После чемпионата Европы в Англии и футбольном мире разразился расистский скандал, если корректно так назвать происходящее. Трое игроков сборной Англии – Маркус Рэшфорд, Джейдон Санчо и Букайо Сака – подверглись травле на расовой почве. К сожалению, расизм распространился и в футболе. Время от времени футболисты сталкиваются с оскорблениями болельщиков на расовой почве. Это происходит во время матча, когда фанаты, как правило, противоборствующей команды выкрикивают оскорбительные фразы с трибун, это происходит в социальных сетях. Борьбе с расизмом уделяется большое внимание, однако искоренить его из футбола и из жизни в целом пока не удается. Несколько месяцев назад Иан Райт в беседе с Аланом Ширером в программе на BBC Sport подчеркнул, что даже со стороны прессы существует разное отношение к игрокам разной расы. В качестве примера он привел публикации о Маркусе Рэшфорде, о внефутбольной жизни которого ходят легенды, и Фила Фодена, образцового домашнего мальчика. Анализ высказываний футбольных комментаторов, проведенный Льюисом Беббом и Полом Ианом Кэмпбеллом, подтверждает мысль о различном отношении к представителям разных рас. Авторы рассматривали расовые стереотипы и, проанализировав 30 часов трансляций матчей чемпионата мира 2018 на каналах BBC and ITV, отметили следующую закономерность: рассказывая о темнокожих футболистах, комментаторы отмечают их природные физическую мощь и атлетизм, о белых – высокий интеллект и характер. Это, безусловно, нельзя назвать прямым проявлением расизма, однако тенденция судить о ком-то по расовому признаку достаточно сильна во всем мире. С таким отношением, конечно же, надо бороться и всеми силами способствовать тому, чтобы подобных проявлений не было.
Но есть и другая сторона этой проблемы. Расовой проблемой зачастую стараются прикрыть собственные пороки. И не вполне корректно утверждать, что за разгульную жизнь достается исключительно темнокожим футболистам. Скажем, когда Уэйн Руни позволял себе вести развеселый образ жизни, об этом трубили все СМИ. Об алкоголизме многих уважаемых игроков сборной Англии писали во все времена, ничего не скрывая. Райан Гиггз погружается в один скандал, не успев отмыться от предыдущего, – об этом знают все. И реакция общества на выходки кумиров порой достаточно жесткая. Иными словами, когда белые футболисты ведут себя недостойным образом, никто не делает им скидку из-за расовой принадлежности. Но их не оскорбляют по расовому признаку – справедливо возразят многие. Нет, не оскорбляют. И очень жаль, что часть болельщиков опирается на расовую принадлежность, высказывая претензии к провинившимся футболистам. Мир стал бы гораздо чище, если бы болельщики взяли за правило оценивать исключительно поведение футболистов на и вне поля и упражнялись в своем остроумии, не затрагивая расовый признак. Однако существует очень тонкая грань проявления расизма. Когда в Роберто Карлоса кидали бананы, это мерзкое проявление чистого расизма. При этом Роберто Карлос был, есть и останется великолепным футболистом с сумасшедшим ударом. Когда Джон Терри оскорбляет соперника по матчу Антона Фердинанда, это умышленное нанесение оскорблений именно по расовому признаку с целью провокации. Когда трибуны выкрикивают расистские кричалки, стараясь задеть темнокожего игрока соперников, это все то же мерзкое проявление расизма в чистом виде. Когда Суарес оскорбляет Патриса Эвра, он получает штраф и дисквалификацию. Случается, когда за расизм принимают, на первый взгляд, безобидные шутки. Бернарду Силва подшутил над своим товарищем Бенжаменом Мэнди, твитнув коллаж из детской фотографии Мэнди и вымышленного персонажа из рекламы. Притом что сам Мэнди никаких претензий не имел и не воспринимал коллаж как проявление расизма, твит Силвы вызвал немалый резонанс и даже расследование федерации. Когда в Дани Алвеса бросили с трибуны банан, он спокойно съел его, после чего запустил веселый флешмоб, в рамках которого известные игроки фотографировались с бананами и, конечно, осуждали расизм. Словом, случаев, когда игрокам доставалось исключительно за их цвет кожи, в футболе немало, но когда ты не забиваешь пенальти в финале чемпионата мира, когда вся страна наэлектризована донельзя, – это другая история. И в таком случае манипуляции на расистскую тему так же омерзительны, как и само проявление расизма.
Embed from Getty ImagesПричиной массовой ненависти к троим игрокам сборной Англии стали не цвет кожи и происхождение. Причина – это их «блестящее» исполнение послематчевых пенальти. Еще до возникновения расистского скандала, публичные люди распространяли простую, как три копейки, мысль: они просто очень молоды. Обвинялся Саутгейт, обвинялись Грилиш и Стерлинг, но только не они. Иными словами, попытки снять ответственность с провинившихся начались в первые же минуты после финала. Часть людей поддержала парней, но в таких случаях трудно укрыться от болельщицкого гнева. К сожалению, некоторые перешли грань и стали оскорблять футболистов на расовой почве. Тем самым дали возможность увести тему бездарного исполнения пенальти совсем в другую плоскость. Причем нашлось немало людей, которые придумывали изощренные оскорбления и гаденькие характеристики, не затрагивая эту деликатную тему. Ситуацию обставили так, будто не существует этой части недовольных, которые не проявляли расизма, но которые остро критикуют всю троицу. Сама троица вполне успешно спряталась за спинами тех, кто их защищает, а среди них даже члены королевской семьи. И всего за пару дней чудовищная вина перед нацией троих игроков стерлась, а игроки превратились в невинных жертв расизма.
Embed from Getty ImagesВсе трое написали обращения в Твиттере. Все трое рассказали, как тяжело переживают свои промахи. Но болельщик – такой человек, которому безразличны страдания вчерашнего любимца. Хорошо это или плохо, но болельщик – человек эмоциональный: сегодня он пылко любит, завтра люто ненавидит, послезавтра снова любит. Чем больше поставлено на кон, тем сильнее ненависть болельщика к тому, кого они считают виновным в своих разбитых мечтах. А виновный нужен обязательно. Например, в 2006-м у Франции виновным был Зинедин Зидан, позволивший себе врезать головой Марко Матерации и оставивший команду в меньшинстве. Причем влияние Зидана на общий результат весьма условно, влияние троих англичан очевидно и бесспорно. Зидан, кстати, извинился перед всеми, но не признал себя виновным. Француз очень четко объяснил свой поступок. И он не пытался спрятаться от ответственности. Рэшфорд, Сака и Санчо спрятались. Нет, конечно, каждый из них извинился и сказал, как ему жаль. Только Маркус Рэшфорд четко написал, что готов бесконечно слышать критику за свою игру. Чтобы как-то смягчить удар, стремительно стали распространять информацию о том, сколько усилий прилагает Маркус, чтобы накормить нуждающихся детей. По-моему, это низко: выставлять напоказ благотворительность, чтобы тебя перестали критиковать. За то, что ты не забил пенальти в серии. Когда тебя выпустили на поле только ради этого. Белой нитью пробегала мысль: он столько делает для общества, подумаешь, какой-то там пенальти. Притом что именно футбол позволяет Рэшфорду помогать нуждающимся. И да, прекрасно, что он не жалеет денег и сил на помощь людям, но каким образом это оправдывает его провал в финале чемпионата Европы? На его карьере всегда будет это пятно. Именно Рэшфорд из всех троих наиболее демонстративно выпендривался перед ударом. Болельщики не прощают подобное. И будь на месте Рэшфорда, например, Харри Кейн, реакция была абсолютно такой же.
Сака поблагодарил всех тех, кто его поддержал, и написал, что именно таким должен быть футбол. Футбол должен объединять людей любой расы, пола, религии и происхождения. И это правильно. Однако футбол – это не только радость, но и ответственность перед болельщиками за результат. Сака обратился к социальным платформам, на которых он подвергся оскорблениям, со словами, что не хочет, чтобы хоть кто-то в мире получал обидные и угрожающие сообщения, которые довелось прочесть ему и его товарищам. В 1998 году еще не было ни твиттеров, ни инстрамов, ни фейсбуков, и Дэвид Бекхэм столкнулся с ненавистью не в виде сообщений и обидных эмодзи, а с вполне реальными угрозами. В матче 1/8 финала чемпионата мира против Аргентины Дэвид, который отметился пасом на Оуэна, забившего тот прекрасный гол, позволил себе совершенно идиотский поступок: упав, зацепил ногой Диего Симеоне. За что был справедливо изгнан с поля. Англия проиграла в серии пенальти, а единственным виновником поражения нация назначила Бекхэма. Сразу после турнира игрок отправился в США, но журналисты преследовали его и там. По возвращении на родину Бекса встречали полицейские, еще долго он выходил на улицу в сопровождении охраны. Дом его родителей осаждали журналисты, сам Бекхэм получал угрозы, в его дом пытался проникнуть незнакомец. Над ним издевалась пресса. Дэвида горячо поддержал лишь клуб. Травля растянулась на долгие месяцы, но никто не публиковал красивые истории о Бекхэме, не рассказывал, какой он хороший человек, никто не выражал обеспокоенность и не заявлял, что в футболе такого быть не должно.
Embed from Getty ImagesСанчо заявил, что ненависть никогда не победит. И в этом он, безусловно, прав. Пройдет какое-то время, и болельщики сборной Англии переживут это горькое поражение. Ненависть не задержится в их сердцах надолго. Тем более что сейчас не 1998 год: сегодня прилагаются усилия, чтобы не позволить болельщикам войти во вкус травли.
Расизм не должен существовать ни в футболе, ни в любой другой сфере. Но и спекулировать этой темой по меньшей мере некрасиво. Маркус Рэшфорд, Джейдон Санчо и Букайо Сака должны понять, что хотя, к сожалению, в народной ненависти нашлось место расизму, большинство адекватных людей не может простить им проигранный финал безотносительно цвета кожи. Если бы так феерически облажались Гарри Магуайр, Харри Кейн и Джордан Пикфорд, они получили бы ничуть не меньше, а то и больше, ведь тысячи людей не сдерживали бы себя, боясь задеть какие-то болезненные темы. Нужно принять эту ответственность и не пытаться делать вид, что весь хейт – это расистские нападки. Трое игроков сборной Англии подставили команду в самый ответственный момент. Ни молодость, ни цвет кожи, ни неадекватность Гарета Саутгейта не оправдывают действия каждого из них. От этой мысли не удастся скрыться нигде.
Ольга ДЕНИСЮК