Валерий ГАЗЗАЕВ: «Южные люди очень ранимые»

Из всех российских тренеров наиболее успешно с бразильцами работал Валерий Газзаев. Игроков из его ЦСКА регулярно вызывали в сборную Бразилии, что само по себе – знак высокого качества.

– Как вы считаете, четыре бразильца в одной команде – не слишком много?

– Все зависит от качества приглашенных футболистов. Глупо отказываться от игроков уровня Вагнера Лав, Карвалью, Жо или Дуду, одновременно выступавших у нас в ЦСКА. Каждый из них усилил бы любую российскую команду. И я о них после ухода из армейского клуба могу сказать только самые теплые слова.

– Но не получается ли в таком случае мощной бразильской группировки в коллективе со своими традициями и взглядами на футбол, идущими, может быть, вразрез со сложившимися российскими?

– Безусловно, бразильцы – люди с другого континента, со своими привычками, нравами, традициями, ментальностью, характерами. Многим из них нелегко принять новые порядки в команде, вообще адаптироваться в нашем футболе, вписаться в российскую действительность. Сталкиваясь с этим, кое-кто быстро разочаровывался в приглашенных бразильцах, начинал сетовать на создаваемые ими в команде проблемы, на мой взгляд, перекладывая на них собственную вину. Если тренер постоянно, ежедневно контактирует с бразильцем, объясняет ему не только российские нормы поведения в команде, но и каждый нюанс в игре, да и в быту, он обязательно получит полную отдачу от игрока и сведет к минимуму его, а значит, и свои проблемы. В чемпионские титулы ЦСКА, в выигрыш Кубка УЕФА бразильцы наряду с российскими игроками внесли неизмеримый и неоспоримый вклад. В нашей команде они продемонстрировали высший уровень, стали кандидатами в национальную сборную. Так что дело не в количестве, а в качестве и в тренерском умении найти подход к каждому легионеру. Не только бразильцу.

– Часто можно слышать, что бразильцы не слишком дисциплинированны, нередко, например, задерживаются дома после отпусков…

– Идеальных людей не существует, у каждого есть недостатки, на которые приходится обращать серьезное внимание. Бразильцы, как южные люди, более эмоциональные, ранимые, и это надо учитывать в работе с ними, применять какие-то особые педагогические приемы. Но мне, например, с бразильцами в команде работать интереснее. Они привносят в игру свой колорит, высочайшую технику, темперамент, расширяют тактический спектр команды и в итоге дают результат.

– Можно говорить о том, что бразильцы способствовали прогрессу российских игроков ЦСКА?

– По части индивидуального мастерства лучшие бразильские игроки непревзойденны. И вообще слияние передовых национальных футбольных школ всегда плодотворно. Но не стану утверждать, что процесс обучения в ЦСКА был односторонним. Бразильцы тоже многое переняли у лучших российских футболистов – и в тактическом плане, и в плане психологической устойчивости, да и в каких-то иных аспектах.

– Неужели в ЦСКА не возникало конфликтов, если так можно выразиться, на национальной почве – между русскими и бразильцами?

– Бесконфликтных команд нет в природе. Как и в каждой семье, в команде временами может возникнуть определенное недопонимание между ее членами независимо от их национальной принадлежности. И здесь особенно важна роль тренера, его умение урегулировать конфликт без ущерба для его участников. Мелкие конфликты в ЦСКА случались, отдельные журналисты пытались их раздуть: мол, игрок не так ушел с поля, недовольно посмотрел на тренера – но это же мелочи. Серьезных конфликтов у нас не возникало.

Источник: СПОРТ-ЭКСПРЕСС

Новости партнеров

Комментарии: