Николай ЛЕВНИКОВ: Левников: “уровень судейства у нас сопоставим с испанским, итальянским, английским”

Параллельно с участниками чемпионата России в турецком Белеке готовилась к сезону сборная судей премьер-лиги. Как и полагается, список приглашенных на двухнедельный сбор был расширенным, а по ходу тренировок и сдачи нормативов определился основной состав. О том, кто и как будет “играть” за нее в ходе 13-го чемпионата России, рассказал председатель Коллегии футбольных арбитров Николай Левников.

– В прошлом сезоне претензий к арбитрам и к вам лично было немало. Что в них преобладало: конструктивное начало или эмоции?

– Пятьдесят на пятьдесят. Сезон оказался очень сложным из-за того, что на еще не сформировавшихся новых лидеров судейского корпуса свалился огромный груз ответственности. Поскольку по возрасту ушла группа ведущих арбитров, которым доверялись важнейшие матчи, нагрузка легла на плечи, по сути, четырех арбитров Валентина и Николая Ивановых, Юрия Баскакова и Игоря Егорова. Кроме того, мы перевели в премьер-лигу семерых молодых арбитров, за которыми год следили в первом дивизионе. Разумеется, с ходу им непросто было завоевать авторитет на высшем уровне, но четверо из них уже подпирают лидеров.

Еще одна наша не преодоленная пока беда, вызывающая претензии, – отсутствие единой интерпретации правил, особенно в предъявлении желтых и красных карточек. Проблема тут еще и в психологии, вопросами которой до нас лет десять никто не занимался. Сейчас с арбитрами работают сотрудники петербургской Балтийской академии психологии, проводят тестирование, выявляют слабые и сильные стороны личности каждого, дают персональные рекомендации.

– А как вы прокомментируете разговоры о существовании так называемой “инспекторской мафии”, когда представители клубов через инспекторов выходят на судей, заставляя их под угрозой выставления негативных оценок проявлять симпатию к определенным командам?

– Если бы такое было, мы бы этот вопрос обязательно подняли. Встречаются инспектора, которые стремятся показать арбитрам перед матчем: мол, я здесь главный. Не то что он хочет повлиять на результат, но любит покрасоваться, воздействуя на арбитра, его методику работы. Будучи инспектором УЕФА, вижу, как ведут себя мои европейские коллеги. Это наблюдатели, помощники бригады, способные провести анализ арбитража и дать полную информацию в судейский комитет УЕФА о перспективах любого арбитра.

– Тогда вопрос как к инспектору УЕФА: сравним уровень судейства в нашей премьер-лиге с европейским?

– Вполне сопоставим с испанским, итальянским, английским чемпионатами. Показателен пример Валентина Иванова, который отлично провел финалы Межконтинентального кубка. Кубка конфедераций, полуфинал Лиги чемпионов. На подходе к таким матчам Баскаков, следом идут Николай Иванов и Егоров. Наши судьи постоянно задействованы в еврокубках. Так, Валентин Иванов будет судить в Лиге чемпионов 9 или 10 марта. 3 марта бригада, возглавляемая Баскаковым, проводит матч Кубка УЕФА в Турции. В техническом отношении, в понимании игры наши судьи даже выше западных коллег, потому что знакомы с футболом не по книжкам, а вышли из него. Как бывшим игрокам им легче уловить тонкий фол, умысел в нарушении правил. А вот в управлении игрой, в вынесении дисциплинарных санкций, в неприятии неспортивного поведения, хамства на поле мы зарубежным арбитрам проигрываем.

– Чем же объяснить то, что даже лучшие российские арбитры, тот же Валентин Иванов, например, порой “прокалываются” в матчах национального чемпионата?

– В национальном первенстве арбитры под постоянным прессингом: едва ли не каждое их решение бурно оспаривается из тренерской зоны. Причем те же тренеры на матчах европейского уровня ведут себя тише воды, ниже травы, потому что там следуют жесткие санкции за нарушение этики. А у нас на это, по существу, не обращают внимания.

– Судейский корпус России готов к тому, что грядут очередные изменения правил игры – например, в определении офсайда?

– Они введены не сейчас, но мы, увы, как нередко бывает, позади Европы всей. На заседаниях комитетов и исполкома УЕФА подчеркивается: чтобы футбол продолжал увлекать людей во всех странах, необходимо изменение его философии. Все поправки в правилах направлены на то, чтобы помочь созидательному футболу. Раньше, например, арбитру предписывалось: если он сомневается при определении положения “вне игры”, лучше перестраховаться и поднять флаг. Теперь же в этой ситуации рекомендуется: “Флаг – к ноге!” Нахождение игрока просто “вне игры” не является нарушением правил. Судья должен фиксировать офсайд, только когда футболист вмешивается в игру. Это не изменение правил, а иная их трактовка, которая присутствовала и в матчах предыдущего чемпионата. Но если тогда в ее реализации были проблемы, то на нынешних сборах ни один судья на линии не путал активное положение “вне игры” с пассивным. На выездных семинарах доводим это положение до сведения команд, демонстрируем им учебный фильм УЕФА на эту тему.

– Когда вводили правило фола “последней надежды”, я, тогда арбитр высшей лиги, решил: футболу пришел конец, начнут удалять с поля налево и направо. Но игроки и тренеры осознали последствия нововведения и сумели быстро перестроиться, в том числе за счет совершенствования техники отбора мяча. Так введение нового параграфа правил привело к игровому прогрессу, а число удалений за сезон по этой причине можно пересчитать по пальцам.

– Введенное в прошлом году вето на критику арбитров сохранится?

– А его не было. Мы выступали лишь против унижения личного достоинства арбитров в СМИ. Да критикуйте нас на здоровье. Без критики нет прогресса. КФА ведет серьезную работу по повышению уровня судейства. Внешне она пока не очень заметна, но, уверен, даст плоды. В своей лекции Мишель Вотро подчеркнул, что каждый судья, от начинающего до самых известных – Коллины, Мерка, Майера, Иванова – должен начинать утро с заповеди: “Не навреди”. Этим девизом и руководствуемся.

Источник: sports.ru

Новости партнеров

Комментарии: