Конечно, в преображении Германии безусловная и однозначная заслуга Йоахима Лёва – он придержал команду на стадии группового турнира и отпустил тогда, когда это нужно. Возможно, это как раз и есть усвоение урока чемпионата мира – тогда немцы гнали на полном ходу и не удержались на повороте (собственно, что вполне может случиться с нынешней Голландией). Лёв посмотрел на ситуацию иначе – и команда его предстала в новом свете именно на стадии плей-офф, собственно, тогда, когда это было нужно. Да еще и в матче с соперником, которому было по силам задавить казавшуюся тогда безликой Германию.
Если говорить о самой Португалии, то все было сказано давно. Эта сборная намного слабее той, которая выступала на правах хозяйки на предыдущем ЧЕ, а о тяжести команды Луиша-Фелипе Сколари я говорила еще после победного матча с Чехией.
Да и наверное, в исходе первого четвертьфинала куда больше закономерности, чем удивления: то, что мы не усмотрели в Германии потенциала (ведь, по большому счету, только Подольски и Клозе заиграли сразу, возможно, еще Баллак), говорит лишь о том, что наставник команды оказалася достаточно хитер. Единственное, что вызывает действительное беспокойство у меня по отношению к Германии – это почти легендарные Мертесакер и Метцельдер. Чем дальше продвигается сборная по сетке, тем больше зависит от одного действия каждого ее участия. Банальная потеря мяча в ценре может обернуться поражением, безобидное нарушение правил стать роковым, а даже незначительная оплошность превратиться в вылет из турнира. И у немцев центральная зона обороны по-прежнему остается проблемной. При всех своих достоинствах вышеназванная пара порой так медлительна и неповоротлива, что одна их ошибка способна разрушить всю, как сейчас уже можно сказать, талантливую стратегию Лёва на этот чемпионат.
Почему хорваты, которые большую часть игрового времени доминировали и создали куда больше действительно голевых моментов (шансы одного только Олича чего стоят!), которым Рюшту фактически подарил победу (было даже обидно, что кипер, великолепно проведший поединок, так грубо ошибся на 119-й минуте четвертьфинального матча!), умудрились проиграть матч?
Понятно, конечно, что в серии пенальти у них уже не было шансов – это разумели и сами игроки (судим исключительно по выражениям лиц, с которыми все отправлялись выполнять удары). Но ведь, забив на предпоследней минуте игрового времени, футболисты и их тренер не могли не понимать, что им нужно просто продержаться пару минут – не больше. Ведь почти все уже было сделано! Правда, думается, вот это самое «почти» упустили все. Вернее, почти все, ибо его не упустил соперник. Рюшту, который, понимая, что это его последний шанс вбросил мяч далеко в поле, Шентюрк, который, показалось, без видимых проблем мяч принял.
И можно сколько угодно говорить, что это несправедливо, но в какой-то степени случившееся объяснимо. На протяжении всего матча хорваты, хоть и выглядели лучше, были довольно неувренными. Они словно боялись – то ли самих себя, то ли ошибки, то ли соперника. И когда им улыбнулась удача, вместо того чтобы собраться и доиграть, отчего-то решили, что уже чуть ли не чемпионат Европы выиграли. А это всегда наказуемо. Дело не в том, что Хорватия проиграла по пенальти, что многие по объективным причинам склонны считать лотереей. На самом деле Хорватия собственными руками передала путевку в полуфинал Турции. Путевку, которую она не заслужила, несмотря на то что была одной из самых интересных сборных в групповом турнире.
В чем вина Билича? Только в одном, что, кстати, для меня удивительно. Он сделал команду. Команду хорошую, крепкую, привлекательную, умеющую играть в разных условиях. Однако с психологической подготовкой наставник не справился. Мне, конечно, трудно судить ввиду отдаленности от сборной, но по внешним проявлениям хорватские футболисты во время четвертьфинального поединка бросались из крайности в крайность – от неверия в себя до осознания собственного превосходства. А такие шатания, иными словами, настрой на игру всегда вменялся в обязанности наставника.
Источник: ПРО ФУТБОЛ