– Не забыли нас еще в Украине?
– Конечно, нет. Вот, хотим знать, как у Вас дела…
– Спасибо, потихоньку. Живем с Братом в Нижнем Новгороде. Вы же, наверное, общались с Автандилом?
– Да, уже разговаривал.
– Так вот можете просто поменять имена и писать то же самое. Мы ведь всегда вместе играли. А если серьезно, то я готов вспоминать…
Грузинские братья Пеле
– Следите за тем, как дела в Украине? В курсе событий?
– Раньше постоянно интересовался всем, что у вас происходит. Теперь времени не так много, да и начал забывать, что к чему. Смотрю украинский чемпионат, но не так внимательно. Иногда в интернете матчи Премьер-лиги просматриваю. Поэтому экспертом меня назвать сложно – скорее, поверхностно слежу.
– Об Украине какие воспоминания?
– Самые хорошие. Как о стране, так и о чемпионате. В Шепетовке было хорошо, а в Тернополе вообще было отлично.
– По словам Автандила, определяющую роль в том, что вы оба стали футболистами, сыграл отец…
– Конечно. Он постоянно покупал нам мячи. Даже, когда мы пришли в футбольную школу, набор уже закончился, и нас не хотели брать. Во дворе-то мы постоянно играли. В футбольной школе было два тренера. Команда нашего, 1962 года, уже полностью была сформирована. Один тренер уперся и сказал, что не возьмет нас, другой начал переубеждать. Тогда он бросил нам мяч с таким выражением лица, мол, “ну-ну, покажите, что умеете”. В общем, не верил, что мы на что-то способны.
– Вы проявили себя с лучшей стороны…
– Не то слово. Как начали жонглировать! У тренера глаза на лоб вылезли. Потом сыграли двусторонку. Мы с братом начали всех “мотать”. Тогда тренер назначил одного из нас капитаном. Кругом все шутили: “Новые Пеле к нам пришли”(смеется).
Футбол на голодный желудок”
– Знаешь, как бывает… Один не хочет тренироваться, так второй заставит. Вдвоем веселее. Даже на поле совсем иначе себя чувствуешь. Может, в одиночку и не стали бы футболистами.
– Какие воспоминания о детском и юношеском этапе карьеры?
– Мы с братом играли на первенство республики, учились в 35-ой футбольной школе в Тбилиси. Взяли там первое место. В одном из матчей против “Динамо” нам пошла игра. В составеюных “динамовцев” играли ребята с дубля главной команды Грузии. Тем не менее, мы победили 3:0. Все голы забили мы с Автандилом. Далее был набор в тбилисский “Локомотив“. Туда мы и попали. В первой игре за “железнодорожников” забил гол. На всю жизнь его запомнил. Мяч очень странно полетел и от перекладины влетел в ворота. Далее в моей карьере было тбилисское “Динамо“.
– Автандил вспоминал, что вы только однажды разлучались. Было это тогда, когда Вы перешли в тбилисское “Динамо“…
– Не совсем так. Он тоже там играл. Просто выступали мы тогда за дублирующий состав. Однажды в “Динамо” случился интересный эпизод. Я встал сутра, выбежал из дому, не завтракая. Думаю, пойду я на лекции в институт. После учебы пришел на тренировку, ничего не кушал. Был там такой тренер Панов. Он говорит мне: “Иди, там тебя вызывают. Будешь играть”. Прихожу на базу, а там Чивадзе, Сулаквелидзе, Шенгелия. Имена… Говорят мне, чтоб я покушал хоть немного, шесть часов ведь. Но я решил, что потерплю. Сыграл игру, тренерам понравилось.
– Когда Вы играли за “Торпедо” из Кутаиси, случился один неприятный эпизод. В Ворошиловграде Вы подрались с футболистом “Зари” Федором Сорокой. Позже Вас дисквалифицировали. Более того, Ваш брат в том матче сломал руку. Что за невезение?
– Было такое. Я вспылил, отмахнулся, а мне дали 10 матчей дисквалификации. Мы немножко потолкались. Кстати, влепили нам обеим по 10 игр. Отдыхал до конца сезона(смеется). Наверное, был неправ.
“Не сразу решился на переезд в Украину”
– Приехал один знакомый и сказал, что нас хотят видеть в Шепетовке. Я пришел к Александру Чивадзе, который тогда работал в Федерации Футбола Грузии и начал совещаться с ним. Были какие-то варианты с Россией. Долго думал, ехать ли в Украину. На одном из матчей встретил Юрия Габискирию и Георгия Чихрадзе. Они говорят: “Мы едем в Шепетовку”. Вот и мы с братом решились. Всего нас 5 или 6 человек поехало туда.
– О Шепетовке воспоминания хорошие?
– Однозначно. Классный президент, хороший тренер, прекрасная команда. Джумбер Нишнианидзе вкладывал деньги в “Темп”, хоть ему одному было тяжело. Главный тренер Леонид Ткаченко мне доверял, а я забивал. С ребятами я тоже ладил.
– Есть матч, который можете выделить?
– Помню игру с “Шахтером“, когда мы 3:1 победили. Я тогда двумя голами отличился. Хотя не только этот матч отмечу. Не могу не вспомнить успешные матчи против “Динамо“.
– В то время в “Тепм” начали массово съезжаться Ваши соотечественники. Казалось, их было слишком много…
– Безусловно. Это же Чемпионат Украины, а не Грузии. Должен же быть некий лимит. Даже условный. В Шепетовке случился перебор. Ведь рецепт успешной команды – это местные футболисты плюс качественные легионеры.
– После “Темпа” Вы оказались в тернопольской “Ниве“. Вариантов для выбора хватало?
– Кажется, в “Волынь” звали. Были мысли в Россию уехать. Нам ведь было уже за 30. Но конкретное предложение поступило с Тернополя. Вот мы и поехали. Президентом команды тогда был Владимир Коваль, тренерами работали Игорь Яворский и Михаил Дунец. Как раз он нас и порекомендовал Яворскому.
– Период в Тернополе вспоминаете с особой теплотой?
– Конечно. У нас была боевая команда, которая со всеми билась на поле. В Тернополь даже боялись приезжать. Дома мы почти не проигрывали. Тренер был хороший. Что еще нужно? В сезоне 1997-1998 годов даже 7 место заняли.
– В том сезоне уВы провели много удачных матчей, но два из них, наверное, особо памятны. Сначала Вы забили единственный гол в ворота запорожского “Торпедо” на 80 минуте, а в следующем туре принесли победу “Ниве” над ЦСКА со счетом 1:0 перед самим финальным свистком…
– Конечно, помню. Особенно хорошо запомнилась домашняя игра с ЦСКА. Было вязкое, тяжелое поле, весь матч гол не могли забить. Но на 90 минуте судья назначил штрафной с линии штрафной площадки. Я подкрутил и забил гол.
– Самый известный матч в истории тернопольского футбола состоялся в апреле 1997 года, когда “Нива” обыграла легендарное “Динамо” Валерия Лобановского…
– У нас перед игрой было боевой настроение. Хотелось победить. В команде играли ветераны – Бискуп, Турянский, Самардак. Помню, погода была не самая лучшая – дождь, снег, тяжелое поле. Тем не менее, Турянский сбросил на брата, и Автандил забил единственный гол.
– После той игры представители “Динамо” не связывались с Вами, не предлагали уехать в Киев?
– ВалерийВасильевичЛобановский звал в “Динамо“, но не сложилось. Наверное, из-за возраста.
“Мирились с братом через 10 минут после ссоры”
– Автандил рассказывал, что Вы не совсем любите играть на острие атаки. В отличии от него, Вам всегда нравилось отдать пас, прострелить, обыграть соперника?
– Нет, нет, нет… Я атакующий полузащитник, но я люблю атаковать, бить по воротам. Мое задание – обострять игру. Ноги меня всегда несли только вперед. Хотя не скрою, что мы всегда создавали опасные моменты вместе – куда отдать на него, в какую зону. Дело во взаимопонимании. Например, штрафной судья назначил. Пока все выбирают позиции, я закручиваю брату на голову, а он забивает. За счет такой хитрости и взаимопонимания мы не раз создавали голевые ситуации.
– Это можно назвать братской интуицией?
– Наверное. Мы же столько лет вместе. Я знаю, как и куда надо ему дать пас. Конечно, даже подсознательно чувствуешь, где брат находится.
– Бывали ли у Вас ссоры с Автандилом?
– Без этого никак. Всякое бывает, это часть жизни. Но проходит десять минут, не больше, и мы уже опять миримся. Я не такой, чтобы целый день не разговаривать.
“Тернополь напоминал Грузию”
– В Тернополе, как и во всей Украине, любят футбол. Поэтому футболистов, если они хорошо играют, всегда узнают и уважительно относятся. Мы не были исключением. Но не скажу, что других футболистов “Нивы” меньше узнавали. Мы все были популярны в городе. С ГАИ проблем не было – они вообще все болельщики. У меня грузинские номера были. Надо каждые 2 месяца проходить специальную процедуру в связи с этим. А я 2 года ездил себе спокойно.
– Украинский язык немного помните?
– Даже спустя 10 лет я все идеально понимаю. Да и в быту в Украине разговаривал немного. Дети ходили в украинскую школу. Кстати, у меня внук родился месяц назад. Так что я уже дедушка…
– Примите поздравления. Расскажите, как Вам жилось в Тернополе, какие впечатления и воспоминания о городе?
– Мне Тернополь вообще Грузию напоминал. Будто никуда и не уезжал. Главное, что люди в футболе разбираются. Очень импонировала местная публика. Назвал бы ее темпераментной. Это близко мне по духу. После той известной победы над “Динамо” болельщики начали сильно качать наш автобус. “Икарус” просто ходил ходуном (смеется).
– После очень успешного периода конца девяностых, на смену пришли тяжелые времена в начале нового тысячелетия…
– Причина простая – проблемы с финансированием. Денег на хороших футболистов уже не хватало. Это отобразилось на результатах команды. Тогда тоже были хорошие матчи, но уже чувствовалось, что пошел спад.
– После того, как Вы уехали с Тернополя, в Украину больше не наведывались?
– Да, с того времени я больше в Украину не приезжал. Автандил куда чаще ездит. Есть у меня желание приехать. Надеюсь, что в скором времени получится. Да и вообще я бы не против был потренировать одну из украинских команд (смеется).
– Почему не остались жить в Тернополе, а выбрали Нижний Новгород?
– У меня была квартира в Тбилиси. Отец жил в Нижнем Новгороде. Решили с братом уехать туда. Из Тернополя уехал в те времена, когда команда начала валиться.
– Не так давно к нам в НижнийНовогород приезжали ветераны московского “Спартака“. При участии руководства области сыграли с москвичами со счетом 3:3. Мы с братом по голу забили. В составе “Спартака” играли Ярцев, Романцев, Дасаев. Играем с Автандилом для себя, ведь возраст уже такой, что на профессиональном уровне не очень-то и поиграешь. Пользуясь случаем, хотел бы передать привет всей Украине, всем болельщикам. Большой привет от братьев Капанадзе!
Источник: ПРО ФУТБОЛ