В богатой событиями карьере одного из лучших отечественных полузащитников конца XX века особое место занимают победы в финалах Кубка кубков-1986 с киевским “Динамо” и Кубка УЕФА-1990 – с “Ювентусом”.
– Оба поединка сохранились в памяти до мельчайших деталей – так, словно были сыграны только вчера, – признался Заваров. – Видеокассеты именно с этими играми смотрю чаще других. Они, словно машина времени, переносят меня в самые, пожалуй, счастливые времена моей жизни.
– Есть мнение, что выход ЦСКА в финал Кубка УЕФА сам по себе большой успех – независимо от того, одержат армейцы победу или проиграют. А в мае 1986 года перед решающей встречей киевского “Динамо” с испанским “Атлетико” в Кубке кубков вас и ваших партнеров не посещали похожие мысли?
– Во всяком случае, мы понимали: за поражение нас никто не осудит – благо на пути к финалу обыграли немало авторитетных соперников. ЦСКА, за которым я внимательно наблюдал в этом сезоне, оказался в похожей ситуации. Поверьте: в финалы еврокубков не попадают случайные клубы. Повезти может на предварительной стадии, в первом, втором, в крайнем случае – третьем раунде. Но чем ближе твоя команда к решающей встрече, тем большую роль играют ее класс и уверенность в своих силах. Армейцы, на мой взгляд, наиболее ярко продемонстрировали эти качества в полуфинальных встречах с “Пармой”.
– А что становится определяющим в финале?
– На первый план выходит психология игроков. Мы перед матчем с “Атлетико” были уверены в своем превосходстве и ни на минуту не сомневались в победе. Добавил куража быстрый гол, забитый мной уже на первых минутах. Но даже если бы я не отличился так быстро, игра, убежден, все равно пошла бы по нашему сценарию. Голы Блохина и Евтушенко – тому свидетельство. Жаль только, не удалось приехать с Кубком кубков в Киев и почувствовать атмосферу торжественной встречи команды на вокзале украинской столицы. Как мне потом рассказали, ребят из вагонов выносили буквально на руках. А я с целой группой динамовцев остался в Москве – предстоял матч сборных СССР и Финляндии.
– Как настраивал команду на матч с “Атлетико” Валерий Лобановский?
– Как и подобает опытному психологу, он, произнося на установке в Лионе простые слова, выстроил речь настолько проникновенно, что каждый из нас был готов отдать для достижения цели все силы. Мы чувствовали огромную ответственность перед болельщиками и, что не менее важно, перед собой. Это, поверьте, не громкие слова: к пафосу я никогда не был склонен. А после той игры Валерий Васильевич просто от души поблагодарил всех нас. На проявление бурных эмоций ни у него, ни у нас не оставалось сил: тренер на скамейке истратил не меньше энергии, чем мы на поле.
– Премиальные за победу в Кубке УЕФА с “Ювентусом” значительно отличались от гонораров за Кубок кубков с киевским “Динамо”?
– Конечно, итальянский клуб отблагодарил игроков намного щедрее. Но поверьте: когда мы в “Динамо” готовились к игре с “Атлетико”, о материальной стороне дела никто не думал. И Блохин, успевший к тому времени покорить немало футбольных вершин, и его партнеры были объединены целью привезти европейский трофей в Киев. Так же, уверен, будут настроены в ближайшую среду армейцы, ведь завоевание Кубка УЕФА может стать для российского футбола значительной вехой.
– Для вас выход ЦСКА в финал не стал сюрпризом?
– Нет. С одной стороны, московский клуб обладает мощными финансовыми ресурсами. С другой, что не менее важно, Валерий Газзаев сумел собрать исполнителей, идеально подходящих под его модель игры. Средний возраст футболистов – 23 – 24 года, что позволит им прогрессировать еще несколько лет. Думаю, у этой команды большое будущее.
– Вы разделяете мнение итальянцев, объяснявших успех вице-чемпионов России в противостоянии с “Пармой” тем, что последняя отвела Кубку УЕФА второстепенную роль, бросив все силы на сохранение места в серии А?
– Категорически с этим не согласен! Как футболист, поигравший в Италии, могу заверить: для любого клуба этой страны на первом месте – престиж. А где, скажите, его подкреплять, как не на европейской арене? Нет, “Парма” просто слабее ЦСКА. Я не сомневался, что команда Газзаева выйдет в финал.
– Вы с тренером ЦСКА хорошо знакомы?
– Закадычным другом его назвать не могу, но на поле мы встречались довольно часто. И как соперники, и как партнеры по олимпийской сборной СССР. Газзаев был незаурядным футболистом, а со временем доказал свою состоятельность и как тренер. Помимо всего прочего у него редкое чутье на людей. В ЦСКА вроде бы нет суперзвезд, но команда показывает добротный футбол почти в каждом матче.
– А что скажете о “Спортинге”?
– Не так уж внимательно следил за выступлениями этого клуба, но по отрывочным впечатлениям могу судить, что в “Спортинге”, как и в других португальских командах, собраны очень техничные исполнители. Прежде всего это относится к бразильцам, которым футбольное мышление передается генетически. Оборона и средняя линия у лиссабонцев довольно вязкие. В нападении же они прежде всего стараются проявить индивидуальное мастерство и лишь во вторую очередь стремятся сыграть комбинационно.
– На финал Кубка кубков-86 во французский Лион приехало более 20 тысяч испанских болельщиков. На “Жозе Алваладе” перевес поклонников “Спортинга” над фанатами ЦСКА будет еще более ощутимым. Это добавит португальцам шансов на победу?
– Девятнадцать лет назад на нас совершенно не повлияли заполненные испанскими фанатами трибуны. Ведь за плечами у нас были непростые испытания советскими стадионами. Куда ни приезжало в те времена “Динамо”, всюду приходилось выдерживать психологическую атаку по крайней мере 40 тысяч зрителей. Да что там сорока – в Лужниках против нас порой сто тысяч болело. Так что давление публики может стать преградой лишь для команды, чьи игроки слабы психологически. Армейцы же, на мой взгляд, достаточно закалились в Европе, чтобы обращать на это внимание. К тому же всегда приятно играть при переполненных трибунах – пусть даже зрители поддерживают соперника.
Богдан БУГА, Виктор ИВАНЧЕНКО
Источник: “Спорт-Экспресс”