Андрей ПЯТОВ: «Кто такой «Вердер»? С «Динамо», конечно, пришлось сложнее»


Андрей ПятовГолкипер донецкого “Шахтера” и национальной сборной Украины Андрей Пятов стал лучшим футболистом мая на территории стран СНГ и Балтии по итогам традиционного опроса “Звезда”.

ВСЕ, ЧТО НИ ДЕЛАЕТСЯ, — К ЛУЧШЕМУ

– В донецкой футбольной тусовке ходит такая шутка: дескать, хорошо, что Пятов напортачил в осеннем матче Лиги чемпионов с “Барселоной”, когда на последних минутах не удержал легкий мяч в руках, Месси добил его в сетку, чем настолько обескуражил футболистов “Шахтера”, что в добавленное арбитром время они пропустили от аргентинца еще один гол. Не случись всего этого, “Шахтер” мог выйти в плей-офф Лиги чемпионов и… точно остался бы без Кубка УЕФА. Как вам такая трактовка событий?

– Она лежит в русле житейского принципа, которого всегда придерживаюсь: “Все, что ни делается, — к лучшему”.

– Какие матчи в Кубке УЕФА были для вас самые трудные?

– С киевским “Динамо”, конечно. И не только для меня, все ребята говорили об этом. С динамовцами у нас давние и особые счеты, поэтому в психологическом плане полуфинал получился наиболее сложным испытанием.

– Неужели сложнее, чем 120-минутный финал с “Вердером”?

– Сложнее, конечно. Кто такой для нас “Вердер”? Обычный соперник, не вызывающий никаких ассоциаций. “Динамо” же — случай особый.

– Тем не менее в матче с этим “обычным” соперником не обошлось без вратарского ляпа, который, правда, потом вы с лихвой компенсировали двумя отличными “сэйвами”. Как вы позволили “Вердеру”, первый раз ударившему в створ ворот, сравнять счет?

– Что тут скажешь?.. Грубо ошибся. Самое обидное: прекрасно все видел — и момент удара, и полет мяча. Но так и не решил для себя, что с этим мячом делать: отбить кулаками куда подальше или попробовать взять намертво. В последнее мгновение решил все-таки ловить, но мозг уже не успевал передать команду рукам, они оказались слишком расслабленными, и мяч, можно сказать, пробил ладони.

– Они вам тут же понадобились, чтобы подбежавший Дарио Срна ударил по ним своими ладонями и что-то сказал. Что именно?

– Дословно уже не помню, но что-то вроде “все нормально”, “забудь и не дергайся”, “продолжаем играть”.

– Долго в себя приходили?

– Минут пять, не больше. Быстро выполнил завет капитана: забыл.

– Зато в субботнем отборочном матче ЧМ-2010 в Загребе Срна вас не пощадил, когда на второй минуте коварно пробил со штрафного, и Петрич добил отскочивший от голкипера мяч в сетку.

– Бывает. Но в целом мы сыграли неплохо, и 2:2 — нормальный результат для выездного матча со сборной Хорватии.

СЛУШАЙ И МОТАЙ НА УС

– Возможно, вы единственный в мире голкипер, который бегает через все поле, чтобы вместе с полевыми игроками отпраздновать гол в чужие ворота. Что это — привычка? Примета? На все ли матчи она распространяется или только на самые важные?

– Можно сказать так: привычка, которая стала приметой. Причем началось это сравнительно недавно, прошлой осенью. Вы помните, как тяжело нам давались очки в чемпионате. 21 ноября дома играли со “Львовом”, и когда Леша Гай в начале второго тайма открыл счет, ноги сами понесли к чужим воротам. С того дня повелось…

– Почему, как я заметил, бегаете только на первый гол?

– (
Смеется). На большее сил не хватает. К тому же, если “Шахтер” забивает первым, он уже не проигрывает. Из этого правила на моей памяти было только два исключения: тот злополучный матч с “Барселоной”, но он и состоялся раньше, чем родилась моя привычка-примета, и игра в Лондоне с “Тоттенхэмом”, где англичане открыли счет, но когда Фернандинью сравнял его на 89-й минуте, я все равно побежал.

– Кого из нападающих, угрожавших вашим воротам в Кубке УЕФА, вы могли бы выделить?

– Пожалуй, в первую очередь это Вагнер Лав из ЦСКА. Форвард высочайшего класса. Хорошо, что нашим защитникам удалось с ним справиться, и он забил гол в Москве только с пенальти. Большая угроза всегда исходит от киевлянина Милевского, которого знаю еще по молодежной сборной Украины.

– При подготовке к матчам изучаете наиболее опасных для голкипера игроков-соперников?

– Так чтобы специально, самостоятельно — нет. Только в рамках теоретических занятий, которые проводит Луческу. Наш тренер как никто другой умеет подчеркнуть сильные стороны того или иного футболиста. Сиди, внимательно слушай и мотай на ус.

– Выигрыш Кубка УЕФА для вас самого стал неожиданностью? Тот же Луческу, например, заявил, что воспринял случившееся с большой радостью и в то же время — как должное.

– Мы были уверены в себе, это правда. Однако о трофее никто вслух не говорил. Просто решали отдельно взятые задачи по мере их поступления: “Тоттенхэм”, ЦСКА, “Марсель”, “Динамо”… А когда добрались до финала, Луческу сказал: “Если бы мы вылетели на любой другой стадии, было бы только обидно, но проиграть в финале будет по-настоящему больно”. Пройти через эту боль мы не хотели.

КТО НАС ВЫВОДИТ В МАСТЕРА

Валерий Поркуян, Владимир Веремеев, Вадим Евтушенко, Михаил Михайлов, Андрей Канчельскис… Если вы еще не знаете, что общего у этих замечательных игроков, разбросанных судьбой по разным футбольным поколениям и хорошо известных на всем постсоветском пространстве, готов немедленно внести ясность. Все они начинали играть в футбол в украинском городе Кировограде, майский лауреат нашей “Звезды” Пятов — из того же гнезда.

Теперь, правда, гнездо разорили, и за футбольным счастьем нужно лететь в другие края, причем чем раньше, тем лучше. Даже если крылья еще до конца не окрепли. Вратарь Пятов улетел в 16 лет. Для начала — в Полтаву.

– Кого считаете своим крестным отцом по вратарской линии?

– У меня таких “отцов” несколько. Это тренер вратарей в “Ворскле” Сергей Собецкий, настоявший на том, чтобы я, пацан, играя за дубль, тренировался с главной командой. Это нынешний капитан полтавского клуба Сергей Долганский, который, будучи уже опытным голкипером, добровольно стал моим “дядькой” — наставником и очень помог постичь многие премудрости нашей футбольной профессии. Ну и, конечно же, это Виктор Васильевич Носов, светлый человек и замечательный тренер, который доверил мне место в воротах “Ворсклы”. Жаль, что его уже с нами нет…

– Где вы раньше ощутили себя заметной фигурой — в клубе или в молодежной сборной Украины, с которой в 2006 году стали вице-чемпионом Европы?

– Затрудняюсь ответить. Тут важна не столько самооценка, сколько оценка тренеров, болельщики. Конечно, засветиться в молодежной сборной, да еще в момент ее славы, было гораздо легче, чем в дубле “Ворсклы”. Благодаря удачному выступлению на турнире в Португалии я получил приглашение в “Шахтер”.

ЛУЧШИЙ В МИРЕ — БУФФОН

– Не считаете, что поторопились с пятилетним контрактом в Донецке: заключили его в декабре 2006 года — и “Шахтер”, как говорится, не глядя, отправил вас на полгода в аренду… в Полтаву?

– Начнем с того, что в “Шахтер” дважды не зовут. Что касается аренды, то ее инициировал вовсе не “Шахтер”, а я сам, заручившись поддержкой президента “Ворсклы”. Это было одним из условий соглашения с донецким клубом.

