Мы начинаем Евро… такой, какой есть

Обычно в преддверии крупных турниров, будь то чемпиона Европы или мира, главной темой для обсуждения становятся расклады, фавориты, игроки, форма команд (в обязательном порядке), дизайн мяча (значимость сего пункта даже не обсуждается) и прочее. О фаворите № 1 мы непременно поговорим в ближайшие дни, но в целом же за несколько часов до открытия чемпионата Европы хотелось бы на него посмотреть немного под другим углом.

Дело в том, что футбол в своем якобы развитии, а в реальности в стремлении к деньгам перешел все мыслимые и немыслимые границы и вышел на уровень, который отрезал от футбола достаточно крупный пласт болельщиков. Нет, конечно, эти болельщики продолжают смотреть матчи, болеть за любимые команды и спорить до хрипоты о судейских решениях, но эти болельщики, выброшенные из целевой аудитории как бесперспективные, испытывают разной силы душевные страдания. На страдания эти всем наплевать, ведь у ног покорно распласталась аудитория фанатов новой эры, готовых скупать любой мерч, готовая поверить, что много команд в турнире – это хорошо, а много турниров – еще лучше. Эта аудитория одобрительно реагирует на расширение турниров, на создание всевозможных кубков конференций для футбольных клубов деревенской местности и радостно повторяют мантру о том, что большой футбол становится более доступным для маленьких команд.

(Условно эти группы болельщиков делятся по возрастному признаку: старшее поколение брюзжит, как все плохо, молодое отмахивается и утверждает, что все хорошо. Эта грань достаточно условна, ибо в группу так называемых прогрессивных фанатов запросто может входить человек, который, допустим, Мишеля Платини видел не в красивом костюме, прикрывающем сомнительные поступки, а в блестящей игре, прикрывающей не слишком красивую форму. И наоборот, среди брюзжащих вы запросто можете встретить человека, который того же Мишеля Платини в форме видел только на фотографиях и архивных видео.)

Если говорить о чемпионате Европы, то футбол равно доступен для всех европейских команд: выигрывай квалификацию – и здравствуй, Евро. Но почему-то считается правильным расширить представительство «не топов» не за счет повышения их уровня, а за счет добавления мест в турнирной сетке. Потому мы теперь имеем огромное счастье в виде 24 команд, которые, по задумке, должны подарить нам феерию футбола, а в реальности в первый же год существования формата выдали нам чемпиона, который в группе с трудом занял третье место, в плей-офф оказался только благодаря тому, что среди худших оказался не самым худшим, и тошнил своим присутствием до самого финала.

И с тех самых пор я неизменно задаюсь вопросом: зачем нам такой чемпионат Европы? Неужели ради того, чтобы дать шанс Албании получить гордое звание почти что постоянного участника финальной стадии? Неужели ради того, чтобы так называемые крепкие середняки не слишком утруждали себя борьбой, а выходили в финальную часть просто потому, что еще есть свободные места? Неужели ради того, чтобы топы в отборочных играх могли себе позволить некое расслабление?

Точка невозврата, вероятно, уже пройдена. Вряд ли кто-то решится выступить за возвращение футбола в футбол и вытеснения из него коммерческой составляющей. Нет, я ничего не имею против этой самой коммерческой составляющей, но не может она преобладать над собственно спортом. Подгонка турниров под желание заработать больше рано или поздно обернется футбольной революцией, но произойдет это нескоро. Сегодня, судя по всему, всех все устраивает, и пока группа брюзжащих будет в меньшинстве, существенно ничего не изменится.

Какую формулу чемпионата Европы я нахожу идеальной? Я не разделяю уж слишком радикальные настроения избранных, мечтающих о схеме «Восемь команд навылет». Но и в том, что 24 команды – это оптимально, меня никто не убедил. Шестнадцать – идеальный баланс между предоставлением шанса маленьким командам, необходимостью выкладываться по максимум и нагрузкой на футболистов и болельщиков (а болельщики, между прочим, люди работающие, и им расписание Евро нужно вписывать в повседневный график). Мы же имеем огромное счастье в виде 24 команд, которые, по задумке, должны подарить нам феерию футбола, а в реальности… Посмотрим, какой будет реальность Евро-2024. Такой чемпионат нам не нужен? Такой чемпионат нам нужен? Такой чемпионат мы терпим как неизбежность? Мы начинаем Евро… такой, какой есть.

Новости партнеров

Комментарии: