Германия турецкая
Не сказать, что Германия вышла в финал незаслуженно. То, что она не играла в свой футбол (хотя можно ли его на этом чемпионате называть их?), говорит только о том, что Йоахим Лёв не хотел рисковать. Правда, по выражению его лица в определенные отрезки матча можно сказать, что вовсе не такой он видел игру своей команды. Впрочем, сейчас не об этом.
Лёв (результаты говорят об этом, но сделаем оговорку на то, что если бы что-то пошло не так, наставник не казался бы всем кладезем мудрости) очень умело манипулирует настроением своих подопечных. Сначала совершенно невнятная, но зато результативная игра в группе, где единственная осечка пошла только во благо, потом фантастический четвертьфинал с Португалией, с которой нельзя было играть иначе. Теперь довольно спокойное противостояние с Турцией. Да, ошибок немцы наделали немало, и будь на месте турков иная команда, все могло бы обернуться иначе. Защитная линия Германии, которая едва ли не в каждой игре оставляла множество вопросов, в полуфинале предстала проходным двором, местным лидером которого был главный лепидоптеролог* страны. Речь, конечно, о Леманне, детские ошибки которого плохо гармонируют со статусом полуфиналиста (а теперь уже и финалиста) чемпионата Европы. Правда, и другая сторона сборной – атакующая – была весьма неубедительна. И дело не только в том, что Баллак игру провалил – его пассивность с успехом компенсировали и Подольски, и Хитцльшпергер. Проблема заключается не в отдельных игроках, а в команде.
Отчего-то немцы решили, что Турцию они пройдут легко, можно сказать, играючи. Поскольку сборная Фатиха Терима на турнире уже не раз наказывала за подобное к себе отношение, остается только предположить, что немцы поставили себя выше остальных. В какой-то степени они правы: только им после традиционного позднего гола Шентюрка удалось не просто не сломаться, но ответить на это собственным победным результативным ударом (Лам заставил многих забыть обо всех провалах в этой игре), причем еще в основное время. Но это немецкий характер, который в противостоянии с турецкой страстью оказался крепче.
Что же сам футбол? Германия играла слабо. Практически не использовала фланги, тупо шла центром, где легко отдавала мяч сопернику и неизменно получала шпильку, которая на фоне неуверенной игры защитников и, пожалуй, самого слабого выступления на турнире Леманна запросто могла стать роковой. Две из них едва не перевернули все с ног на голову.
Однако бундестим потенциально был сильнее оппонента, что доказать очень легко. Турецкие футболисты играли на максимуме и выматывались – мы говорили об этом еще перед матчем. Они здорово прессинговали, они постоянно вступали в борьбу за мяч, который соперник очень часто лениво им отдавал, они, разумеется, двигались. Практически во всех зонах. Это был их ключик от волшебной двери с претензионно выведенным на ней «Финал». И он бы, безусловно, снова подошел к замку – а если бы не подошел, турки, как уважаемый в определенных кругах медвежатник высокой квалификации со стажем, открыли заветную дверь с помощью собственной методики. Все бы было, если бы… Германия не была столь сильна в своей слабости.
Пропустив от Борала, немцы прибавили ровно на столько, чтобы сравнять счет. В конце второго тайма команда ускорилась ровно на столько, чтобы забить второй гол. А тут и Рюшту помог, допустив нелепейшую ошибку, что не очень свойственно для него в принципе, но стало едва ли не тенденцией в плей-офф. А когда немцы расслабились в ожидании свистка, они пропустили сами – видно, забыли, что наступило время Шентюрка, который в заключительных отрезках матча способен нанести даже запредельно фантастический удар.
Но в чем отличие Германии от других команд? Оставалось совсем немного времени, но команда снова собралась и снова ровно на столько, чтобы добиться результата в основное время.
Откровенно говоря, видим в том заслугу наставника, который, четко оценивая все достоинства и недостатки своих подопечных, готовит их к поединкам так, чтобы они могли и силы поберечь (это очень нужно многим сборникам), и по сетке турнирной продвинуться.
Россия испанская
По правде сказать, только два тренера на Евро отличились столь грамотной стратегией: второй наставник – это, разумеется, Гус Хиддинк, задача которого была ничуть не проще задачи предводителя бундестима. И с ней он как раз и не справился.
Россия, как и в предыдущем матче, выходила на поле с желанием отомстить. Тогда был взят реванш за 1988-й год, сейчас… Конечно, россиянам (берем во внимание не только независимый период) есть что вспомнить об испанцах. Но, думается, самой сладкой была бы месть за финальный матч ЧЕ-1964, когда действующий чемпион Европы сборная СССР, разгромив в полуфинале (напомним, что тогда основной турнир начинался с этой стадии) Данию – 3:0, столкнулась с командой Хосе Виллалонги. Испанцы открыли счет в дебюте матча (Переда), но получили молниеносный ответ от Хусаинова, однако подопечные Константина Бескова не смогли устоять и пропустили решающий гол незадолго до конца встречи (Марселино). Мы понимаем, что мало кто думал об этом сегодня, однако тот финал все же стоит особняком…
Гусу Хиддинку нужно было продолжать действовать по выбранному плану – быть теми командами, против которых он играет. Иными словами, сыграв с голландами по-голландски, он должен был сыграть с Испанией по-испански. Ибо, как и в четвертьфинале, иного шанса не было.
Уже в первом тайме стало понятно, что Россия долго не продержится. Играть против Испании пешком – смерти подобно. Россияне же категорически не желали двигаться и даже атаки проводили медленные, боязливые, оттого и неудачные – обыгрывать испанцев стоя Россия пока еще не в состоянии. И потому пассивные передачи легко прерывались подопечными Луиса Арагонеса, а бежать россияне боялись. Причем, предполагаем, совершенно напрасно. Конечно, нельзя было с таким соперником открываться, однако и излишняя осторожность с такой быстрой командой тоже не нужна. Было довольно странно наблюдать, как уже при счете 2:0 испанцы профессионально вытягивали Россию с ее половины, как глупо она поддавалась, словно с роду не знала это приема, и как не желала использовать предоставленную возможность играть. А ведь потенциальная скорость команды Хиддинка оправдывала активные действия, потому как трусливое бездействие губительно. Испания все равно окажется быстрее и отыщет свой шанс, как отыскал его Фабрегас для Гуисе, элегантнейшим и мягчайшим пасом в одно касание нашедший партнера, а потому чтобы достичь успеха, нужно было предложить что-то взамен. С этим-то и не вышло, ибо аргументами команды Хиддинка были поначалу не очень аккуратная игра в защите (это при ставке-то на оборону!), неоднократные сейвы Акинфеева, надежность Василия Березуцкого и мечтающий о «Барселоне» Аршавин, который, похоже, слишком рано увлекся условиями личного контракта с каким-нибудь западным клубом.
Один специалист правильно заметил, что нынешнему Евро характерна колоссальная командность и независимость от личностей (к этой теме мы вернемся немного позже). Но это не значит, что отдельные игроки вообще ни на что не влияют. И, к слову, на этом турнире их влияние в негативном смысле заметнее позитивного вклада. Конечно, главная причина все та же: ЕВРО-2008 – первенство команд, которое стало таковым во многом по причине слабости личностей. Аршавин был хорош тогда, когда была хороша Россия. А как только от него понадобилось показать больше, чем ему удавалось в рамках мощной коллективной игры, его просто не было видно. Разумеется, не это стало решающим – просто штрих к портрету игрока.
Россия же исключительно от собственной осторожности и страха решила сыграть не только в несвойственный ей футбол, но и в футбол, в который она играть не умеет. И потому все, что сделала Испания, – не более чем закономерное отражение боязни оппонента. Испанцы второй раз на этом турнире обыграли россиян еще до начала матча: в первом туре Россия сдалась добровольно, в полуфинале – не справилась с собой.
Есть еще и психологический подтекст. Выйдя в четвертьфинал, команда Хиддинка раскрепостилась – никто не ждал от нее такой прыти, сборники уже были героями. Сейчас уже отчего-то ждали. Ждали и давили. Лозунги «Мы (они) обязаны выходить в финал» были не единичными. Собственно, они же и прибили коллектив. Без боязни ошибиться можно сказать, что россияне чувствовали бы себя более комфортно, если бы они не были никому ничего должны. А их заставили поверить в то, что выход в полуфинал обязывает их играть и в заключительном матче.
А потому в финале сойдутся пока умнейший тренер ЕВРО-2008 и очень мощная команда, которой еще не приходилось сталкиваться с соперником с характером.
* Лепидоптеролог – специалист по изучению бабочек.
Источник: ПРО ФУТБОЛ