– Смысл?

– В Полтаве я провел в общей сложности шесть лет, и был признателен “Ворскле”, сделавшей из меня вратаря. После первого круга чемпионата-2006/07 страны уйти “по-английски” не мог, потому что перед полтавской командой встала проблема выживания в высшей лиге. Чтобы не случилось самого худшего, я был обязан остаться, помочь и уже потом с чистой совестью перебираться в Донецк.

– Войцех Ковалевски, Стипе Плетикоса, Ян Лаштувка, Богдан Шуст — перспективы этих голкиперов в “Шахтере” поначалу казались безоблачными, однако на поверку все вышло иначе. Вы не боялись таких зигзагов судьбы?

– По-моему вообще не стоит над этим задумываться. Сегодня тебе судьба широко улыбается, а завтра все может измениться. Это футбол. Когда журналисты спрашивают, ощущаю ли я себя первым номером в клубе, не говоря уже о сборной, всегда искренне отвечаю: нет. Больше скажу: если такое ощущение вдруг придет, постараюсь сразу прогнать его подальше. Чтобы не возникло желания, как говорят в таких случаях, почивать на лаврах.

– Кого считаете лучшим голкипером в современном футболе?

– Буффона. У него безупречная вратарская техника.

– Сами где себя увереннее чувствуете — в рамке ворот или в игре на выходах?

– Трудно сказать. В рамке всегда чувствовал себя нормально, да и вратаря без хорошей реакции в принципе быть не может. Что касается игры на выходах, когда нужно помочь защитникам справиться с угловым или другим навесом, тут имеют значение не столько природные данные, сколько вратарский опыт. Раньше после одной-двух ошибок подолгу не получалось прийти в себя. Теперь ощущение уверенности возвращается быстрее. Опытнее становлюсь.

ВТОРОГО “ДИНАМО” НЕ НАДО

– Когда в ваши ворота назначают пенальти, стараетесь реагировать по удару или бросаетесь наугад — авось повезет?

– Пенальти — это психологический ребус, который одновременно, но каждый со своей колокольни, пытаются решить вратарь и тот, кто бьет с 11-метровой отметки. Чтобы угадать направление удара, желательно все-таки стоять до конца.

– Кубок УЕФА — достаточная компенсация для “Шахтера” за утрату чемпионского титула в Украине и проигрыш Кубка страны?

– В нашей ситуации, когда с мечтой о чемпионстве пришлось расстаться еще после первого круга, — компенсация более чем достаточная. Чемпионами мы еще, не сомневаюсь, станем, а Кубок УЕФА уже никто никогда не выиграет, потому что такого турнира больше не будет.

– Зато киевские динамовцы извлекли из своего чемпионства максимум выгоды: они сразу попали в групповой турнир Лиги чемпионов, в то время как “Шахтеру” предстоит стартовать с отборочного турнира. Вы где-то уже сказали, что не хотели бы на этом этапе получить в соперники другое “Динамо” — московское. Почему?

– Наверное, по ассоциации: единственное поражение в Кубке УЕФА мы потерпели именно в российской столице.

– Когда зимой заговорили о возможном переходе Луческу в “Фенербахче”, назвалась и ваша фамилия. Что бы это значило?

– Понятия не имею. Даже приблизительно не могу предположить, откуда берутся подобные слухи.

– Вам они неинтересны?

– Не обращаю внимания.

– Неужели не хочется испытать себя в известном европейском клубе?

– Думаю, по части известности “Шахтер” уже намного превзошел “Фенербахче”. В Донецке меня все устраивает, а как сложится дальше — кто знает… Могу еще раз повторить: при любых обстоятельствах остаюсь приверженцем житейского принципа: “Все, что ни делается, — к лучшему”.

Источник: СПОРТ-ЭКСПРЕСС

Новости партнеров

Комментарии: