Эдуард МАЛОФЕЕВ: «Меня объявили заболевшим, а главным тренером назначили Лобановского»


Эдуард МалофеевЕсли мы говорим о белорусском футболе, то обязательно подразумеваем Эдуарда Малофеева. И так – на протяжении четырех, наверное, десятилетий. Они, как Ленин и партия…

Блестящий в прошлом форвард, успешный тренер, подаривший скромному минскому “Динамо” союзное чемпионство в 1982-м, крестный отец искреннего футбола, принципиальный оппонент Валерия Лобановского. Уже в новейшей истории два великих тренера встретились вновь. Восемь лет назад сборные Украины и Беларуси боролись за путевку на мундиаль в Японию и Корею. Сейчас, когда две сборные вновь в одной отборочной группе, Эдуард Васильевич работает в Санкт-Петербурге, где он – рулевой местного “Динамо”, выступающего во второй российской лиге.

“Если судья не прав, он все равно прав”

– Эдуард Васильевич, хорошо помните отборочный цикл чемпионата мира-2002? Сборные Украины и Беларуси угодили в одну группу… Много копий было сломано вокруг матча в Минске. У вас случился конфликт с киевскими динамовцами Александром Хацкевичем и Валентином Белькевичем, которых вы заменили по ходу игры?

– Я бы не употреблял слово “конфликт”. Просто всегда говорю на установке: “Если кто-то не будет выполнять принципы игры, то я могу и предателем назвать… Чувствуете, что не готовы, перегорели – скажите об этом честно”. Поэтому я и заменил Сашу и Валика. Иной подоплеки не было, что бы ни писали в прессе.

– В сентябре 2001-го оба гола в ворота вашей команды забил Андрей Шевченко, и год назад Шевченко принес победу украинцам…

– …Игру во Львове я смотрел. Обидно за соотечественников. Хотя… даже если судья не прав, он все равно прав. Играть нужно на две головы выше соперника.

– В нынешнем цикле сборная Беларуси вообще зарекомендовала себя неплохо – долгое время претендовала на второе место в шестой группе, но, уступив в субботу Хорватии, фактически выбыла из борьбы за путевку на ЧМ-2010. Согласны с тем, что в Загребе подопечным Бернда Штанге просто не повезло? И повышает ли неудача его подопечных шансы Украины на вторую позицию?

– Если честно, сейчас не хочется делать какие-либо прогнозы, давать оценки. Вы уж не обижайтесь. Все решится на футбольном поле, а второе место пускай займет тот, кто больше этого заслуживает.

– Эдуард Васильевич, уверен, что вы знаете белорусский футбол изнутри. По своей структуре он часом не напоминает советский?

– Что вы имеете в виду?

– Например, серьезное участие государства в поддержке спорта?..

– Я говорю о нравственной стороне вопроса. В этом плане Беларусь была лучшей республикой в бывшем СССР. И сейчас таковой осталась. Там нет немыслимых гонораров у футболистов, нет перегибов. А государство, вы правы, помогает. Так это же здорово!

– Прошлой зимой президент УЕФА Мишель Платини наградил вас изумрудным орденом “За заслуги”. Ходатайство на представление вас к награде УЕФА подала Федерация футбола Беларуси. Но ведь формально вы российский тренер! Не обидно, что историческая родина осталась в стороне?

– Знаете, я не разделяю Россию и Беларусь. Я – русский, но человеком-то стал в Беларуси, понимаете… Отдал всю жизнь белорусскому футболу. Поэтому нет никаких противоречий, что именно они подали ходатайство в УЕФА.

– Чемпионство минского “Динамо” в первенстве СССР-1982 так и осталось единственным и для команды, и лично для вас…

– Великолепное время было. Я поставил тренировочный процесс на научную основу. Мы играли в хоккей, занимались акробатикой. Великий тренер Михаил Якушин приезжал проверять нас по линии ЦС “Динамо” и не сразу понял мою методику. Но она дала результат. Опять же люди судачили, что футболистов в Минске озолотили. Ерунда все это. По телевизору нам за чемпионство подарили.

После каждого сезона я распечатывал свои конспекты. И многие ребята из той плеяды, закончив играть, стали тренерами. Михаил Вергеенко, Сергей Боровский сборную Беларуси возглавляли, Андрей Зыгмантович, Георгий Кондратьев – все при деле.

“Чемпионат СССР мы выиграли честно!”

– Зато в Украине и по сей день уверены, что московский “Спартак” не слишком-то напрягался в заключительном матче чемпионата-1982 с минском “Динамо”, чтобы оставить без “золота” “Динамо” киевское Валерия Лобановского…

– На тот период мы были на десять голов сильнее москвичей. До этого в манеже обыграли московское “Динамо” – 7:0. Ко мне генералы подходили, говорили, мол, вы что, обалдели?! Куда так много! Позорите команду… А что я должен делать, говорю, если ваши играть не умеют?! Легендарный спартаковец Андрей Старостин спрашивал: “Вы что, и “народную команду” собираетесь разорвать?..” Честно мы выиграли чемпионат! Не стоит рыться в хронологической пыли бытописания земли, не по-христиански это.

– Ваше противостояние с Валерием Лобановским касалось только понимания игры?

– Не было конфликтов у нас никогда! Не было! Их искусственно раздували. Плохо мы друг о друге никогда не отзывались. Где-то на собраниях в Москве могли полемизировать, порой жестко. Да, у Валерия Васильевича была своя концепция, у меня – своя линия жизненная. Но подлости друг другу мы не делали.

– И обиду за 1986 год, когда Лобановский вместо вас повез сборную на чемпионат мира в Мексику, на Валерия Васильевича не держали?

– Какие могут обиды?! Так Богу, значит, было угодно. Изначально чиновники предлагали мне взять Лобановского вторым тренером. Считаю, я поступил честно, сказав, что буду сам отвечать за результат. Гарантировал место не ниже третьего. Однако меня объявили заболевшим, а на пост главного тренера назначили Валерия Васильевича. Все решалось в высоких кабинетах.

– Олег Блохин в различных интервью утверждал, что он “приложил руку” к вашей отставке с поста тренера сборной перед ЧМ в Мексике. Что скажете?

– Первый раз об этом слышу! Это был заговор? Если он так сказал, то это не делает Олегу чести. История-то, наверное, заключалась в том, что в какой-то момент я перестал привлекать в сборную Блохина и Александра Чивадзе, затем вернул, но играли они мало, большей частью лечились.

– Встретитесь с Олегом Владимировичем, подадите ему руку?

– Самое страшное в жизни – злопамятство. Всегда мы с Олегом здороваемся, и будем здороваться.

– В 1990-м, после провального для сборной СССР чемпионата мира, вы предложили Лобановскому покаяться в церкви.

– Думаю, Валерий Васильевич, вечная ему память, верил в Бога, но не афишировал это. Я же делал и делаю все открыто. Мне показалось, что о своих ошибках Лобановский не говорит. Вот я на эмоциях и предложил ему “покаяться”. Васильич парировал: “Каяться я буду в церкви, а здесь отчет о проделанной работе”.

“Лукашенко – это Малофеев в молодости”

– Еще раньше, в 1984-м, вы должны были везти сборную на Олимпиаду в Лос-Анджелес. Однако в дело вмешалась большая политика.

– Стыдно об этом вспоминать, но когда в Олимпийском комитете собрали тренеров сборных по всем видам спорта, мне дали в руки бумагу из ЦК, и я с трибуны клеймил позором “проклятых капиталистов” как “иерихонская труба”. Голос-то у меня был поставленный. Считал, что правильно мы не поехали в Америку. Стыдно, повторюсь.

– А с кем из политических деятелей сталкивала судьба?

– Когда я заиграл в Минске, то посыпалось множество предложений от элитных клубов. Виктор Маслов приглашал в киевское “Динамо”. Думаю, остался в Белоруссии благодаря первому лицу республики Петру Машерову. Он меня “медвежонком” называл (смеется). “У тебя сердце крепкое, а уедешь из Минска, оторвешь от него частичку”, – сказал однажды он. Проникся я словами Петра Мироновича. Вся сознательная жизнь с Беларусью связана.

– Нынешний президент республики Александр Лукашенко – человек, одержимый спортом?

– Одержимый? Не то слово! Едва я возглавил сборную в 2000-м, как был приглашен на обед к президенту. Лукашенко почувствовал мою неловкость и говорит своим помощникам: “Вы знаете, кто такой Лукашенко? Это Малофеев в молодости!” Мы оба рассмеялись.

Источник: “Новая”

Новости партнеров

Комментарии: