Андрей ВАСИЛИТЧУК: «Из судейской комнаты послышались выстрелы…»

Андрей ВАСИЛИТЧУК: "Из судейской комнаты послышались выстрелы…"В начале 90-ых он был одним из лучших украинских защитников. Уроженец Львова мог играть в киевском “Динамо” и даже за океаном. Разговор с ним – очень интересное занятие. Десятки историй, много интересных фактов и полная объективность. А еще, умение рационально мыслить. Андрей Василитчук даже иногда говорит афоризмами, а, главное, живет по правильным принципам. Думаю, такой детский тренер может научить подопечных многим умным вещам. В недалеком прошлом, он – игрок сборной Украины и лидер тернопольской “Нивы“. В один из зимних дней мы решили вспомнить всю его насыщенную карьеру.

 

“Землетрясение в Армении ужаснуло”

 

– Андрей Николаевич, чем сейчас занимаетесь?

– Тренирую детей в школе “Карпат“. У меня ребята 2002 года рождения.

– Как игрок начинали в “Карпатах“?

– Нет, я воспитанник львовского “СКА“. Хотя, когда заканчивал школу, выступал за дубль СКАКарпаты“.

– Как так получилось, что на заре карьеры Вы оказались в российском городе Орле?

– Один тренер из России, чья сестра жила здесь, приехал в наш ИнФиз в поисках талантливых футболистов. Вот он и оказался в нашем городе. Ему посоветовали Тараса Шалайского, моего кума, который пригласил меня. Конечно, я имел другие планы, но согласился и поехал за компанию. Тем более, что “Спартак” Орел выступал во Второй лиге чемпионата Союза. Уровень ее был очень высоким. Думаю, даже сильнее, чем сейчас наша Первая лига.

– Много было добротных команд?

– Да, особенно в украинской зоне. Было несколько хороших российских команд. Та же “Красная Пресня“, трансформировавшаяся в “Асмарал”, также и “Сатурн” из Раменского. Помню белорусские клубы, армянские.

– По Советскому Союзу вдоволь наездились?

– Конечно. У нас только армянских команд около пяти было. Проезжали через город Спитак сразу после землетрясения. Увидел все своими глазами. Ужасающее зрелище.

– В Орле вы играли вместе с легендарным молдаванином Сергеем Клещенко?

– Сергей – это мой, можно сказать подопечный. Не скажу, что он мой воспитанник, но мы очень дружили. Он был молоденький и зеленый, но умный и хитрый. Клещенко был хорошим футболистом и, главное, хорошим человеком. Мы поиграли вместе год или полтора. У него было очень большое желание играть. С того состава “Спартака” поддерживал отношения с Андреем Росляковым, который играл в “Таврии“.

 

“Нам не нужны легкоатлеты”

 

– В 1996-ом Вы поиграли в легендарной сочинской “Жемчужине”…

– Это отдельная страница биографии(смеется). Веселее и страшнее не было нигде. В “Карпатах” поменялось руководство, и я после травмы начал искать новую команду. В Сочи я понравился тренерам, команда понравилась мне. Там был своеобразный тренировочный процесс. Даже немного жалел, что не уехал в “Крылья Советов“, куда меня звали, но в Самару поехал Василий Мазур с “Кривбасса“. Но на то время для меня был важен комфорт. Я был уже женат и думал, что менять Сочи на Урал не правильно.

– В курортном городе Вам посчастливилось поработать с харизматичным Арсеном Найденовым. Человеком, который известный фразой, сказанной после проигранного матча со счетом 7:0 : “Судья нас сегодня убил. Пятый и седьмой голы были забиты с офсайда”…

– Со мной тоже случилось много интересных историй. Первый день сборов. Где-то 20 декабря. На просмотр привезли 56 человек. Не понимал, для чего столько людей. Нас вывезли в горы. На “Икарусе” ехали весело. Даже все стоячие места заняты были. Сказали, что нужно бежать кросс. Мне уже 30 лет, я знал куда бежать, как бежать. Рассчитал силы, прибежал в конце, но не последним. Кросс занял минут 50. Молодые ребята бежали, как сумасшедшие. Они преодолели дистанцию минут на 10 быстрее. Тогда Найденов всех построил и сказал: “Поднимите руки те, кто прибежали в первой десятке!” Они и подняли. “Спасибо ребята, вы мне не нужны. У нас не команда легкоатлетов” – сказал главный тренер.

– Весело жилось в Сочи…

– Еще был один интересный эпизод. На сборах играли против немецкой команды из пятой Оберлиги. Мы – команда Высшей лиги. Забили гол на первой минуте, все по плану. Но прошло пару минут и немцы начали бегать, как ненормальные. Попадали туда, куда не должны были. Навес на угол штрафной, нападающий сложился, и отправил мяч под крестовину. Потом еще два раза так. В итоге – проиграли 5:1. Меня, наверное, так никто не возил. Как оказалось, это были парни, которым было за 30, и все они прошли Первую Бундеслигу, а во Второй играть просто не хотели. Миллионер какой-то собрал их в одну команду и возил по сборах и фестивалях. Пропустили они так быстро от нас, наверное, потому, что еще бутсы не одели(смеется).

 

“Над головой пролетали пули”

 

– Выступая в “Галичине” Вам тоже довелось поколесить по многих городах: Гродно, Бендеры, Агдам…

– Особенно хорошо помню Агдам. Там было тяжело психологически. Чувствовалась война. Со мной тогда играл сборник Олег Головань. У него были знакомые в городе. Мы поехали в загородный ресторан. Когда приехали, то видели, что над машиной пролатели трассирующие пули. Как оказалось, в селе перестреливались армяне и азербайджанцы. Пробежал холодочек. Был случай на рынке. В центре города это было. К нам подошел азербайджанец, спросил с Украины ли мы. Также удостоверился, что мы футболисты и просил покинуть рынок, чтобы избежать неприятностей. Далее началась не очень приятная картина.

– В футбольном плане Армения удивила?

– Там судьи особенно судили. Рефери из Риги одну из игр судил. Наш Головань чисто убегает со своей половины, а лайнсмен поднимает флажок, как моряки на корабле. Это все во втором тайме. В первом была ничья 0:0. А в перерыве я услышал выстрелы из судейской комнаты. Говорят, в пол стреляли… Кстати, одна из игр с “Гоязаном”, которую я пропускал то ли из-за травмы, то ли из-за карточки, закончилась дракой. Хотя команды добротные были. Та же Гянджа, где Алескеров работал. Судьи флажок поднимали, а голову опускали.

– Вы поиграли в еще одной команде из России…

– Совсем небольшой период был в Камышине. Там играл вместе с Наталушко, футбольным долгожителем, Тернавским, Русланом Суановым, Иваном Яремчуком, Владимиром Лобасом, а тренеровал Сергей Павлов. В “Текстильщике” были проблемы с финансами. Я приехал в среду, в четверг провели тренировочный матч под меня, а в субботу я уже играл против “Ротора“. До перерыва было 0:0. Потом я понял, что не готов физически играть всю игру из-за травмы. В перерыве я попросил замену, почувствовал, что не готов физически играть весь матч. Тренер попросил доиграть матч.

– Тогда Вы противостояли Веретенникову…

– Сюда еще можно добавить Нидергауса, Зернова. Они нас разорвали. Хотя в первом тайме мы все перекрыли. После той игры пообщался с Прокопенко. Очень уважаю его. Светлый человек был.

 

“Между Базилевичем и Сабо пропасть”

 

 

– В начале 90-ых вы поиграли в сборной Украины…

– Я провел матчи против Мексики, дважды против США и еще раз с Беларусью вышел на поле. Также взял участие в игре с олимпийской сборной в Кривом Роге, но его не считают в реестре матчей. Тогда за них играли Кардаш, Шевченко, Шовковский, Ващук.

– В матче с американцами играли против легендарного Фриделя?

– Нет, тога Меола стоял. Кстати, я привез его перчатки Тяпушкину. А еще я познакомился с живой легендой Томасом Дули(один из самых известных мастеров американского соккера, который играл в “Шальке“, “Кайзерслаутерне” и провел более 80 матчей в сборной, стал Чемпионом Германии, обладателем Кубка УЕФА – прим. авт.). Он мне присылал открытки, приглашал на Чемпионат Мира в США 1994 года, поздравлял с Новым Годом и Рождеством. Я ему отписал. Мы обменялись письмами, но потом связь прервалась.

– Не приглашали Вас местные команды?

– Были варианты с “Чикаго Файр“, команда из Миннесоты приглашала. Но это все ходьба по ушах. Агенты предлагали, но, наверное, хорошо, что не согласился.

– Что собой представляла тогда сборная Украины?

– Очень интересная команда. Игроки сильные. Против того же Леоненко играл за Тернополь. Играл и против Реброва, помню, против Матвеева. С Шевченко также играл, но в памяти не сохранилось. А в сборной повезло с тренером. Олег Базилевич – очень умный человек. Украина играла в интеллектуальный футбол. Но из-за отсутствия официальных матчей была большая текучесть кадров.

– Но в официальном матче Вы так и не играли?

– Как раз в чемпионате не играл стабильно из-за травмы. Тренерский совет вызвал Сережу Дирявку. В те времена уже в сборную пришел Сабо. Если сравнивать Базилевича и Сабо, можно сказать, что это большая разница. Я бы даже сказал пропасть. Базилевич вызывал к себе перед игрой в свободный час, общался. Можно было сказать ему свое мнение. Если с Сабо был принцип “сиди, я сам открою”, то Базилевич все делал с умом. Перед игрой с Мексикой я представил свое виденье тренеру и хоть он меня не послушал, но потом признал, что сделал не совсем правильно.

– В нашей сборной Вы работали еще с несколькими тренерами?

– Очень с хорошей стороны помню Павлова и Мунтяна. Николай Петрович имел огромный потенциал. Это тренеры, которые любят футбол, любят футболистов. Сюда можно отнести и Мирона Маркевича. Очень умный тренер, который просчитывает все наперед.

 

“Селезнев и Милевский это недоразумение”

 

– Хороший период Вы провели в Тернополе, где стали капитаном…

– В “Ниве” был прекрасный коллектив. Повезло с тренерами. Леонид Колтун и Леонид Буряк настоящие мастера. Я не согласен с тем, что Буряка считают слабым тренером. Ситуация в “Александрии” не показательна. Там есть нюансы, еще и Лавренко нужно знать. Остался б Леонид Иосифович еще в “Ниве“, в Тернополе увидели б еврокубки. Правда, он решил уехать в Одессу. Это мое мнение, но я думаю, что он сильнее, чем Блохин. Только хорошие слова могу сказать о Колтуне. Это настоящий человек и тренер. Он мог донести свои мысли словами, а не криком. Он в меру жесткий, в меру веселый. У нас все было с юмором. К сожалению, не знаю, куда он сейчас пропал.

– В Тернополе Вам довелось играть вместе с Олегом Ящуком. Хорошо его помните?

– Да, прекрасный парень. Напоминал Клещенко. Сразу было видно, что с него будет толк. Надо было обрасти опытом, мясом. Олег не боялся играть в футбол. У нас сейчас много ребят 17-19 лет, которые много могут, но боятся. На первый план выходит тренер, который должен быть умницей, как Фергюсон, у которого каждые пять лет новая команда и много молодых парней.

– Сейчас в Украине очень актуальная тема главного тренера национальной сборной. Кого Вы считаете оптимальным кандидатом на этот пост?

– Думаю, что выбор не большой. Это или Маркевич, или Николай Павлов.

– Не хотите, чтобы иностранец возглавил сборную?

– Я хочу, чтобы сборная поехала в Бразилию.

– Как Вам сегодня игроки нашей сборной?

– Очень хорошая команда. У меня есть свой взгляд на состав сборной. Большие надежды я возлагал на пару центрбеков Чигринский-Михалик, но из-за объективных обстоятельств связка не сработала. С другой стороны, Хачериди возмужал. На фланги поставил бы Ракицкого и Бутко. Можно попробовать Селина. Жаль, что Денисов не украинец, а узбек.

– Как дела с нападением, Селезнев и Милевский?

– Да не нужно даже о них говорить. Еще Селезнев может на замену выйти, потолкаться. Но в принципе, Милевский – это недоразумение. Думаю, что Милевский и Алиев развалили “Динамо“. В нападении вижу только Девича. Это человек, который знает, куда бежать и зачем бежать. Он работает на команду, а не на себя. Девич выходит на замену только тогда, когда для нас уже все потеряно. В центр я бы ставил только Гармаша и с ним можно пробовать Безуса и Ярошенко с “Ильичевца“. Фланговые игроки у нас есть. Это прекрасные футболисты Ярмоленко и Коноплянка. Еще могу отметить Политыло. Очень интересный парнишка.

 

“Радость молодого папы”

 

– Помните свой единственный гол в Высшей лиге?

– Конечно, запорожскому “Торпедо”. Я забил еще и “Днепру” в Кубке. Шикарный гол. Сейчас ищу видеозапись этого гола. Нигде нет. Вратарь Тяпушкин отдал пас. Я прошел все поле и забил Коле Медину. 23 ноября у меня родилась дочь. И я на радостях, как молодой отец, отметился голом уже 25-ого числа. Мы победили 3:0, а в ответном матче проиграли 2:0. Для Колтуна, который не очень хорошо ушел с “Днепра” это была большая радость.

– Ряды каких команд Вы могли пополнить в разные времена?

– Мог уехать в “Уралан” к Яковенко. Он тоже мне нравиться, как тренер. Также меня звали в киевское “Динамо”. Дважды. В конце 80-ых, а потом в 1994 году. В частности, Михаил Коман. А вообще, о моих футбольных годах могу написать книгу.

– На заре карьеры Вам удалось поиграть в Польше…

– Да, там познакомился с Казимежом Гурским. А в команде “Гетман” Замосць провел три сезона и сыграл более 100 матчей.

– В свое время Вы внесли очень большой вклад в развитие мини-футбола: не только Львова, но и Украины. Сейчас еще имеете отношение к этому виду спорта?

– Кроме работы в “Карпатах” занимаю должность спортивного директора клуба “Лемберг” на общественных началах. Мы вывели команду с первенства бани в Первую лигу.

 

Источник: ПРО ФУТБОЛ

Новости партнеров

Комментарии: