29 мая 1968 года «МЮ» вышел на поле легендарного «Уэмбли», чтобы стать первым английским (не британским!) клубом, завоевавшим КЕЧ. После трагедии в Мюнхене прошло 10 лет, и возрожденный сэром Мэттом Басби «Юнайтед» совершил очередную попытку. На сей раз удачную. Хотя в этой игре все было не так просто, как может показаться на первый взгляд, и первый евроуспех «МЮ» стал легендарным. И положил начало драматическим финалам манкунианцев, которые не менее нервно отметили юбилей всего неделю назад.
Миф 1. Футбол интересен только настоящим
Ностальгия. Это чувство знакомо каждому. Так мы устроены – тянемся к прошлому, даже любя перемены. И увлекаясь современным бизнесом, по старинке именуемым футболом, мы все равно тянемся к прошлому. Жадно хватаем нарезки хроник, гоняемся за старыми матчами, читаем воспоминания великих. Нам трудно понять, что ничего сверхтайного там нет. Мы не осознаем, что это – всего лишь часть истории, такая же, какую сейчас творим мы. Для нас прошлое – это то, к чему мы относимся с особым трепетом. И как только нам позволяют к нему прикоснуться (кстати, благодаря ненавистной коммерциализации футбола), мы испытываем невероятный восторг, будто сами были ТАМ. Хотя, если честно, мы посмотрели обычный матч. Просто сыгран он был 40 лет назад. Нам кажется, что тогда все было лучше: футбол интересней, команды ярче, игроки утонченней. Нам неинтересны современные «Ювентус» и «Реал», «Челси» и «Бавария», «Лион» и «Аякс», «Динамо» и «Спартак»: мы можем увидеть их в любой момент – достаточно просто нажать кнопку пульта или забрести в какой-нибудь паб (а последних двух нас и вовсе не заставишь смотреть, хотя лет 20 назад подобное не представлялось возможным). Нас манит другое: басбиевский «МЮ», пейслиевский «Ливерпуль», кройффовая «Барселона»… Нас привлекают мальдиниевский и барезиевский «Милан», остгудский «Челси»… Мы сходим с ума от зиковской Бразилии и клинсманновой Германии… Потому что либо не можем их потрогать, либо воспитывались на них. Полюбив команду, мы всю жизнь любим первое впечатление о ней. Увлекшись футболом, мы храним бережные воспоминания именно о той эпохе, на которую пришелся наш болельщицкий дебют. Все объяснимо: именно тогда наши чувства были особенно сильны, а потом это стало привычкой. Перемены воспринимались болезненно, потому как не каждому по силам заменить кумиров. Но на смену одним временам приходят другие, не менее славные. Падения мы научились воспринимать как путь ко взлету. Совсем недавно мы, может быть даже не болея за какую-то из команд, наслаждались дуэлью невероятного тогда «Лиона» и надменного «Милана», восхищались великим британским противостоянием в ЛЧ, которое устролили «Селтик» и «МЮ», подарившие нам праздник, радовались взлету «Аякса», поражались прогрессу трех английских клубов, которые заполонили Европу и даже разыграли финал последней ЛЧ… А все это было нашим настоящим. Настоящим, которое не вызывало у нас неприязни, а наоборот, дарило веру в правильность происходящего. И все бы ничего, но прошлое по-прежнему манит нас. И тогда мы окунаемся в ностальгию.
40 лет назад, когда собранный Мэттом Басби по крупицам постмюнхенский «Манчестер» входил в новый сезон, мало кто мог представить, что спустя годы этот отрезок пути назовут легендарным. С трудом верилось, что именно «МЮ» суждено стать второй британской командой, добившейся успеха в главном евротурнире спустя всего год после триумфа «Селтика». Трудно было предположить, что первые шаги сезона-1967/1968 годов станут историчекой поступью к величайшему успеху. И теперь, спустя 40 лет, когда «МЮ» снова добился успеха и мир поприветствовал новых чемпионов, самое время вспомнить о легендарном достижении.
Разумеется, автор не помнит финал Лиги чемпионов 1968 года. Но кое-что о нем слыхал, и потому как только представилась возможность, тут же посмотрел его весь. Конечно, футбол стал другим: более быстрым, более техничным, в чем-то более умным. Но и тогда он был чертовски привлекательным – скорее, своей искренней непредсказуемостью и колоссальной работоспособностью и скромной талантливостью тогдашних звезд.
Перед тем как приступить к рассказу о том финале, необходимо сделать еще одно отсутпление. Сильно подозреваю, мало кто представляет, каким был футбол 60-х. Конечно, было бы неправильно утверждать, что о нем все знает автор, но кое-какие тайны разгадать удалось. То была ИГРА. Не за славу и деньги, не за рекламные контракты, а ради самой игры. Немного наивная и, по сегодняшним меркам, непрофессиональная. Нынешние игроки все делают с нарочитой отточенностью, даже по ногам бьют по-научному. Тогда было иначе. Выходя на поле, футболисты стремились, так нам кажется, не столько добиться какого-то результата, сколько получить удовольствие от процесса. С точки зрения тактики, в действиях игроков того поколения можно найти массу просчетов. Сегодня бы сказали, что они совершают массу ненужных движений, что негоже втроем бежать на один пас. В общем, правильно. Но как же они хороши! Джон Астон на левом фланге творил невероятные вещи. Джордж Бест, который грешил падениями, особенно на подступах к штрафной, не вызывал раздражения хотя бы потому, что в его падениях не было вызывающей картинности.
Иными словами, тем игрокам была присуща настоящесть, которую нынче затмевает то, что называют профессионализмом. Взглянув на счет и увидев голы, многие думают, что «Бенфика» выступила в главном матче сезона в качестве статиста. На самом деле португальцы были невероятно близки к победе, а манчестерцы были далеко не так однозначны и убедительны, как кажется сегодня. Более того, можно даже предположить, что команда Мэтта Басби находилась на грани провала, поскольку несмотря на безусловную яркость и некоторое преимущество, она была не так остра, как «Бенфика». Кстати, легенда гласит, что лицо той «Бенфики» определял Эйсебио. Если говорить о конкретном матче, весьма спорное утверждение. Конечно, именно ему принадлежат два острейших момента (в каждом из таймов основного времени), конечно, именно на нем чаще всего фолили манкунианцы, порой, в опасной близости от штрафной, но в то же время куда больше внимания привлекал Марио Колуна, который здорово работал в центре на перехватах, разгоняя потом свою команду. Можно даже утверждать, что именно на нем держалась вся игра, иначе «Манчестеру» было бы куда легче просачиваться сквозь соперника и устраивать розыгрыши с забеганиями.
Некоторое несоответствие в представлении об истинных героях наблюдается и в стане английской команды. Например, Бест при всех его невероятных действиях не только в целом, но и в конкретном матче вряд ли стал ключевой фигурой этой победы. Равно как и Брайан Кидд (он, к слову, в этот день отмечал свое 19-летие), о котором тоже говорили немало. И, пожалуй, даже не Бобби Чарльтон. Безусловным лидером мы бы назвали Нобби Стайлза, который стал в центре непроходимой стеной и не столько за счет грубости, сколько за счет техники мастерски резал многие атаки португальцев. И не стоит забывать о Джоне Астоне, разорвавшем фланг, и Алексе Степни, без надежнейшей игры которого не было бы столь нужного дополнительного времени. Ибо «Бенфика», как уже говорилось, была не столько мощна и насыщенна, сколько остра.
Только прозвучал свисток, как «МЮ» полетел к воротам. Португальцы пытались отбиваться, используя длинные передачи, однако слишком опасными они не выходили. Борьба между Эйсебио и Стайлзом чаще заканчивалась в пользу последнего, хотя «Бенфике» все же удавалось приблизиться к штрафной и даже совершить пару попыток пробить.
В целом же, когда стартовая активность англичан была подавлена, пошла довольно равная игра, в которой трудно было отдать преимущество какой-либо из команд. Португальцы перешли на мелкий пас, который удавался им куда лучше, но без потерь, довольно глупых, не обходилось. Правда, то же самое можно сказать и об их оппонентах. Например, перехватив мяч в центре, Бест понесся вперед, но вместо того чтобы развить атаку, отдал мяч сопернику. И подобных моментов было немало.
Что сразу бросилось в глаза в исполнении обеих команд, так это неуемное желание бить по воротам из самых разных позиций, даже не слишком для удара приспособленных. Никаких тебе раскаток и лишних откидок – бью, а там как получится. Возможно, именно поэтому острых моментов не было довольно долго.
Публику оживила «Бенфика», когда Граса перехватил мяч на манкунианской половине, отдал пас на Торреса, а тот нашел в центре поля Эйсебио. Португалец элегантно прошел по полю (никто ему не мешал!), подошел к линии штрафной чуть правее от центра и, не дожидаясь, пока Фоулкс таки выйдет его встречать, пробил – мяч стукнулся о перекладину и вылетел в поле.
Разумеется, «МЮ» очень захотелось ответить на такую дерзость, и они взвинтили темп, однако защита португальцев действовала превосходно – из штрафной выносилось все, причем до Энрике мяч, как правило, и не доходил.
В эти минуты у «МЮ» выделялся Креранд, который не только отмечался острыми навесами с правого фланга, но и смещался в центр и отдавал не менее опасные низовые передачи. Тем не менее, первое, что достойно упоминания в исполнении «МЮ» (не считая многочисленных столпотворений в штрафной «Бенфики», которые смотрелись динамично, но особой опасности не таили), – это удар Чарльтона со штрафного, заработанного Бестом. Удар точный, но не сильный – Энрике без особых проблем зафиксировал мяч.
Первое, что действительно было опасным, началось с паса Креранда на Беста. Джордж прошед по полю и отдал на Астона, который находился недалеко от линии штрафной чуть левее от центра. Почему он не пробил по воротам, а отдал поперечную передачу на Кидда? Ответить сложно, но в итоге удар Брайана ушел на угловой.
Еще более опасной была стремительная атака Сэдлер – Кидд – Сэдлер, которую венчал последний ударом с острого угла – немного не хватило точности.
«МЮ» если и не полностью установил контроль над игрой, то стал острее и, главное, более убедителен в центре поля, где манкунианцы выигрывали большинство отскоков и явно превосходили соперника в борьбе.
Правда, ближе к концу тайма, когда игра, казалось, успокоилась, «Бенфика» выиграла чертовски опасный штрафной – почти на самой линии пенальтерии. Эйсебио пробил стенку низом, но Степни успел броситься и забрать мяч. К слову, если говорить о штрафных, обе команды были довольно предсказуемы – точные удары были слишком слабыми, чтобы стать проблемой для вратарей, а мощные выстрелы улетали выше ворот.
Миф 3. У «Бенфики» не было шансов на победу
Второй тайм проходил в схожем ключе. И, наверное, так бы и продолжался, но англичане чуть поднажали, и довольно быстро забил Чарльтон. Когда Бест вошел в штрафную, португальцы в несколько приемов выбили мяч за боковую. Сэдлер вбросил, обыгрался с Данном и навесил – Чарльтон вознесся над штрафной и элегантно пробил головой. Мяч залетел в дальний угол. Заметим, что на всякий случай на дальнюю штангу как раз набегал Кидд: если что-нибудь пошло бы не так, Брайан легко подправил мяч.
Тут же забил и Бест. Весьма красиво, ворвавшись в штрафную и обведя выскочившего навстречу вратаря. Однако, к величайшему сожалению англичан, гол был отменен ввиду офсайда у Джорджа.
Казалось, что теперь-то «Юнайтед» не остановится. Они еще более охотно атаковали, фактически лишив соперника подобной возможности. Но сквозь английский хор робко пробивались голоса португальцев, и этого было достаточно, чтобы подкорректировать ход матча.
Команда Мэтта Басби была очень близка к тому, чтобы забить второй (пожалуй, даже ближе Джорджа Беста, у которого был отменный момент, к успеху был Кидд – Брайан был в нескольких метрах от ворот, но не успел толком зацепить поперечную передачу, и мяч ушел от него). Ее оппонент хоть и мало в чем уступал, от гола был весьма далек. Случилось так, что забила именно «Бенфика».
Навес с правого фланга принял в штрафной Хосе Агусто Торрес и явно переправлял мяч Эйсебио, на которого уже бросился Стайлз. Лидер португальцев не успевал, однако набежавший вовремя Граса без труда (центр манчестерской обороны очевидно и безнадежно провалился) вогнал мяч в дальний угол – Степни закрывал угол ближний.
Равный счет заставил обе команды зашевелиться. Игра разбивалась на отрезки, когда в атаки устремлялась одна команда, а потом другая. «Бенфика» в эти минуты смотрелась интересней, а когда Эйсебио выскочил на ворота (об обороне речь уже вообще не шла), казалось, что триумф «Юнайтед» не состоится (эту тактику хождения по лезвию с радостью возьмут на вооружение все последующие поколения «МЮ»). Однако Степни принял удар лидера соперника на себя.
Таким вышло основное время. Если оценивать действия команд в целом, то «МЮ» был более стремительным. Получая мяч, манкунианцы сразу неслись вперед, особо не задерживаясь. Конечно, расчет был на Беста, который, приняв передачу, невероятно разгонялся и поражал мастерством, которое трудно описать словами, но которое заложено в его фамилии: грациозные шаги, но в то же время мощь и сила, какие-то удивительные движения, неуловимые для соперника. Правда, с продолжением у Джорджа выходило далеко не всегда, и зачастую он просто упирался в стену из организованно выстроенных португальцев (единоборства один в один он легко выигрывал).
«Бенфика», когда не пыталась играть длинным пасом, тоже была опасна, но не так быстра. Португальцы тратили больше времени на подготовку атак, и хотя оборона соперника особенной стройностью не отличалась, им удавалось погасить набеги. Словом, «МЮ» был гораздо сильнее в атаке, «Бенфика» брала четкостью оборонительных действий и резких выпадов. Как видим, мощное давление оказалось верным решением этой проблемы.
Миф 4. «Бенфика» сдалась
Начало дополнительного времени стало решающим. «Юнайтед» выдали потрясающий отрезок, и остановить их было невозможно, настолько целенаправленными, мощными, острыми и точными они были. Англичане, честь им и хвала, собрались и решили свою судьбу самостоятельно, не полагаясь на случай.
«Уэмбли» затянул «Ю-най-тед», а Алекс Степни ввел мяч в игру. Вброс на чужую половину, скидка в ноги Бесту (кажется, это был Кидд), который пробросил мяч влево, уложив вратаря, и вкатил шарик в ворота.
«Бенфика» развела из центра, но потеряла мяч на подступах к штрафной. Мяч попал к Астону (а он разошелся не на шутку), и Джон протянул его до лицевой – случился угловой. Сэдлер пробил головой после подачи, Кидд продолжил полет мяча, но Энрике отразил удар. К несчастью португальцев, мяч отскочил к Кидду, и счет стал 3:1.
В общем, понятно, что игра фактически закончилась. Нет, конечно, «Бенфика» – достойный соперник, и она не успокоилась и не опустила руки, продолжая при случае искать свой шанс, но «Юнайтед» уже поймал кураж. Степни легко справлялся с навесами, а партнеры его неутомимо шли вперед. Заметьте, не остановились на достигнутом, не прижались к воротам (хотя и стали предельно аккуратными в защите), а продолжали вести свою игру. А «Уэмбли» продолжал бесноваться. И когда Кидд (остается только поражаться, откуда столько мудрости у 19-летнего парня?!) прошел правым флангом и отдал передачу находящемуся рядом Бесту, а Джордж прострелил в штрафную, где Чарльтон оказался на мяче первым и со всей силы запустил шарик в сетку. Стадион взорвался. «Бас-би, Бас-би» – разносили трибуны, «Юнайтед» шел за пятым голом, «Бенфика» – за вторым. Счет больше не менялся.
Так состоялась первая великая европобеда великого клуба. И если сегодня вас удивляет, почему «МЮ» никогда не сдается и идет до конца, просто вспомните, кем и когда была заложена философия never-say-die.