Сергей ХАРЧЕНКО: «Рынок телевизионных прав нуждается в «перепрограммировании»

Сегодня в Киеве состоялась пресс – конференция Сергея Харченко, который является руководителем фонда “Спорт против наркотиков, табака и злоупотребления алкоголем”. Отмечу, что этот фонд был создан в 2004 году и в течение пяти лет используется в продвижении различных проектов, популяризирующих спорт и здоровый образ жизни.

– Фонд является участником компании “Медиа Спорт Промоушен”. Компании, которая тесно участвовала в создании рынка рекламных и телевизионных прав в 2004 – 2008 годах и сегодня Фонд хотел бы высказать свою позицию относительно того, что происходит на рынке коммерческих прав чемпионата Украины по футболу, – сказал Сергей Владимирович.

Для начала хочу сделать небольшой экскурс в историю и рассказать, как формировался единый пул коммерческих прав.

А началось все в 2004 году, когда жизнь свела меня с президентом ПФЛ Равилем Сафиуллиным. Первым результатом нашего знакомства стало создание и проведение поединка за Суперкубок Украины. Если не ошибаюсь, это было первое мероприятие, которое позволило клубам заработать деньги. Уже в первом финале призовой фонд составлял 75 тысяч долларов, и эта сумма, кстати, и по сей день остается неизменной.

Затем один из моих российских коллег подсказал, что в ведущих чемпионатах уже давно успешно используется схема единого пакета прав, когда права всех участников чемпионата собираются в единый пакет, что позволяет вести централизованный маркетинг. С этой схемой я пришел к Равилю Сафиуллину и “с чистого листа” мы стали продвигать эту идею. Уже тогда было понятно, что главной составляющей, которая бы позволила рассчитывать на успех, является разделение вопросов бизнеса и футбольной политики. На протяжении всей своей деятельности мы старались соблюдать этот принцип.

В 2005 году МСП получила поддержку большинства клубов элитного дивизиона, нам поверила Федерация футбола. Мы сумели убедить ФФУ, что для получения финансовых дивидендов нам нужны долголетние контракты, чтобы создать правовую основу. Результатом диалога ФФУ и МСП стало подписание лицензионного договора. Кроме того, федерация передала нашей компании эксклюзивную лицензию на торговую марку “чемпионат Украины по футболу”. Подчеркну, что действие контракта рассчитано до 2015 года.

Не скрою, уже тогда ряд клубов (“Динамо”, “Днепр”) занимали несколько обособленную позицию и намеревались самостоятельно реализовывать телевизионные права. Однако в процессе переговоров, убеждения и поиска баланса нам удалось подключить и эти клубы к единому пакету прав. В мае 2008 года мы уже имели полноправный пакет прав всех субъектов, которые находятся в рамках проекта чемпионат Украины по футболу.

МСП выступило в роли посредника, которому удалось дистанцироваться от всяких политических вопросов, найти баланс интересов и получить свою законную комиссию (а так работает весь рекламный рынок).

Три года этот проект работал и приносил результат. Так, в сезоне-2005/06 клубы разделили между собой 600 тысяч долларов. Следующие два сезона шли по нарастающей и уже в сезоне-2007/08 клубы получили отчисления порядка 2,5 миллионов долларов. В мае 2008 года МСП гарантировала клубам 6,5 миллионов долларов с продажи следующего сезона.

Однако затем, как вы знаете, владельцы клубов приняли решение создать Премьер-лигу. Главной целью этого шага было создание бизнес-продука. Но прошел уже год и я, как профессионал, который не понаслышке знает, что такое рынок телевизионных прав утверждаю, что на сегодняшний момент этот самый рынок – разрушен. Его практически нет. Та работа, которую проводила ПФЛ, ФФУ, а двигателем выступала МСП – растеряна. Единства в Премьер-лиге нет, политика опять влезла в бизнес. Мы наблюдаем склоки и агрессию, а единый пул коммерческих прав разрушен… Но я ведь год назад предупреждал об этом господина Данилова, но у Виталия Богдановича была четкая позиция: “МСП не будет в схеме. Посредник нам не нужен”.

Я пытался доказать, что весь футбольный мир (УЕФА, ФИФА) использует такие компании именно для того, чтобы отделить бизнес от политики. Чтобы в тишине и спокойствии, 24 часа в сутки, можно было заниматься зарабатыванием денег для клубов. Но Данилов посчитал, что Харченко много возомнил о себе. Сначала мне был предложен пост коммерческого директора Премьер-лиги. Я отказался, и после этого на МСП стало осуществляться давление, целью которого было вытеснение компании с рынка. Тогда мы не стали вступать в конфронтацию и передали ПЛ все свои наработки, контракты, чтобы новая организация смогла развивать это направление.

К сожалению, Премьер-лига большую часть своей работы уделяла не вопросам коммерции. Думаю, сейчас это видно достаточно четко. Произошла разбалансировка ситуации и на сегодняшний момент система “продажи” чемпионата непонятна. Первенство стартовало, но клубы не знают на какие отчисления и бонусы они могут рассчитывать по итогам сезона.

Для меня непонятными остаются два момента, на которые я бы хотел получить ответы.

Первое. На каком основании Премьр-лига провела тендеры на продажу медиа-прав сезонов 2009/10 и 2010/2011? Это чисто юридический вопрос. Если я не ошибаюсь, и мне не изменяет память, как генеральный директор МСП Харченко Сергей подписал сублицензию о передаче торговой марки “чемпионат Украины по футболу” в пользу ООО “Премьер-лига” только на сезоны 2008/09 и 2009/2010.

Второе. По условиям лицензионного контракта Премьер-лига обязалась согласовывать передачу лицензии на освещение матчей ПЛ с МСП. Ни одного такого согласования Премьер-лига не произвела.

Есть и другие моменты юридического характера.

В настоящий момент фонд, как участник МСП, детально рассматривает документальную базу, формирует свою позицию, чтобы передать ее топ-менеджменту МСП, который в переговорном процессе с Премьер-лигой постарается найти ответы на вопросы, перечисленные выше.

На сегодняшний момент моей целью является аккумуляция всех прав, находящихся в клубах, ФФУ, ПЛ и МСП в единый пакет прав. Фонд и МСП знают, как эти права аккумулировать и как ими успешно управлять. У нас есть предварительные договоренности с партнерами: ведущим телеканалом Украины, а также семью клубами элиты. Если переговоры с Премьер-лигой не приведут к торжеству справедливости, мы пойдем своим путем. Возможно, возникнет ситуация, при которой клубы будут объединяться “по интересам” вокруг телеканалов или спонсоров. Кстати, такая система действует в Испании.

– В случае если переговоры с Премьер-лигой не увенчаются успехом вы готовы судиться?

– С 2004 года нам удавалось цивилизованно выстраивать отношения и с Коломойским, и с Суркисом, и с Сафиуллиным… Говорили им: рассматривайте нас как партнеров. Маленьких, но со своей командой, позицией, пониманием ситуации.

Я готов пройти все необходимые процедуры для того, чтобы добиться справедливости. Мы должны немедленно сесть за стол переговоров и выдвинуть обоюдные условия. Если мы не сумеем договориться, тогда, наверное, следует подключить компетентные органы ФФУ. Если там нам скажут, что мы не правы – примем это как должное. Но если там подтвердят нашу правоту, тогда будьте любезны, верните все права в МСП, мы знаем, что с ними делать.

– Вы знаете, сколько денег Премьер-лига заработала за прошлый сезон?

– Нет, такой информацией я не владею. Но я точно знаю, что титульного спонсора – компанию “Эпицентр” – ПЛ получила во многом благодаря работе МСП. У нас были очень продолжительные переговоры с этой организацией, которая в итоге согласилась вложить в футбол 4 миллиона долларов. Однако когда наш диалог с господином Даниловым пошел не в конструктивном русле, тендер был отложен на конец июля и “Эпицентр” увидев, что нет консолидированной позиции, стал снижать сумму контракта. В конечно итоге тендер стартовал с 2,5 миллионов долларов.

Продолжая тему взаимоотношений МСП и Премьер-лиги, замечу, что наши оппоненты посчитали, что они могут действовать с позиции силы. Поэтому и мы решили пересмотреть свою позицию – рынок телевизионных прав чемпионата Украины по футболу нуждается в “перепрограммировании”, необходимо войти туда и помочь ему окончательно не разрушиться.

– Какую позицию на этот счет занимает ФФУ?

– Я не знаю. В случае если диалог с Премьер-лигой не приведет к взаимопониманию мы обратимся в Исполком ФФУ, КДК, тогда и узнаем их позицию.

Для того чтобы реанимировать ситуацию, считаю, медиаправа нужно консолидировать в руках коммерческой структуры – чистой и прозрачной.

– Сколько клубов Премьер-лиги готовы передать вам свои медиаправа?

– Я надеюсь, что нас поддержат все клубы, но на сегодняшний день Фонд имеет предварительные договоренности с 7 клубами.

– То есть вы можете создать альтернативный пул?

– Да. Результатом этого станет конкуренция, в которой ничего страшного нет. Компании будут бороться за клубы, а те в свою очередь смогут решить, у кого условия лучше. А политики здесь нет.

– А если, к примеру, “Динамо” решит реализовывать свои права самостоятельно?

– Тем будет интересней – возникнет смешанная система. Наверное, нам необходимо пройти этот путь, для того чтобы вернуться к результату мая 2008 года. В конечном итоге нужно будет консолидировать силы, и объединиться в единый пакет. Кто это сделает, покажет время. Нам придется еще раз доказывать свою состоятельность и умение работать на этом рынке. Повторюсь, наша цель – объединить все права.

Вторая часть пресс-конференции касалась социальных и других проектов Фонда. К примеру, производства видеопродукции, популяризирующей здоровый образ жизни, развития пляжного футбола, а также совместного проект с министерством семьи, молодежи и спорта относительно создания и реанимации рынка спортивных сооружений на территории Украины.

 

Источник: UA-Футбол

Новости партнеров

Комментарии: