Василий УТКИН: “Одна четвёртая чемпионского футбола”

название фото

Стадия четвертьфинала большого футбольного турнира – Лиги чемпионов, например, – наилучшее время для оценки его итогов. Несомненно, важно знать, кто в результате одержит победу, и как, и в борьбе с кем; но круг потенциальных победителей, в конце концов, достаточно узок для того, чтобы делать серьезные выводы.

К примеру, в прошлом году в Лиге чемпионов до полуфиналов дошли сразу три итальянские команды; кажется, вот она, тенденция! Но проходит год – и у Италии в Лиге единственный представитель. А ведь это еще даже не полуфинал…

Сейчас в чемпионском турнире осталось по две команды из Франции, Испании и Англии и по одной – из Португалии и Италии. Круг конкурентов примерно тот же, что и в прежние годы, разве что немецкие клубы в восьмерке мы видеть привыкли постоянно, а в качестве изюминки чаще выступало какое-нибудь голландское соучастие. Однако что неучастие одних, что, напротив, попадание в восьмерку представителей из данного круга держав не очень много говорит собственно о национальном футбольном потенциале. Речь идет не о спортивной силе страны, а о турнирной судьбе того или иного клуба. Иными словами, мы имеем скорее удачное выступление “Порту” и не слишком – “Аякса” и “ПСВ” (хотя последний в Лиге успехов не добивался никогда), а не прогресс Португалии и, напротив, отступление голландцев.

Применить подобное рассуждение можно и в других случаях. Например, две французские команды – в значительной степени стечение обстоятельств. “Монако” одолел в одной восьмой наш “Локомотив”; любая из двух команд в этой паре выглядела бы в четвертьфинале достаточно неожиданно. Или “Лион”, самый стабильный клуб Франции, сумевший в своей стране впервые за много лет удержать на два года титул чемпиона, конечно, счастлив сегодня оказаться в числе восьми сильнейших. Но, положа руку на сердце, в число шестнадцати ему было пробиться даже сложнее. Парадокс? Никакого! Для того чтобы выйти в одну восьмую, “Лиону” пришлось биться в групповом турнире с “Баварией”, “Селтиком” и “Андерлехтом”. И не просто зацепиться за плей-офф; французы выиграли эту группу. А уже в одной восьмой соперником “Лиона” был “Реал Сосьедад”, команда крепкая, но не более. Да и сезон проводящая крайне неровно.

А победил бы “Сосьедад”, мы бы боролись с соблазном провозгласить в качестве судьбоносного представительство Испании – оно достигло бы аж трех команд…

Точно так же отступление немцев, которых сегодня в восьмерке нет, – во многом издержка жребия. “Бавария” и “Штутгарт” нарвались в одной восьмой на соперников, которые были им не по силам.

Получается, что нет нужды оперировать понятиями национального стиля и школы, во всяком случае выясняя вопрос о гегемонии; сегодня в Европе соревнуются не они, абстрактные, а конкретные команды-проекты.

Из восьмерки хочется выделить ровно половину команд, а именно “Арсенал”, “Милан”, “Реал” и “Порту”. Эти клубы вообще проводят весьма успешные сезоны; все они лидируют в национальных чемпионатах (плотная борьба идет только в Испании, остальные же почти готовы заранее отмечать чемпионство), все они достаточно успешно сыграли в национальных кубках (“Арсенал” и “Порту” продолжают борьбу, “Милан” выбыл в полуфинале, “Реал” проиграл только в решающем матче). Эти четверо – законодатели моды в своих странах, эта четверка «на ходу». Наверное, не будет слишком уж большой натяжкой назвать их фаворитами в своих единоборствах; так еще вышло, что они оказались, как нарочно, рассеяны по разным парам.

За каждой из этих команд и стоит определенный стиль игры, тактическая доктрина, харизматические фигуры. Кстати, во всем этом сравнительно мало национального. “Порту”, к примеру, весьма своеобразно играет одного форварда. Причем этот форвард – не центральный нападающий-таран сродни Вьери или Диего Тристану. Будь он таким, тактическая отдача от него была бы простой: цепляться за мяч после длинных передач и по усмотрению ждать партнеров или самому идти на ворота. “Порту” играет тоньше, стиль команды – комбинационный, и поэтому центрфорвард – а вернее, единственный форвард – никакой не таран. Он должен быть в первую очередь очень маневренным. Перемещаясь по всему фронту атаки, он готов создать численное большинство на нужном участке поля, и посредством паса команда продвигается вперед. Примечательно, что, когда выступавший в этой роли полтора сезона бразилец Дерлей получил травму и выбыл до лета, на смену ему из запаса разыгрался форвард сходного плана Бенни Маккарти, а не, скажем, литовец Янкаускас, который как раз мог бы исполнить классическую роль центра-верзилы. То есть за таким тренерским решением, за подобным кастингом исполнителей стоит важная, неотменяемая мысль.

Практически то же можно сказать и о других. Например, “Реал” под руководством Карлуша Кейруша в этом сезоне стал куда более «тактической» командой, чем прежде, хотя и опирается, как раньше, в первую голову на мастерство своих выдающихся игроков. Так, Кейрушу удалось хитроумно компенсировать недостаток в центре поля настоящего опорного хава-разрушителя. Такой игрок был – Клод Макелеле, – но был перекуплен Романом Абрамовичем. Стороннему наблюдателю эта компенсация заметна в первую очередь по тому, как глубоко стал играть в этом году Рауль. В испанской прессе его даже указывают сейчас как пятого полузащитника. А форвард, по сути, один – Роналдо. “Реал” настолько наиграл эту схему, в которой роль завершителя атак достается по преимуществу одному и тому же футболисту, что травма Роналдо предопределила спад в игре. Например, в финале национального Кубка против “Сарагосы” “Реал” создал тьму моментов, но реализовать их не сумел. И уступил.

Аналогичную эволюцию претерпел и “Милан”. В прошлом году казалось, что команда идет по пути “Реала” и комплект имеющихся футболистов сам по себе и есть и план на игру, и тактика. Но теперь игра “Милана” выглядит куда сбалансированнее и стабильнее, чем в прошлом году, он надежно собирает очки как в проходных, так и в ключевых матчах. “Милан” избежал неожиданностей и спадов и сегодня лидирует в итальянском чемпионате с почти чемпионским отрывом.

Безусловно, подобное рассуждение применимо практически к каждой из оставшихся в розыгрыше команд. Только “Челси” выбивается из этого ряда; не будем склонять в очередной раз Клаудио Раньери и его возможную судьбу по окончании сезона – факт заключается не в этом, а в том, что “Челси” – совсем молодой проект и только набирает обороты. В остальном и “Депортиво” – долгосрочный проект тренера Ируреты, и “Монако” заявляет миру о новом тренере – Дидье Дешаме, да и в “Лионе” Поль Ле Гуэн вполне созрел для того, чтобы считаться взошедшей звездой в своем профессиональном цехе. Отличие этих команд от перечисленных выше только в том, что они не набрали в нынешнем сезоне такого ошеломительного хода.

Анализируя, тем не менее, их способы игры в футбол, мы снова приходим к выводу: в них очень мало национального. Рваный ритм “Монако” не просто отличается, а, можно сказать, противоположен комбинационной манере “Лиона”. “Челси” с “Арсеналом” даже не тянет сопоставлять в тактическом отношении. “Реал” и “Депортиво” – почти антагонисты; а ведь пары команд в этих сопоставлениях скомпонованы именно по национальному признаку. Таким образом, мы приходим к тому же выводу, что и при анализе количества клубов, пробившихся в восьмерку сильнейших, от каждой страны. Гегемонии одного национального чемпионата нет еще и потому, что понятия самих этих чемпионатов сугубо территориальные. В этом смысле гегемонии сродни той, что праздновали в семидесятые английские клубы или чуть позднее – итальянские, сейчас просто не может быть. Нынешний клубный футбол – праздник совершенно иного рода. Космополитически разнообразного, куда более персонифицированного – что через подбор игроков, что через взгляды тренеров на современную футбольную жизнь.

Источник: “Газета”

Новости партнеров

Комментарии: