера посылают не стесняясь, если он позволяет себе делать замечания и нагружать футболиста футболом. В общем, как такового коллектива в Киеве, скорее, нет.
И получается занятная картинка. Система, созданная братьями Суркисами, оказалась прожорливой и беспощадной – она не прочь отобедать и своими “родителями”, против которых оппоненты действуют теми же методами, что и они когда-то. Теперь это не нравится, вызывает раздражение и порождает громкие и долгоиграющие дискуссии о вселенской несправедливости. Господа, а не вы ли установили эти правила много лет тому назад? Или, как в детской игре, когда правила не работают, то “я больше не хочу играть”? Создавая чемпионат, в котором все покупается, продается, обменивается и дарится, чего можно было ожидать? Что никто и никогда не свергнет короля? Недальновидно. Естественно, нашлись более влиятельные люди, которых вполне устроила действующая схема. Самое удивительное, что когда-нибудь придет еще кто-то, за ним еще, и продолжаться это будет невыносимо долго. И до тех самых пор, пока это не кончится, всерьез говорить об украинском чемпионате не приходится. Равно как и обижаться, если соперник окажется проворнее в закулисной игре и ловко использует твои же методы. Подобное неизбежно, когда в основе футбольного турнира вовсе не футбол.
Было бы несправедливо умолчать о втором участнике конфликта. Выход “Шахтера” на новый уровень мне представляется неоднозначным. С одной стороны, в Донецке явно учились на ошибках Киева и создали вполне приличную команду, избавившись от практики покупки откровенно низкопробных футболистов. Сюда же можно отнести и избавление от резких движений с постоянной сменой тренеров и предоставление одному специалисту возможности строить свою команду. Сюда же отлично вписывается строительство нового стадиона высокого уровня, на котором созданы прекрасные условия для работы журналистов (сильно подозреваю, что зрители на “Донбасс Арене” тоже ущербными себя не чувствуют). И пусть кто-то спорит о целесообразности строительства роскошного объекта в центре бедного в целом (если вынести за скобки господ) региона, пусть правы те, кто говорит, что лучше бы эти деньги пошли на развитие промышленности и улучшения условий шахтеров, работающих на шахтах хозяина “Шахтера“, однако с футбольной точки зрения стадион – явление во всех смыслах положительное. Тем более что в отличие от некоторых объектов, срочно возводимых к Евро, строился он для себя, спешки при сооружении не наблюдалось, а значит, можно надеяться, что технологии если и нарушались, то не так сильно, как в других местах. Сюда же входит и красивая игрушка президента – Кубок УЕФА, о способах завоевания которого говорят разное, но который все же есть и который вполне законно считается большим достижением донецкого клуба в частности и всего украинского футбола в целом.
Но есть и другая сторона. Донецку пришлись по душе правила, установленные когда-то Киевом. И если одной рукой Ринат Леонидович Ахметов развивал футбольный клуб и создавал свою черно-оранжевую империю в весьма красивой обертке, то другой он сам же делал подкоп под массивную постройку. Переняв манеру конкурентов, Донецк вряд ли сделал добро непосредственно футбольному клубу. От тепличных условий в родных пенатах еще никому и никогда не было хорошо – это иллюзия для масс с замыленными глазами, не более того. Именно поэтому чемпионами в Европе в большинстве случаев и становятся выходцы из чемпионатов, где борьба за чемпионство – реальность, а не красивые слова, чемпионатов, в которых не существует масштабных сетей фарм-команд, очки в играх с которыми являются гарантированными еще до начала турнира. Донецк хочет побеждать в чемпионате. Но, увы, побеждать он хочет не только за счет своего превосходства на поле. Выходит, что и тут не хотят создать действительно сильную команду, которая дойдет до высокого уровня сквозь тернии и неудачи, может, и болезненные, но чрезвычайно полезные для становления боеспособного коллектива. Печально, что столь славное дело омрачается такими реалиями. Еще печальнее, что реалии украинского чемпионата отражаются на выступлениях в Европе, и чаще всего отражаются весьма неприятными результатами.
Парадоксально, но матч лидеров, который многие считали если не решающим, то весьма значимым в борьбе за “золото”, превратился в выступления грубиянов и скандалистов, где с бело-сине-оранжево-черным разрозненным хором солировал человек в черном, и партию свою он исполнил фальшиво. Обидно, что собственно футболу в этом спектакле места не нашлось. Непонятны ни жалобы одних участников, ни радость других. Первым не на кого нарекать, кроме себя самих, вторым стоило бы стыдливо опустить глаза и не гордиться такой победой.
Не знаю, есть ли смысл говорить, что оба клуба по большому счету оскорбили своих болельщиков, и то, что обоим клубам осознавать это, вероятно, не так уж важно, ибо мелким головам на трибунах нет места в этом великом внефутбольном раскладе. Их удел – создавать массовость и покорно поглощать обед в виде фальшивых высказываний и недостойных побед. И обидно в этой игре вовсе не то, что “Шахтеру” помогли судьи, обидно не то, что у “Динамо” есть причины быть недовольными арбитражем. Обидно, что подобное для украинского чемпионата – норма. Обидно, что два лучших клуба страны сумели обзавестись заморскими футболистами, уважаемыми тренерами, стадионом, клубными магазинами, шарфиками-кружками-футболками с фирменными логотипами, но ни один из них не подумал о формировании фирменного достоинства.
Источник: ПРО ФУТБОЛ