Стефан РЕШКО: “Жаль, что ЦСКА не сыграет с киевским “Динамо”

    ЦСКА встретится со “Спортингом” всего через четыре дня после знаменательной даты – 30-летия первой победы советской команды в европейском клубном турнире. 14 мая 1975 года киевское “Динамо” разгромило в финале Кубка кубков “Ференцварош” со счетом 3:0.

    Одним из творцов исторического успеха стал защитник киевлян Стефан Решко, ныне преподающий в Академии МВД Украины и возглавляющий контрольно-дисциплинарный комитет национальной федерации. Выходу московских армейцев в финал Кубка УЕФА он искренне рад и считает, что у команды Валерия Газзаева есть все шансы повторить триумф киевской команды.

    – Наблюдая в этом сезоне за играми ЦСКА, с поразительной легкостью громившего клубы калибра “Осера” и “Пармы”, я невольно сравнивал его с киевским “Динамо” 70-х годов прошлого века, – признался Решко. – И находил, несмотря на давность лет, немало общих деталей. Футбол за последние три десятилетия не просто изменился – он стал другим. Но лучшие традиции коллективной игры, свойственные советским командам нашей эпохи, в российском клубе не просто сохранены, но и приумножены. Армейцы успешно берут на вооружение различные тактические варианты – от остроатакующего до жестко оборонительного. В сочетании с современными скоростями, о которых прежде можно было только мечтать, это производит неизгладимое впечатление. Немалую роль в европейских достижениях ЦСКА сыграл, на мой взгляд, и опыт, который они получили в групповом турнире Лиги чемпионов.

    – Фактор чужого поля заставит москвичей играть в финале от обороны?

    – Газзаеву виднее. Но я не думаю, что, оказавшись в шаге от Кубка УЕФА, он станет излишне осторожничать. Преимущество своего поля – фактор прежде всего психологический, а в матчах такого уровня психология уступает место предельной сосредоточенности и мобилизации всех сил – физических и моральных. На собственном опыте знаю: во время поединков такой степени сложности футболисты находятся в трансе и не слышат ничего – ни шума трибун, ни советов партнеров и тренеров. Да, в Лиссабоне московские болельщики будут в явном меньшинстве, но на игре армейцев это едва ли скажется. Не думаю, впрочем, что ЦСКА пойдет вперед с открытым забралом: как и подобает опытному стратегу, Газзаев найдет разумный баланс между обороной и атакой. Главное – не довести финал до серии одиннадцатиметровых.

    – Полагаете, в этом компоненте армейцы “Спортингу” уступают?

    – Пенальти, как ни банально это прозвучит, – всегда лотерея. И футболист независимо от опыта испытывает в такие моменты ни с чем не сравнимый стресс. Когда понимаешь, что один твой промах способен перечеркнуть усилия команды в течение целого сезона, и ноги начинают дрожать, и пульс вдвое повышается. Не стоит забывать, правда, что в подобном состоянии окажутся и португальцы, которым тот самый фактор своего поля может даже помешать.

    – Спрогнозировать результат лиссабонского матча рискнете?

    – Любой предсказатель в столь важном поединке может быть посрамлен. А коли так – предпочту от прогнозов воздержаться. Могу лишь высказать сожаление, что в финал не пробилось киевское “Динамо”: если бы на команду не оказывалось такое давление со стороны не связанных с футболом людей, матч украинского клуба с ЦСКА вызвал бы на постсоветском пространстве еще больший ажиотаж.

    – В наши дни бытует мнение, что Кубок кубков, дважды завоеванный киевским “Динамо” и один раз – тбилисским, был самым слабым из европейских клубных турниров, а победа в нем считалась рядовым событием. Вам не обидно слышать такое?

    – Обидно, конечно. Но мне понятны и аргументы тех, кто склонен преуменьшать наши достижения. Кубковые турниры в своих странах зачастую выигрывали посредственные команды, порой – из низших дивизионов. Но все они, если были не в состоянии всерьез конкурировать с именитыми клубами, отсеивались уже в первых раундах. Судите сами: можно ли без уважения относиться к соревнованиям, в которых в сезон нашей победы играл “Реал”? Или ПСВ, доставшийся нам в полуфинале? В середине семидесятых голландский футбол находился на вершине, а “Аякс” и сборная этой страны считались подлинными революционерами в тактике.

    – Победу “Динамо” над клубом из Эйндховена в первом матче признали тогда едва ли не главной сенсацией сезона.

    – Неудивительно: голландцы считались не только фаворитами полуфинала, но и основными претендентами на завоевание Кубка кубков. Наш врач Виктор Берковский, работавший в молодые годы с легкоатлетами, позже вспоминал, как, увидев на разминке игроков ПСВ, – как на подбор высоких и мощных парней, подумал: будет хорошо, если не проиграем с разностью больше трех мячей. Но все сложилось с точностью до наоборот. Мы выиграли – 3:0! У меня и сейчас этот матч стоит перед глазами – так, словно только вчера его сыграли. Конечно, мы не были техничнее голландцев, но одолеть ПСВ сумели его же оружием – прессингом, коллективным отбором мяча.

    – Тогда вы ощущали себя творцами футбольной истории?

    – Не поверите: понимание, что добились чего-то сверхъестественного, пришло к нам лет через пять или даже десять. Мы были людьми скромного воспитания и были уверены, что просто хорошо сделали свою работу. Может, нам это помогло и в финале – на решающий матч в Базеле мы выходили без чрезмерной дрожи в коленках. Тренеры, правда, ни на секунду не позволяли расслабиться: мы отправлялись в Швейцарию только за победой.

    – Валерий Лобановский заявил после того матча, что считал “Динамо” фаворитом финала. А что думали перед выходом на поле “Санкт-Якоб” киевские футболисты?

    – Недооценки противника не было – это точно. “Ференцварош”, прошедший турнир без единого поражения и, кстати, одолевший по пути “Лидс” и “Црвену Звезду”, был очень серьезной командой. Которая, впрочем, посчитала, что, пробившись в финал, выполнила задачу-максимум. В то время как мы напряженно готовились к матчу, наши соперники расслаблялись экскурсиями и коллективными походами по базельским магазинам. Как потом признались венгерские футболисты, увидев домашние игры “Динамо”, в которых мы жестко прессинговали, не давая соперникам свободно вздохнуть, они поняли: шансов нет!

    – А разве отсутствие из-за дисквалификации Веремеева и травмы, с которыми выходили на финал Блохин, Мунтян и Онищенко, не усложняли вашу задачу?

    – Ровно за пять дней до матча в Базеле мы проводили в Ереване принципиальнейший поединок чемпионата СССР с “Араратом”. Соперник играл даже не жестко, как подобает во встречах с действующими чемпионами, а жестоко. Блохину сорвали кожу с надкостницы – на матч с “Ференцварошем” он выходил с тугой повязкой поверх пяти швов. Но ни у кого из травмированных и мысли не было пропустить финал, ведь все отлично понимали его значение.

    – Премиальные за победу были обещаны значительные?

    – Если я сейчас назову вам сумму, полученную наутро после игры в конверте из рук ответственного сотрудника Спорткомитета, повсюду носившего за собой чемоданчик с наличностью, у вас и сегодняшних футболистов это вызовет ироничный смех. Впрочем, и тайной наши премиальные тоже не являются: каждый игрок получил по 712 долларов, что равнялось восьмистам инвалютным рублям. Многие из нас потратили эти деньги прямо в Базеле. Ведь из Швейцарии мы возвращались спецрейсом, который нам предоставил первый секретарь украинского ЦК Владимир Щербицкий, прямиком в Киев. Все покупали входившие тогда в моду портативные телевизоры – их в основном ставили на кухне. А я привез невиданную по тем временам аудиосистему – с колонками, радиокассетным магнитофоном и проигрывателем для пластинок. Она, кстати, до сих пор работает…

Дмитрий ИЛЬЧЕНКО

Источник: “Спорт-Экспресс”

Новости партнеров

Комментарии: