Владимир САЛЬКОВ: “Моя мечта сбылась!”

На минувшей неделе в Донецке гостила футбольная легенда. Владимир Сальков, оставивший яркий след в истории донецкого “Шахтера” (сначала как игрок, а потом как тренер), приезжал по приглашению клуба, чтобы оставить отпечаток ладони для музея, а также взглянуть на “глиняного себя” – фигуру из скульптурной группы.

Футболисты гипсовые, кубок – настоящий

Фигура Салькова в полный рост, над которой сейчас работает скульптор Николай Загребной, украсит музей, который будет располагаться на новом стадионе “Донбасс-Арена”. Вообще фигур будет четыре: Сальков и Олег Ошенков с Кубком СССР в руках (одна композиция под названием “Вручение Кубка СССР тренером Ошенковым капитану Салькову”), Михаил Соколовский и Виталий Старухин (по отдельности).

Сейчас Сальков и Ошенков сделаны в глине, после чего фигуры будут отлиты в гипсе. Гипсовый Соколовский уже готов – стоит в углу мастерской скульптора, укутанный целлофаном. Последним Загребной будет ваять Старухина.

У фигур в музее не будет постаментов: легендарные “горняки” будут стоять на зеленом ковре, имитирующем футбольное поле.

Когда Сальков вошел в маленькую комнату, в которой и так было тесно от легенд футбола (вернее, от их копий), то тут же повернулся к окну, на котором стоял Кубок СССР. “Настоящий? – спросил Владимир Максимович. – А шампанского нет?” Этот кубок, сделанный из серебра и хрусталя, является одной из четырех точных копий трофея, оригинал которого хранился в Москве. Даже надписи на серебряной крышке – такие же, черточка в черточку. Сальков, будучи капитаном “Шахтера”, поднимал Кубок СССР над головой в 1961 и 1962 году. Фотография Салькова и Ошенкова с кубком, которая послужила основой скульптурной композиции, была сделана в 1962-м. “Народу на матче было море – 103 тысячи зрителей! – вспоминает Сальков. – Билеты дончанам продавали по предъявлению паспорта, потому что желающих попасть на стадион было очень много”.

На вопрос, сколько шампанского вмещает хрустальная чаша кубка, Сальков ответа дать не смог: “Мы его никогда не мерили”. И вспомнил, к слову, что привез два ящика Артемовского шампанского на Олимпиаду в Сеул. Тогда сборная СССР, одним из тренеров которой был Сальков, стала чемпионом Игр-1988. Пока Сальков отвлекал разговорами охрану, ящики с шампанским пронесли в комнату к футболистам. “Пили из ведра, обыграв Бразилию в финале, – говорит Сальков. – Кубка-то на Олимпиаде не было. А потом праздновали на пароходе всю ночь”.

Салькова обули в Adidas

Осмотрев фигуру своего тренера тех времен, Олега Ошенкова, Сальков засмеялся: “Похож, если присмотреться… только сигареты не хватает!” Скульптор ваял легендарных “горняков” по фотографиям, и теперь с некоторой тревогой наблюдал за тем, как “оригинал” реагировал на свою копию. 71-летний Сальков же смотрел молча, будто вспоминая себя, 25-летнего – атлетичного парня с густой шевелюрой.

“Ну как, утверждаете?” – спрашивает Салькова руководитель проекта музея, начальник историко-архивного отдела ФК “Шахтер” Андрей Бабешко.

“Поддерживаю идею, – улыбается Сальков. – Волос, конечно, теперь у меня не так много, и нос какой-то немного не такой… Но похож! Только что же получается: я у Ошенкова кубок отбираю?”

Сальков также приметил, что скульптор сделал ему красивые бутсы: “На фигуре они лучше чем в жизни”, – а Загребной с улыбкой пояснил, что, поскольку фотографии с бутсами у него не было, он решил сделать Салькову бутсы Adidas. Кстати, еще один отход от истории: на руке Салькова не будет капитанской повязки. “И правильно, – сказал Владимир Максимович. – Это сейчас у футболистов есть повязки, а в наше время вместо них мы просто наматывали на руку бинт”.

“Моя мечта сбылась!”

После свидания со своей футбольной молодостью, Сальков оставил отпечаток левой ладони для Стены славы ФК “Шахтер”, которая будет открыта на новом стадионе. На вопрос, о чем он думает, держа руку в застывающем (для истории!) гипсе, Сальков неожиданно сказал, что вспоминает не громкие победы и минуты триумфа, а свои юные годы, проведенные в Сталино.

“Салону” посчастливилось (пока мы в одной машине с Сальковым ехали на окраину города в мастерскую скульптора) услышать монолог легендарного дончанина о родных для него местах и, таким образом, принять участие в своеобразной “прогулке по Донецку” (была в “Салоне” такая рубрика, которой ведал Евгений Ясенов), экскурсоводом в которой на сей раз стал прославленный “горняк”.

Сальков больше семи лет не был в родном городе, и признал, что Донецк в очередной раз удивил его ухоженностью центральных улиц. И неприятно поразил неприглядным видом окраин.

“По этой улице я пешком в техникум ходил, – вспоминает Сальков, проезжая по проспекту Богдана Хмельницкого. -Конечно, она теперь широкая, современная. На стадионе на Смолянке в юности играл, а здесь (в районе шахты им. Куйбышева – ред.) мой отец похоронен. Он 92 года прожил, работал всю жизнь, не курил… Я рос на Смолянке, нас четверо детей в семье было, и я поражаюсь, как моя мать в такие сложные военные и послевоенные времена смогла нас воспитать. Мы ютились в квартире площадью 13 квадратных метров, в которой было две крошечные комнатки – 6 и 7 “квадратов”. Все мои братья были шахтерами – только я, футбольный “горняк”, под землей ни разу не был. Жену свою я тоже встретил здесь, на Азотном – помню, за углом ДК подкарауливал. Вот уже 46 лет живем вместе!”

Экскурсия по Донецку эпохи юности Салькова оказалась незапланированной, но именно поездка через окраинные районы Донецка, по словам специалиста, оказалась самым ярким событием его нынешнего приезда на родину.

“Моя мечта сбылась! – уверяет он. – Мы проехали фактически мимо того дома, где я родился, где коров пас, где начинал работать и играть в футбол”.

 

Источник: Салон

Новости партнеров

Комментарии: